Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы построения организационных структур

 

Характер и масштабы современного производства обусловлива­ют возрастающее значение организации его управления, т.е. структуру управления.

Организационная структура управления хозяйственной едини­цы представляет собой упорядоченную совокупность подразделе­ний управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и по горизонтали. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие подразделения аппарата управления. Струк­туру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на дос­тижение конечных целей менеджмента. Организационные струк­туры управления формируются под воздействием множества фак­торов. Важнейшими из них являются функции управления (их со­став, объем и содержание), численность работником, количество и размеры производственных подразделений, количество и но­менклатура выпускаемой продукции, уровень организации произ­водства и др. Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов струк­тур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Система органов управления строится в иерархическом по­рядке, выражающемся в обособлении нескольких уровней уп­равления. Концепция иерархической структуры была сформули­рована немецким социологом Максом Вебером. Ее основными принципами-положениями являются: четкое разделение труда, требующее использования на каждой должности соответствую­щих специалистов; иерархичность управления, при которой ни­жестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоя­щим; наличие правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения задач и обязанностей. Для выполнения отдельных функций управления каждая ступень имеет ряд звеньев, число которых зависит от уровня управления. Можно выделить ниж­ний, средний и верхний уровни управления.

Нижний уровень управления осуществляет производственный Процесс. К нему поступает вся первичная информация о состоя­нии объекта. Здесь производится переработка информации и не­посредственное линейное управление.

Средний уровень направляет ход работ и организует обслу­живание. На этом уровне наибольшее значение имеет опера­тивное управление производством и его обслуживанием. Фун­кции линейного управления сохраняются, но в меньшем объеме. Информация сюда поступает в более обобщенном виде. Эта первичная документация обрабатывается, и в виде обобщен­ных документов (рапорты о суточной производительности, расходах материально-технических средств, качестве сырья и продукции, производственной мощности и др.) представляет­ся в верхний уровень.

Верхний уровень осуществляет технико-экономическое пла­нирование, оперативное управление, бухгалтерский учет, орга­низацию труда, совершенствование техники и др. На этом уров­не осуществляется руководство работой в целом, контролиру­ется и осуществляется подготовка всех элементов производства. Выполнение этих функций возлагается на специальные подраз­деления, создаваемые при руководителях отдельных уровней управления.

Многосторонность содержания структур управления представ­ляет множественность принципов их формирования. Важнейши­ми требованиями, которым должны удовлетворять организаци­онные структуры управления, являются: возможно меньшее число ступеней иерархической лестницы, разумная гибкость, мини­мум затрат времени на принятие и реализацию обоснованных решений. При этом необходимы: обеспечение адекватности орга­низационной структуры управления внутренней структуре объекта управления; определение состава, содержания и объема функ­ций, которые должны реализоваться в данной системе; подго­товка положений о каждом структурном подразделении; состав­ление должностных инструкций; установление критериев эффек­тивности работы аппарата управления, его структурных подраз­делений и отдельных работников.

В целях установления оптимального количества уровней и сту­пеней в структуре рекомендуется:

 

  • укрупнять цели и задачи, специализировать функции, выпол­няемые системой и ее подсистемами;
  • уменьшать объем работ по управлению производственными под­разделениями путем сокращения количества объектов управле­ния на базе укрупнения предприятий и их подразделений;
  • перераспределять функции между уровнями для более обо­снованного разграничения полномочий и ответственности;
  • повышать производительность управленческого труда с по­мощью механизации, автоматизации и лучшей организа­ции труда.

 

Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной сто­роны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой.

При этом полномочия руководителя любого уровня опреде­ляются не только внутренними факторами, но и факторами внеш­ней среды.

При построении структуры управления необходимо учиты­вать условия, в которых ей предстоит функционировать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя среда предприятия и внешняя среда в бизнесе | Типы построения организационных структур управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.