Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное положение России в новых геополитических условиях

Российская Федерация на международной арене объявила себя правопреемником СССР, взяв на себя все его прежние обязательства, включая выплату внешнего долга. Наша страна осталась ядерной державой, сохранившей свое влияние на принятие международных решений мирового масштаба.

В то же время в начале 1990-х гг. ее внешнеполитический курс подвергся значительной корректировке. Среди внешнеполитических приоритетов Российская Федерация выделила прежде всего интегрированность в мировую экономическую систему, укрепление позиций на территории бывшей СССР, плодотворное сотрудничество с каждым государством – членом СНГ. Постепенно установились и два главных направления внешнеполитического курса: сотрудничество а) со странами ближнего зарубежья и б) с западноевропейскими державами, с государствами Американского континента.

Распад СССР повлек за собой обострение отношений между бывшими союзными республиками, ставшими самостоятельными государствами. В значительной мере разногласия объяснялись пограничными и имущественными спорами. Пример тому – ухудшение отношений с Украиной, связанное с переделом Черноморского флота, с вопросом о статусе Крыма, о военно-морской базе в г. Севастополе.

В 1992 г. была предпринята попытка создания единых (объединенных) вооруженных сил СНГ, которая оказалась безрезультатной.

Важную роль в решении внешнеполитических вопросов сыграл заключенный в Ташкенте в мае 1992 г. договор о коллективной безопасности между Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией. В 1993 г. к этому договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в тот момент в состав СНГ Грузия. В марте 1966 г. Белоруссия, Россия, Казахстан и Киргизия (а спустя три года и Таджикистан) подписали договор «Об углублении интеграции в законотворческой и гуманитарных областях», представлявший по существу таможенный союз.

В апреле 1996 г. в Москве состоялось подписание договора об образовании Сообщества России и Белоруссии, положивший начало дискуссии по Уставу Союза двух государств. В 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, который, несмотря на крайне низкие темпы развития, стал важным шагом в сближении наших стран.

Успешно развиваются двусторонние отношения России с другими странами СНГ, в первую очередь с Украиной и Молдавией.

В феврале 1992 г. Россия и США подписали Декларацию об окончании «холодной войны», в которой было сделано программное заявление о том, что оба государства отныне не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный Валютный фонд и Всемирный банк. Важным этапом российско-американских отношений стало заключение в январе 1993 г. договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

В июне 1997 г. лидеры стран «большой семерки» приняли решение о создании «большой восьмерки», включив в ее состав Россию. В мае 1997 г. в Париже был подписан договор между Россией и странами – членами НАТО об особом партнерстве, а спустя несколько месяцев между лидерами России, Германии и Франции начался диалог об укреплении партнерства. На рубеже ХХ-ХХI вв. Россия начала активный диалог с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейским союзом, Советом Европы, Организацией стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

На фоне позитивных сдвигов во взаимоотношениях России с другими государствами остаются явления, тормозящие их развитие. Так, как писала газета «Известия» (16 марта 2000 г.) только в 1999 г. органами российской контрразведки на территории нашей страны была пресечена противоправная деятельность 65 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и организаций, а также предотвращены попытки 30 российских граждан передать иностранным разведкам сведения секретного характера.

В 2001 г. в Москве возобновило свою деятельность представительство НАТО. Россия поддержала действия США в Афганистане, направленные на борьбу с терроризмом.

В июле 2001 г. началась реализация концепции внешней политики России, ориентированной на формирование многополярной системы международных отношений, отражающей широкий спектр социально-политических и экономических интересов государства. В том же году Совет по внешней и оборонной политике Российской Федерации сформулировал свои рекомендации по «встраиванию России в процесс глобализации», которые нашли понимание в политических кругах ведущих мировых держав.

В 2002 г. продолжали укрепляться двусторонние отношения России с США, Великобританией, Германией, Францией, Канадой и другими странами. В отличие от предыдущих лет российское руководство, дипломатический корпус усилили свое внимание к укреплению добрососедских отношений со странами Дальневосточного региона.

Взаимоотношения России со странами ближнего и дальнего зарубежья в конце 1990-х гг. строились на поиске компромиссов и новых приоритетов в международном сотрудничестве. Среди них все большую роль начинает играть совместная борьба с терроризмом, с религиозным экстремизмом.

Стратегия российской внешней политики нацелена на военно-политическое и социально-экономическое сотрудничество с другими странами при соблюдении собственных геополитических интересов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическое развитие России в 1992-2002 гг | Кривая Лаффера и развитие российской экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.