Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допустимо ли социальное проектирование и построение общественного устройства по заранее разработанному плану




ВАРИАНТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Из теории «Полуконуса» (на графике Рис.3) можно вывести для России четыре варианта государственно-правового развития:

1. Из точки «1» в точку «5» интенсивный рост эффективности в направлении развития, опережающем все передовые страны, как предполагал это перед революцией В.И. Ленин. Такой вариант развития на основе установленной системы советской республики отстаивают сегодня радикальные коммунисты, он требует чрезвычайно больших усилий для подъема уровня культурного развития населения на три ступени вперед. Такой курс был обозначен в теории «научного коммунизма» с поставленной задачей воспитания людей нового типа, высокообразованных и воспитанных, для которых общественно-полезный труд является первой жизненной потребностью. У такого варианта очень низкая начальная эффективность (точка «1» на Рис.2.), для его реализации требовались исключительные меры со стороны государства, требовались качественные научные кадры и значительные ресурсы. Ничего этого в стране не было, и уже в 1921-м году Ленин понял невозможность такого пути развития и принял решение о возврате к менее завышенной степени свободы – переходу к НЭПу (см. Рис.1). Эффективность сразу возросла до величины «3» на Рис.3 за три года в стране был преодолен кризис, экономика восстановилась до предреволюционного уровня.

2. Второй вариант - из точки «2» в точку «6» (на Рис.3) при установленном уровне свободы, соответствующем форме парламентской республики. Этот вариант, который в нашей стране пытались реализовать после февральской революции 1917 года, а также в настоящее время, когда Государственная Дума пытается «перетянуть одеяло власти» на себя. Начальная эффективность также очень низкая и требуется значительное повышение уровня культуры на две ступени, а необходимые для этого ресурсы у страны отсутствуют.

3. Третий вариант - из точки "3" в точку "7" на Рис.3, при форме правления - президентской республике подъем уровня культуры требуется на одну ступень, а начальная эффективность не намного ниже максимально возможной при данном уровне культуры. Это - путь НЭПа, а также возможный вариант развития для современного состояния нашей страны. Такой вариант требует специальных мер государства для интенсивного культурного роста и при этом у России есть шанс если не догнать, то вплотную приблизиться по эффективности к передовым странам традиционной цивилизации.

4. Если у государства не будет воли и средств для обеспечения интенсивных мер просвещения и воспитания граждан, то остается четвертый вариант - ограничение свободы до уровня аналогичного форме конституционной монархии (авторитарный режим президентского правления) и культурное развитие по пути, накатанному передовыми странами. Такое развитие позволит пристроиться нам этим странам "в кильватерную струю" и повторять далее их путь развития с постоянным от них отставанием. На графике Рис. 3 это – точка "4".

 

Современные преобразования правовых основ в России связывают с крушением очередной социальной утопии, нереальностью очередного социального проекта, что порождает пессимистические версии невозможности разумного проектирования и качественной реализации социальных проектов человечеством в принципе. Так Юрген Хабермас полагал, что «инструментальное понимание практики, которое мыслится просто как реализация некой теории, имеет разрушительные последствия»[50]. Л.И.Спиридонов в своей рецензии на первую редакцию концепции автора ссылается на Хабермаса и пишет: «Вмешиваться, разрушая, в естественноисторический ход вещей - занятие рискованное». Правда здесь же уважаемый профессор оговаривается, что настоящее утверждение является спорным.

Немец Хабермас смотрит на проблему с позиции цивилизации традиционной. Но даже и с этих позиций, приведенная его цитата, если ее рассматривать в буквальном смысле, - абсурдна. Вся позитивная человеческая деятельность, основанная на разуме, осуществляется методом практической реализации определенных теорий. Нет ничегопрактичней, чем хорошая теория.Без проекта не возможно построить дом, тем более, - построить государство. Все современные достижения в области правового и государственного строительства опираются на определенные научные теории, включая и теорию разделения властей, и теорию сдержек и противовесов, и теорию народного суверенитета. Все буржуазные революции - суть вмешательство в "естественноисторический" ход вещей путем разрушения устаревшей формы и замены ее новой государственно-правовой организацией, основанной на некоей теории. И вообще - сочетание процессов эволюционного развития организации человеческого общества с революционными скачкообразными преобразованиями формы и есть естественноисторический ход вещей.

Практическая реализация некоей теории может иметь разрушительные последствия для интересов общества только в случае воплощения некачественной теории.

Еще менее приемлема вышеприведенная точка зрения для догоняющего общества, метод развития которого базируется на формотворчестве, опережающем культурное развитие основной части населения. Альтернатива этому методу - естественно-правовое развитие объективно может быть только очень медленным.

Вместе с этим, замечание Л.И.Спиридонова имеет под собой основание. Следует, учитывать при позитивном методе повышенный риск возможной ошибочности реализуемых теорий. Малообоснованное искусственное формирование общественных отношений, (например, как сегодня в России формируется местное самоуправление), действительно имеет разрушительные последствия. Предотвратить такие последствия возможно на пути сочетания

23.8. «ЖЕРТВА ФЕРЗЯ» И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

23.8.1. Эмиссия – мать инфляции

Что такое инфляция, современное поколение россиян знает досконально и, к сожалению, на собственном горьком опыте. За годы перестройки мы пережили инфляцию во всех ее разновидностях:

• просто инфляцию,

• галопирующую инфляцию;

• гиперинфляцию.

А то, что основной причиной инфляции является эмиссия, знают только люди экономически образованные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.