Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место России во всемирной истории




История России – часть мировой истории. Поиски ее места в мировом историческом процессе ведутся уже не первый век. Существует несколько точек зрения по этой проблеме.

Первая сводится к тому, что по географическому местоположению своего исторического центра, влиянию христианской религии, историческим корням в Греко-византийской и западноевропейской культурах Россия принадлежит к западному типу цивилизации. Как составную часть Европы предлагали рассматривать ее «западники», или «европеисты». Они утверждали, что Россия с принятием христианства стала вместилищем ценностей, которые лежат в основе западной цивилизации. Окончательно встав на путь европеизации со времен Петра I, страна просто немного отставала в своем развитии, поэтому ее задача – как можно быстрее идти по западному пути.

Этой точке зрения близка марксистская концепция истории России. Ее сторонники предлагают рассматривать Россию по аналогии с обществами западной цивилизации. Как и а Европе, в России происходила смена общественно-экономических формаций, хотя и с некоторым запозданием. Однако во второй половине XIX в. она резко ускорила свое развитие и почти одновременно с Западом подошла к монополистическому капитализму, а затем быстрее других к следующей стадии развития – к социализму. Правда здесь возникают вопросы, когда и каким образом Россия успела опередить Европу, в чем это выразилось, и почему ни одна из развитых европейских стран не последовала ее примеру. Теория не дает ответа на эти вопросы.

Высказывается и противоположное мнение, согласно которому, попытки приобщения России к западной цивилизации закончились неудачно. Она осталась страной цивилизации восточного типа, т.к. на ее развитие решающее воздействие оказывали восточные культуры. Об этом можно судить и по форме правления (российское самодержавие являло собой тип восточной деспотии), и по особенностям российского менталитета с его коллективизмом, элементами раболепия, подданническим характером общественных отношений, «безумным молчанием всего мира» и т.п.

Сторонники третьей точки зрения отстаивают идею самобытности России. В середине XIX в связывали эту идею со своеобразным путем развития страны, который, в свою очередь, определялся прежде всего православием. Русской жизни присущи высокая духовность с центральной идеей соборности, общинное устройство социальной жизни, формировавшее у людей лучшие душевные качества.

Идея об особом месте России в мировой истории и ее особой миссии волнует российские умы на протяжении нескольких столетий. «одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации,- отмечал П.Я.Чаадаев, - состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах, мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и не имеем традиций ни того, ни другого»[7]. Природные, географические, этнические, религиозные (как православные, так и языческие) признаки, исследуемые сторонниками данной точки зрения приводят авторов концепции к мысли о своеобразии России, ее уникальности, неповторимости в мировой истории.

Л.И. Семенникова предлагала считать Россию цивилизационно неоднородным обществом. «Это особый,- пишет она,- исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам жизнедеятельности, объединенных мощным централизованным государством с великорусским ядром, цивилизационная парадигма развития этого сложного огромного общества на разных этапах истории менялась»[8]. Россия «дрейфует» между Западом и Востоком.

Каждая из позиций, определяющих место России в системе мировых цивилизаций, имеет свои сильные и слабые стороны, каждая из них опирается на исторические российские реалии, и, несомненно, каждая из них имеет право на существование.

Как утверждал Гегель: «Нет учения, которое в известных обстоятельствах не было бы истиной; и то, что может считаться истиной чистейшей воды, ввиду своей всеобщности в особых обстоятельствах требует особого применения, ограничения, то есть не во всех условиях безусловная истина»[9].

 

Россия, как представляется, не дала ответа на поставленный выше вопрос до сих пор. Крутые повороты истории сдвигали Россию в сторону то Востока, то Запада. Вобрав в себя элементы разных цивилизаций, она не стала самостоятельным «европейским типом».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.