Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная необходимость и попытки реформирования экономики в 1950-1960-х гг




В середине 1950-х гг. в центре внимания руководства страны оказалась советская деревня, поставленная аграрной политикой 1945-1952 гг. на грань катастрофы.

Одно из центральных мест в аграрной политике Н.С.Хрущева занимали проблемы личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих совхозов, горожан. В принципе он отрицательно относился к тому, чтобы крестьяне или горожане имели личное подсобное хозяйство, однако, придя к власти, вынужден был выступить в их поддержку. К слову, до него такую политику начал проводить Маленков.

Сентябрьский 1953 г. пленум ЦК КПСС принял решение об освобождении приусадебных крестьянских хозяйств от мясопоставок, о списания с них задолженности прошлых лет по поставкам, создал условия для приобретения личного скота. Четвертого июля 1957г. ЦК КПСС и Совет министров СССР принял постановление о полной отмене обязательных поставок сельхозпродукции государству подсобными хозяйствами колхозников, рабочих совхозов и горожан.

Однако уже на декабрьском 1958 г. пленуме ЦК КПСС Хрущев поставил вопрос о сокращении площади приусадебных участков и численности индивидуального скота (мотивировалось это тем, что скоту скармливается огромное количество хлеба, а козы к тому же являются «врагами городских парков»).

Между тем, вопреки мнению советского руководства, личные подсобные хозяйства продолжали играть существенную роль в аграрном секторе советской экономики. Так, по расчетам известного экономиста-аграрника Н.Я.Ицкова, в 1959 г. в своих приусадебных хозяйствах колхозники производили от 50 до 80% валовой продукции молока, мяса, картофеля и овощей, яиц колхозного сектора[35].

Отрицательные последствия ограничительного законодательства конца 1950-х гг. в полной мере проявились в 1962-1963 гг., когда пришлось поднять розничные цены на мясомолочные продукты и прибегнуть к импорту зерна.

Начиная аграрную реформу, Хрущев первостепенное значение придавал решению зерновой проблемы. За 1954-1960 гг. в стране было распахано 41,8 млн га целинных и залежных земель. В урожайные годы они давали 50-60% заготавливаемого хлеба, в среднем – более 40%. На востоке СССР была создана крупнейшая база по производству зерна, а затем и продуктов животноводства.

К концу 1950-х – началу 1960-х гг. зерновая проблема была в принципе решена. Среднегодовые сборы зерна в 1954-1958 гг. составили 113,2 млн тонн против 80,9 млн в 1949 – 1953 гг. Однако в последующие годы ситуация стала меняться в худшую сторону. Зерновое производство все больше и больше отставало от потребностей населения и животноводства. В критический 1963 г. впервые за послевоенные годы пришлось прибегнуть к массовым закупкам зерна за рубежом (ситуацию усугубили неблагоприятные погодные условия), вследствие чего сократился золотой запас страны. Только в 1963 г. на эти цели было израсходовано 372,2 т золота (более трети общего запаса).

Огромные средства, которые могли бы пойти на развитие аграрной сферы, отвлекались в пользу военно-промышленного комплекса.

С конца 1950-х – начала 1960-х гг. усиливается миграция сельских жителей в город (в эти годы паспортный режим в городах смягчился, к тому же в 1958 г. началась паспортизация жителей села.

За 1960-1964 гг. из деревни в город переселилось почти 7 млн человек.

Одна из важнейших причин неудачи реформ на селе – неповоротливая «социалистическая система сельского хозяйства», которая почти не поддавалась реформированию.

Систематическое стремление властей «забежать вперед» обусловлено идеологической зашоренностью, верой в скором и успешном построении коммунизма.

Декабрьский 1963 г. пленум ЦК КПСС был посвящен ускоренному развитию химической промышленности как важному условию подъема сельскохозяйственного производства, а февральский 1964 г. пленум обсудил меры по интенсификации сельскохозяйственного производства (применение удобрений, развитие орошения, комплексная механизация, внедрение достижений науки, зональная специализация сельскохозяйственного производства и др.).

Однако все эти решения имели в основном долговременный характер и не смогли повлиять на политическую судьбу Первого секретаря ЦК КПСС.

В 1960-1980-х гг. советская деревня пережила острый кризис, выразившийся в экономическом опустошении и обнищании, демографическом исчезновении многих сел, утрате культурных и нравственных традиций, крестьянского образа жизни. В 1979-1988 гг. миграционный отток из села почти полностью перекрывал естественный прирост сельского населения.

Государственная политика приобрела отчетливо выраженный антикрестьянский характер. В 1970-1980 гг. доля капитальных ассигнований в сельское хозяйство составляла 5,4-7,2 % национального дохода. При этом капиталовложения направлялись не на улучшение плодородия земли и технологий выращивания сельскохозяйственных культур; 40% ассигнований шло на приобретение дорогостоящей техники и оборудования, до 20% - на водохозяйственное строительство и до 10% - на строительство и оборудование ферм и животноводческих комплексов. Уровень механизации крестьянского труда оставался низким: до 60% хлопка, до 53% картофеля продолжали убирать вручную. Ручным трудом, по данным 1985 г., было занято 70% всех работников животноводства. Престиж сельскохозяйственного труда упал как никогда низко.

Проблема нехватки кадров для села решалась за счет привлечения временной рабочей силы из города. В 1980-х гг. ежегодно для выполнения основных сельскохозяйственных работ в совхозы и колхозы направлялись 1,3-1,4 млн служащих предприятий и учреждений.

Развитие промышленности было столь же противоречивым. СССР превратился в могучую индустриальную державу. Упор по прежнему делался на производство средств производства, которое к началу 1960-х гг. составляло почти три четверти общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались машиностроение, металлообработка, химия, электроэнергетика.

Во второй половине 1950-х гг. была проведена реформа управления промышленностью и строительством. Переход от отраслевого принципа управления к территориальному, созданию совнархозов (советов народного хозяйства) вместо министерств преследовало цель разрушить ведомственную монополию, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить их внутрихозяйственные связи, в итоге – ускорить экономическое развитие. Первоначально эти изменения дали положительный эффект, но, сохранив сущность административно-командного механизма, реформа заменила недостатки отраслевой системы управления проявившимися вскоре пороками территориальной системы с присущей ей отраслевой несбалансированностью и местничеством.

Наряду с политическими и экономическими в стране происходили значительные социальные перемены. В 1956 г. прекратили свое действие антирабочие законы 1937 и 1940 гг. Рабочие получили право на перемену места труда по своему желанию, было отменено уголовное преследование за опоздания и прогулы. Для всех категорий горожан вводились пенсии по возрасту, их размер увеличивался. В государственном секторе выросла минимальная зарплата. В последующие несколько лет произошел перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день и 42-часовую рабочую неделю. В 1957 г. началось промышленное жилищное строительство. Впервые миллионы людей въезжали в, пусть малогабаритные, но отдельные квартиры «хрущебы». Все это вносило существенные изменения в реальный быт советских горожан.

В середине 1960-х гг. продолжился поиск новых форм и методов управления экономикой. Проводимая реформа наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1965-1970): производство средств производства выросло на 51%, предметов потребления – на 49%.

Однако постепенно эффект реформы стал затухать. Принцип хозрасчета не дошел до рабочих мест. Изменения слабо затронули торговлю, снабжение, финансы, ценообразование. В условиях командно-административного управления хозяйством работа предприятия по-прежнему была направлена не на учет интересов потребителя, а на план. Сельское хозяйство вновь, уже в который раз, перешло на второстепенное место, а в промышленных отраслях нарастало административное давление на предприятиях со стороны министерств и главков. К середине 1980-х гг. вместо пяти плановых показателей стало более тысячи. Министерства забрали в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением.

20. 3. СССР В КОНЦЕ 1960-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг.: НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И РЕАКЦИЯ НА НЕЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛОЕВ

Социально-экономическое развитие СССР в 1970-х – первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления и ограничения экономической власти регионов.

В промышленном развитии ставка была сделана на гигантские территориально-производственные комплексы (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развитию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 1960-х гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. Сибирская нефть была относительно дешевой, а цены не нефть на мировом рынке – довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих объемах. Добыча газа также увеличилась. В результате в Западной Сибири была создана главная и крупнейшая топливно-энергетическая база страны – нефтегазовая. Семидесятые годы породили иллюзию неисчерпаемости недр страны. Партийно-государственное и хозяйственное руководство решило, что вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья гораздо выгоднее, чем в наукоемкие отрасли. Наукоемкую продукцию можно купить за «нефтедоллары».

В строительную площадку превратились и восточные районы страны. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. Саяно-Шушенская ГЭС должна была давать энергию для Саянского ТПК, включавшего в себя заводы по выплавке алюминия, обработке цветных металлов, электротехнические предприятия и пр.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), начатому еще накануне Великой Отечественной войны. Строительство более чем трехтысячекилометровой железной дороги, связавшей Восточную Сибирь с Дальним Востоком, было в основном завершено в 1984 г. Однако комплексное освоение территорий затянулось, поэтому в 1980-х гг. БАМ, как и многие другие стройки, не окупил вложенных средств.

Курс на создание ТПК, большинство из которых располагались на территории России, свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики СССР. Власти пытались максимально использовать естественные преимущества страны: огромную территорию с колоссальными природными богатствами. Развитые же капиталистические страны еще в 1960-х гг. сделали упор на интенсивное развитие, форсирование наукоемих отраслей, которые определяли научно-технический прогресс, - на электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.

В области сельского хозяйства в 1970-х – первой половине 1980-х гг. основное внимание уделялось агропромышленной интеграции, т.е. объединении. Сельского хозяйства страны с обслуживающими отраслями – промышленностью, транспортом, торговлей, строительством (в той их части, что связана с селом).

Созданный в 1985 г. Госагропром СССР объединил пять министерств, став «единым и неделимым» органом управления огромным и необозримым из Москвы агропромышленным комплексом СССР.

В 1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье. Программа его развития предполагала резкое увеличение капиталовложений в социально-экономическую сферу 29 регионов России. Выделенные средства расходовались крайне неэффективно.

В 1970-х – начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности, построены грандиозные каналы и системы обводнения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Капакумскимй и др. Многие из них действительно спасали засушливые земли. В начале 1980-х гг. Были разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских – в Среднюю Азию, европейских – в Каспий через Волгу. Но благодаря активному общественному возмущению проект отложили.

В 1982 г. была принята Продовольственная программа, призванная к 1990-м гг. разрешить обострившуюся в стране продовольственную проблему. Но выполнить эту задачу не удалось.

Экстенсивный характер развития экономики серьезно ограничивал решение задач социального характера. Из-за нарастающих экономических трудностей, связанных с концентрацией средств в тяжелой промышленности и военно-промышленном комплексе, в 1970-1980-х гг. социальная сфера оказалась вне поля зрения правительства. Как итог показательны следующие данные: к началу 1980-х гг. по продолжительности жизни населения СССР опустился на 35-е место в мире; по уровню потребления занимал лишь 77-е. Все попытки избежать кризиса, в который погружалась страна, не имели успеха.

Социальные сдвиги 1980-х – начала 1990-х гг. превратились уже в историю, оставаясь в то же время частью нашей сегодняшней жизни.

По мере старения правящей элиты проявлялся застой в обновлении кадров. Ее ориентация на покой и равновесие привела к тому, что поводом к замещению поста становилась, как правило, лишь смерть чиновника, занимавшего этот пост. Недовольство стариками, занимавшими руководящие посты и не дававшими дорогу следующей генерации номенклатуры, превращалось в мощную бомбу, заложенную под режим брежневского равновесия. Кадровая стагнация способствовала сращиванию бюрократии с определенными участками экономики, контролируемыми тем или иным чиновником в течение многих лет. Это способствовало распространению нелегальных распределительных механизмов, возникновению организованной преступности.

Благодаря высоким вложениям в массовую культуру и образование, а также контролю за интеллектуальным развитием образовательная грань между интеллигенцией и рабочим классом была не очень велика. Культурный уровень правящей элиты отличался от «общенародного» еще меньше. В социально-психологическом плане советское общество было достаточно цельным.

В то же время в стране сохранялись серьезные территориальные различия. В выигрышном положении оказывались жители Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик. Здесь сохранялись преимущественные условия снабжения, доступа к культурным ценностям. Географическое разделение населения обеспечивалось системой прописки – ограничения права изменения места жительства.

На производстве советский человек был относительно защищен (в том числе благодаря посредничеству общественных организаций, функционировавших по производственному принципу, - партийного, комсомольского, профсоюзного комитетов). А вот по месту жительства человек оказывался беспомощным перед лицом бюрократии. Между тем повышение культурного уровня и информированности, расширение спектра потребностей и интересов делали людей более требовательными. Недовольство большинства формулировалось в негативном лозунге «Так жить нельзя».

В СССР было обеспечено благосостояние на уровне среднеразвитых стран (а по ряду показателей и выше) и некоторый минимум прав и свобод. Однако завышенное представление жителей о месте их страны в мире, порожденное пропагандой, и начавшийся в конце 1970-х гг. структурный кризис индустриального общества, затронувший экономическую, социально-политическую, этнодемографическую, экологическую и даже геополитическую составляющие, предопределили нарастание недовольства, которое в период перестройки вышло на политическую авансцену. Но уже в 1970-х – начале 1980-х гг. неспособность системы решить бытовые проблемы, справиться с другими кризисами (разрушение природной среды, социальная несправедливость, бездуховность и др.) породила ожидание перемен, возрастание уровня готовности к социальному действию.

ТЕМА 21. ОТ СССР К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.1. ПЕРЕСТРОЙКА: СУЩНОСТЬ И ИТОГИ (1985-1991)

К середине 1980-х гг. во внешней и внутренней политике СССР обозначились крупные проблемы.

Конструктивный диалог с Соединенными Штатами и западноевропейскими государствами в начале 1980-х гг. был прерван. Причиной послужила бескомпромиссность взаимоотношений между социалистическим и капиталистическим лагерями, возглавляемыми СССР и США. В средствах массовой информации возродилась терминология времен «холодной войны», а практическая деятельность СССР и его противников усугубляла тенденции к размежеванию в межгосударственных отношениях.

В 1983 г. было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», которое ставило во главу угла деятельность партийных и иных руководящих органов Советского государства, ведение активной и всеобъемлющей пропаганды среди широких слоев населения страны достижений социализма, успехов СССР на фоне тотальных неудач ведущих капиталистических держав. По существу, такая пропаганда должна была завуалировать неудачи Советского Союза в развитии социально-экономической сферы.

В марте 1985 г. скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко, приложивший за недолгое время своего правления немало усилий для того, чтобы изменить экономическую ситуацию в стране. Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев, предложивший принципиально иную модель развития Советского государства.

К тому времени ряд общегосударственных социально-экономических программ потерпели неудачу. Особенно ощутимый удар экономике СССР и моральному духу его граждан нанесла реализация принятой в 1982 г. Продовольственной программы. В 1984 г. по сравнению с 1978 г. валовый сбор зерна в стране снизился на 64 млн т, т.е. на четверть от всего валового сбора 1978 г.

Административно-плановый тип организации экономики, тотальная роль государства в формировании и управлении хозяйственным организмом страны предопределили отключение рыночных механизмов в ее внешних экономических связях. Неконвертируемость валюты исключила ее участие в международных потоках капитала, изолировала от участия в формировании международных экономических пропорций и, следовательно, лишила выгод международного разделения труда.

Высокий уровень концентрации производства, соответствовавший потребностям централизованного управления, породил крупнейшие в мире отраслевые монополии. Почти 75% предприятий СССР относились к группе крупных, с числом занятых свыше 1000 человек. В США таких индустриальных монстров только около 25%. Тем самым был нарушен принцип соразмерной оптимальности на национальном уровне, существенно затрудняющий структурную перестройку экономики России.

Закрытость экономики, отсутствие внутренней и внешней конкуренции породили глубокое научно-техническое отставание во всех отраслях гражданского производства, а использование для индустриализации преимущественно национальных источников накопления обескровило деревню.

Эту экономическую пирамиду венчали ни с чем не соизмеримые военные расходы, достигавшие, по официальным данным, 25% национального дохода, т.е. были в 3 - 4 раза больше, чем в других промышленно развитых странах.

В итоге создались условия, породившие тенденцию к расхождению количественных и качественных параметров экономического роста. Высокие темпы роста экономики - от 10 до 14% в предвоенные пятилетки - не имели прямой корреляции с уровнем жизни основной массы населения страны. Добившись в послевоенные десятилетия существенного превосходства над США в производстве стали, цемента, нефти, стекла, железной руды, комбайнов, тракторов и многих других видов промышленной продукции, Россия к концу 90-х годов более чем в 10 раз уступала Соединенным Штатам по ВВП на душу населения.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС М.С.Горбачев выдвинул программу обновления советской государственной системы. Это обновление декларировалось как общественно-государственные реформы, бравшие курс на ускорение социально-экономического развития СССР. Идея ускорения должна была осуществиться за счет введения в практику новых методов хозяйствования и последних достижений научно-технического прогресса. Идеологи реформ во главе с Горбачевым предлагали «включить преимущества и резервы социалистической системы, активнее использовать заинтересованное отношение советских граждан к труду.

Делая ставку на так называемый человеческий фактор, т.е. на сознательность и совестливость трудящихся страны, ее руководители стремились предпринять меры по повышению качества выпускаемой продукции, по внедрению в производство передовых форм соцсоревнования. По существу, стратегия ускорения подразумевала стимулирование социалистического энтузиазма за счет усиления командно-административных методов руководства и инвестиций в наиболее важные отрасли хозяйства.

В течение 1985-1986 гг. произошли резкие изменения и в структуре хозяйствования, и в партийно-государственном аппарате. Власть стремилась инициировать трудовой энтузиазм, ввести в практику взаимоотношений государственных органов и общественных организаций гласность – открытое обсуждение насущных проблем и недостатков, критику «застойных» явлений.

В мае 1985 г. Совет министров СССР принял постановление об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом. В рамках антиалкогольной кампании были повышены розничные цены на спиртные напитки, за два года вдвое сократилось их производство. Однако такая политика не привела к желаемым результатам. Заметно возросло самогоноварение; процветал теневой бизнес по изготовлению спиртного. Число пьяниц принципиально не уменьшилось, но пьянство приобрело «подпольный» характер на уровне обыденного сознания воспринималось как своеобразный «героизм», поскольку являлось «оппозиционным» по отношению к распоряжениям официальных властей.

Борьба с пьянством далеко не всегда велась продуманными методами. По указаниям «сверху» в южных районах страны были вырублены тысячи гектаров ценнейших виноградников; всячески пропагандировались безалкогольные свадьбы и другие торжества; были введены запреты на употребление спиртных напитков во время официальных мероприятий; магазины продавали водку и вино в строго ограниченное время.

Важной социальной программой того времени была школьная реформа, нацеленная на резкое повышение качества образования, на компьютеризацию средней школы.

В апреле 1986 г. начала осуществляться широко пропагандируемая программа «Жилье-2000», ставившая перед собой задачу к 2000 г. обеспе6чить отдельными квартирами всех жителей советских городов. Эта программа была настолько утопична, что практически никем не принималась в серьез.

В 1985 г. в СССР прирост производительности труда составил 1,3%, что руководству и жителям страны казалось подтверждением правильности избранного курса. Этот успех окрылил государственных и партийных лидеров. На ХХII съезде КПСС (март 1986 г.). было принято решение к 2000 г. вдвое увеличить промышленный потенциал Советского Союза. В апреле 1986 г. – на Чернобыльской АЭС, недалеко от Киева, произошла авария, в результате которой многие районы Украины, Белоруссии и России подверглись радиоактивному заражению, значительное число жителей заболели и погибли.

В 1987 г. под руководством М.С.Горбачева была осуществлена попытка реализации научной концепции экономической реформы в СССР. Авторы концепции – крупные экономисты того времени, в том числе Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, П.Г.Бунич, Т.И.Заславская, - предлагали значительно расширить самостоятельность предприятий, основанную на принципах хозрасчета и самофинансирования, возродить частный сектор экономики путем развития кооперативного движения. В области внешней торговли был осуществлен отказ от монополии, что должно было способствовать скорейшей интеграции в мировой рынок. Залогом успехов в области сельского хозяйства должно было стать развитие арендных отношений, формирование многочисленных фермерских хозяйств.

В реализации концепции решающая роль отводилась закону «О государственном предприятии (объединении)», принятому в июне 1987 г., закону «О кооперации в СССР» (май 1988 г., а также постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР о расширении прав трудовых коллективов в выборе руководителей.

Однако законы и другие решения оказались малоэффективными, поскольку они вступили в противоречие с ведомственным диктатом и жестким государственным контролем за деятельностью кооперативов и арендных предприятий. В результате, начиная с 1988 г. во всех сферах советской экономики стал нарастать кризис, усилились инфляционные процессы. Попытка одновременного сохранения рыночных и социалистических отношений не увенчалась успехом.

В 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, обеспечив его необходимой законодательной базой. Законы, принятые в 1990 г., стимулировали развитие коммерческих организаций. Государственный налог на прибыль в то время составлял 35-40%. На этом фоне продолжалось регулирование цен государством, которые, по существу, не менялись в стране с 1961 г., т.е. с момента проведения последней денежной реформы. Такая ситуация неминуемо вела к дефициту в продовольственной и промышленной сферах. Во всех без исключения регионах страны, включая крупнейшие города, была введена карточная система отпуска товаров и продуктов питания.

Если в 1985 г. внешний долг СССР составлял 10 млрд долларов, то в 1991 г. он возрос до 52 млрд. (Следует заметить, что государственный бюджет СССР в сопоставимых ценах превышал 600 млрд долларов, а долг составлял менее 10 процентов годового бюджета. В дальнейшем данные цифры сравним с цифрами 1999 года). За те же шесть лет золотой запас сократился в 10 раз и составил 240 тонн. Уровень жизни советских людей резко упал, повсеместно начало шириться забастовочное движение.

Базовой коренной причиной данного экономического упадка российской экономики явилось падение мировых цен на нефть с 25 до 6 долларов за баррель, организованная целенаправленными действиями США, выбросивших на рынок свои стратегические запасы нефти. Неэффективная экономика реального социализма, лишившись нефтедолларов, одномоментно рухнула. Советскому Союзу стала непосильной роль второй великой державы, сохранение военного паритета с Соединенными Штатами, экономическая подпитка многочисленных союзников по социалистическому лагерю. Советский социализм умер естественной голодной смертью.

В 1990 г. группой советских экономистов во главе с С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским была разработана экономическая «Программа 500 дней». Ее идея состояла в приватизации государственной собственности, введении рыночного ценообразования, которые сопровождались бы индексацией зарплаты государственных служащих и социальных пособий граждан, имевших права на льготы и пенсии. При этом должна была заметно снизиться роль централизованного управления экономикой союзных республик. Предполагалось, что такие меры позволят принципиально усилить экономическую составляющую во взаимоотношениях между республиками Советского Союза. Однако Горбачев и его сторонники программу не одобрили. Руководством к дальнейшему действию стал проект председателя кабинета министров СССР В.С.Павлова, предусматривавший государственный контроль над процессом перехода к рынку.

Период перестройки всех сфер социально-политической жизни Советского государства был отмечен крайней непоследовательностью предпринимаемых действий. Попытка сохранить во что бы то ни стало социалистическую государственность за счет введения в экономику инъекций капиталистического характера оказались непродуманными и научно не обоснованными. В результате кризисные явления усилились, приобретя общегосударственный масштаб.

Неудачи в экономике, снижение социальной защищенности граждан, начавшееся интенсивное социальное расслоение общества объективно способствовали повышению политической активности. В качестве субъективного фактора возросшей политической активности выступили декларированные КПСС гласность и плюрализм мнений.

В 1988 г. в соответствии с резолюциями XIX Всесоюзной партийной конференции в Советском Союзе был взят курс на построение социалистического правового государства. В конце того же года в Конституцию СССР, принятую одиннадцатью годами раньше, был внесен ряд изменений. Среди них – признание высшим органом государственной власти Съезда народных депутатов СССР, уполномоченного избирать из состава депутатов постоянно действующий Верховный Совет СССР. Выборы в органы власти реально получили возможность быть альтернативными. Треть депутатов Верховного Совета СССР представляла общественные организации и избиралась вне рамок всенародного голосования. Это гарантировало представителям КПСС места среди народных депутатов.

Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР. В мае-июне 1989 г. состоялся I съезд народных депутатов СССР, избравший новый Верховный Совет страны. Его председателем был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев. Была сформирована парламентская оппозиция, позже объединившаяся в Межрегиональную группу народных депутатов. Под ее воздействием была ликвидирована монополия КПСС на власть.

В марте 1990 г. III Внеочередной съезд народных депутатов учредил пост президента СССР. Им стал Горбачев. В то же время упразднялась статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в жизни советского общества.

В 1990 г. в стране возникли независимые партии и движения. Наиболее энергично они развивались в Российской Федерации. Среди них ведущие места заняли Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Республиканская партия «Демократическая Россия».

В области внешней политики на рубеже 1980-1990-х гг. Советский Союз стремился реализовать так называемую концепцию нового политического мышления, стержнем которой была идея о взаимосвязанном и взаимозависимом мире. На смену принципу социалистического интернационализма, предполагавшего построение коммунизма во всем мире, пришли новые идеи. На передний план выносились общечеловеческие ценности, ставшие интегрирующим началдом в развитии отношений между государствами. Своими главными задачами во внешнеполитическом курсе СССР видел снижение уровня военно-политического противостояния с США и их союзниками, активное расширение международных связей со всеми государствами, независимо от их общественно-политического строя.

В феврале 1989 г. из Афганистана были выведены советские войска. Длившееся с декабря 1979 г. участие СССР в войне в Афганистане унесло более 13 тыс. жизней советских граждан. Руководители Советского Союза, на протяжении стольких лет утверждавшие, что советские военнослужащие защищают в Афганистане дальние подступы к своему социалистическому отечеству, не добились укрепления влияния в регионе, а лишь дискредитировали собственную внешнюю политику.

На рубеже 1990-1991 гг. СССР подписал соглашения с восточно-европейскими государствами – бывшими социалистическими странами – о выводе с их территории группировок своих вооруженных сил.

Первого июля 1991 г. в Праге было объявлено о ликвидации военной организации стран – участниц Варшавского договора, действовавшей с мая 1955 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.