КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы, задачи и объекты ЭЭЛюбая предпринимательская деятельность, хозяйственная акция или реализация проекта должны диктоваться необходимостью и осуществляться в рамках действующих технико-экономических, социальных и экологических условий. В соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей среды» (1991) проведение ЭЭ является обязательным в процессе инвестиционной, управленческой, законодательной, хозяйственной и иной деятельности, которая влияет на состояние ОПС. Заключение государственной ЭЭ является обязательным для исполнения. Как функция государственной политики управления природопользованием ЭЭ предшествует принятию хозяйственных решений и исходит из принципов: - гарантирования безопасности ОПС для жизни и здоровья людей. - права всех людей на окружающую среду, благоприятную для их здоровья и условия проживания. - сбалансированности экологический, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учета общественного мнения. - необходимости, при использовании природных ресурсов, сохранения экологического равновесия, генофонда и разнообразия живой природы в интересах нынешнего и будущего поколений. - презумпции экологической безопасности любой хозяйственной деятельности. - неукоснительного выполнения международных правовых обязательств. - научной обоснованности, законности, государственного регулирования, гласности. Проведение государственной ЭЭ обязательно для видов деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность. Государственной ЭЭ подлежат: - государственные инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производственных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства. - проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем упорядочения промышленной застройки. - инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых, расширение, реконструкцию, техническое переустройство существующих предприятий; документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий и производств, в том числе военного и оборонного значения. - проекты законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области экологической безопасности, в том числе радиационной. - документация по внедрению новой техники, технологий, материалов и веществ, которые могут представлять потенциальную угрозу для ОПС и здоровья людей. - материалы экологических обоснований, лицензий и сертификатов, включая схемы охраны и использования земельных, лесных и водных ресурсов, развития особоохраняемых территорий природно-заповедного фонда. Послепроектная ЭЭ или экспертиза действующего предприятия одновременно проверяет соответствие характеристик объекта требованиям природоохранного законодательства, а также положениям, выводы и заключения ЭЭ. В процессе экологической оценки действующего объекта: 1. Выявляются все явные источники загрязнения атмосферы – стационарные (организованные), неорганизованные и передвижные, источники загрязнения водоемов – технологические процессы производства, цехи, участки и установки, на которых образуются загрязненные сточные воды, источники загрязнения грунтов и подземных вод, места образования промышленных отходов. 2. Определяется наличие и эффективность работы природоохранных и очистных сооружений, установок, которые задействованы на предприятии для обеспечения предупреждения отрицательного влияния источников загрязнения на окружающую среду. 3. Отрабатываются предложения о целесообразности изменения технологических процессов, реконструкции, ремонта или полной замены очистных сооружений и установок, монтажа новых дополнительных пылегазоочистных установок и сооружений для очистки загрязненных сточных вод, осуществления дополнительных мероприятий по утилизации или экологически безопасному захоронению промышленных и других отходов, проведение мероприятий по упорядочению, благоустройству и озеленению территории предприятия, организации санитарно-защитной зоны (ели объект ею не обеспечен) и соблюдения ее статуса. Функция проверки, сертификации, выполнения послепроектной ЭЭ, получила на Западе название экологическое аудирование. Аудирование заимствовано из финансовой ревизии – проверка и сопоставление бухгалтерской отчетности с утвержденными нормами по доходам и расходам. В основном экологическое аудирование является приложением традиционных методов и процедур ревизии к регулированию процесса природопользования и охраны окружающей среды. В США аудирование по сути является послепроектной экспертизой, а в Великобритании оно применяется и в проектной экспертизе. Аудирование имеет следующие этапы: Относящиеся к проектной экспертизе: 1. Оценка проекта заключения экспертизы. Цель: определить степень соответствия проекта заключению экспертизы заранее установленным требованиям (в Лондоне это делает независимая специальная группа экспертов). 2. Оценка готового текста заключения экспертизы лицам, принимающим решение (ЛПР). Цель: обосновать решение о возможности или невозможности сооружения хозяйственного объекта. ЛПР в итоговом документе заключения обращают внимание на: - число изменений (модификаций), внесенных в проект в процессе проведения экспертизы и подготовки заключения - количество рекомендаций, предложенных экспертами и принятых проектировщиками или местными властями, доступность информации, содержащейся в заключении, для понимания общественностью. - полезность процедуры ЭЭ для разработки вариантов проекта, из которых затем выбирается наилучший (т.е принимается решение по улучшению имеющихся вариантов). Этапы аудирования, которые относятся к послепроектной экспертизе: 3. Оценка готовности объекта по критерию медико-биологической безопасности, соответствие объекта (оборудование и т.д.) требованиям проектно-сметной документации, определение качества строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, проверка уровня природоохранной подготовки объекта – наличие и качество функционирования очистного оборудования. При соответствии объекта нормативным требованиям экологической безопасности выдается решение (лицензия) на его эксплуатацию.
Порядок проведения ЭЭ В Украине проводится государственная, общественная и иные виды ЭЭ. Государственная ЭЭ осуществляется эколого-экспертными подразделениями, специализированными организациями или специально создаваемыми комиссиями Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, их органов на местах, межотралевыми экспертными комиссиями. К проведению государственной экспертизы могут привлекаться специалисты иных ведомств и предприятий, а также эксперты международных организаций. ЭЭ проводится в случае: - явной или возможной (потенциальной) экологической опасности объекта экспертизы. - обусловленности общегосударственными экологическими интересами. - принятия соответствующего решения властными органами: Кабинетом Министров, местными органами самоуправления, судом, правоохранительными органами. КМ устанавливает перечень видов деятельности и объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность. Обязательная ЭЭ проводится для них после объявления заказчиком через средства массовой информации «Заявления об экологических последствиях деятельности» и представления в экспертные органы комплекта документов с обоснованием «Оценки воздействия на ОПС». Заявление об экологических последствиях деятельности можно включить сведения о цели и способах намечаемой деятельности, основных факторах, которые влияют или могут влиять на состояние среды с учетом возможных экстремальных ситуаций, количественные и качественные показатели уровней экологического риска такой деятельности в соответствии с экологическими стандартами, нормами, нормативами и обязательства заказчика по обеспечению требований экологической безопасности при осуществлении деятельности. В материалах «Оценки воздействия на ОПС» планируемой или осуществляемой деятельности обосновывается ее необходимость и способы реализации, возможные альтернативные варианты решений, характеристика состояния природной среды территории, виды и уровни воздействия на нее в нормальных и экстремальных условиях, возможные изменения ее качественного состояния, эколого-экономические последствия деятельности, способы снижения уровня экологического риска и обеспечения требований экологической безопасности. В зависимости от уровня и состава экспертной группы и сложности проблемы предельные сроки проведения экспертизы составляют от 30 до 120 дней, считая со дня представления комплекта необходимых документов. Заключение (решение) государственной экспертизы содержит оценку экологической допустимости объекта. Позитивное заключение ЭЭ, после утверждения Министерством охраны ОПС и ядерной безопасности и его органами на местах, является основанием для открытия финансирования проектов и программ деятельности и действительно в течение 3-х лет. В случае негативной оценки заказчик обеспечивает доработку материалов согласно требованиям и возвращает их на повторную экспертизу, без положительного заключения которой реализация программ, проектов или деятельности – запрещается. Законодательством предусмотрена административная, дисциплинарная и уголовная ответственности за нарушения в области ЭЭ. Собственно процедура ЭЭ предусматривает следующие стадии: Подготовительная стадия – проверка полноты и достаточности материалов на объекты и создание эколого-экспериментальных групп (комиссий). Основная стадия – аналитическая обработка материалов, сравнительный анализ, частные оценки или натуральные обследования степени экологической безопасности, достаточности и эффективности экологических обоснований деятельности объектов экспертизы. Заключительная стадия – обобщение некоторых экспертных заключений, полученной информации о последствиях деятельности объектов экспертизы, подготовка заключения и предоставление его заинтересованным организациям и лицам. Финансирование работ по проведению Государственной ЭЭ проводится заказчиком, в том числе за счет средств госбюджета на объекты, реализуемые за счет государственных инвестиций. ЭЭ экологических ситуаций и экологически опасных действующих объектов и комплексов финансируется из бюджетных средств и внебюджетных фондов охраны ОПС. Предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие экологически опасные объекты, негативно влияющие на состояние ОПС и здоровье людей, а также заказчики дополнительных экспертиз финансируют проведение ЭЭ за свой счет на договорной основе.
Термины и определения: Предмет экспертизы: анализ соответствия принимаемых или уже принятых решений нормативным требованиям (законам и подзаконным актам) экологической безопасности, охраны ОПС, рационального природопользования. Объект экспертизы: проектные, предпроектные документы хозяйственной и иной деятельности, санкционированной государством. Субъекты экспертизы: Минэкологии, Управление государственной ЭЭ, отделы государственной ЭЭ, исполнительные и законодательные органы государственной власти и суды различных уровней, заинтересованные общественные организации. Цель экспертизы: научно обоснованное и юридически аргументированное заключение об экологической (включая медицинскую) допустимости реализации проекта, нормативного акта или хозяйственного объекта, или возможности продолжения функционирования действующих актов или объектов производствено-хозяйственной и иной деятельности. Безопасная окружающая среда (экологическая безопасность) такое состояние среды, в котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновение опасности для здоровья. Критерии безопасной среды – ПДК загрязняющих веществ в природной среде, ПДУ вредного воздействия (шум, радиация) на окружающую среду, ПДЭН на ландшафт, ПДК вредных веществ в продуктах питания.
Источник загрязнения – 1. точка выброса загрязняющего вещества, 2. хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество. 3. регион, откуда поступают загрязняющие вещества (при дальнем и трансграничном переносе).4. вне региональный фон загрязнений накопленный в среде (например, в воздушной – углекислый газ, в водной – их кислотность) Ущерб – 1. Возникает в результате изменения количества и ухудшения качества природных ресурсов и/или других внешних условий технологических процессов. 2 Потери, возникающие от ухудшения здоровья физических лиц (граждан) или условий ведения личного (частного) хозяйства в результате загрязнения окружающей среды или иного ее неблагоприятного изменения. Хранение отходов – содержание отходов в специальных емкостях (контейнерах или хранилищах). Высокотоксичные радиоактивные отходы заключают в металлические капсулы, а затем в кубы из отвердевшего жидкого стекла, помещаемые в отработанные соленые копи или в другие искусственные пустоты в земной коре, куда не поступают подземные воды и откуда невозможен случайный прорыв аварийно образовавшихся токсичных газов (но откуда контейнеры могут быть по нужде извлечены). От хранения отходов следует отличать захоронение, при котором, как правило извлечение контейнеров невозможно или крайне затруднено. Риск экологический – вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий любых (преднамеренных, случайных, постепенных или катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов. Эффект эколого-экономический – соотношение размера положительного эффекта (выгоды) и вреда (ущерба), вызванного воздействием на окружающую среду, а также величины затрат, необходимых для возмещения такого ущерба. Оценка проектов эколого-экономическая – одна из составляющих экспертизы проектов – оценка в денежном выражении или условных единицах (баллах) воздействия будущей хозяйственной акции на природные ресурсы, строительные объекты, хозяйственные функции (урожаи сельхозкультур) и здоровье человека. Производится по специальным, утвержденным методикам. Относится к глубине изменений среды, их размерности, площади или объему предполагаемого загрязнения (например, тыс.т вредных атмосферных выбросов). (Должна включать более широкий круг вопросов: возможные цепные реакции в природе, влияние на здоровье и т.д.)
Тема: Проект ГЕО («Глобальная экологическая перспектива»)
С 1995 г. Программа Объединенных наций по окружающей среде (ЮНЕП) начала реализацию проекта «Глобальная экологическая перспектива» (ГЕО). Задачами проекта являются оценка состояния глобальной окружающей среды и выработка рекомендаций по разработке экологической политики, планированию действий и распределению финансовых ресурсов для решения экологических проблем. Состояние глобальной окружающей среды Главный вывод доклада ГЕО-2002: несмотря на принимаемые меры по решению экологических проблем, состояние глобальной окружающей среды продолжает ухудшаться. На смену одним решаемым проблемам приходят другие, более сложные и более глобальные. К ним относятся проблемы изменения климата, разрушения стратосферного озонового слоя, нарушения круговорота азота, химического загрязнения, увеличения частоты и последствий стихийных бедствий, нарушения погодных условий под влиянием течения Эль-Ниньо, истощения земельных, лесных ресурсов и сокращения биоразнообразия, нехватки пресной воды, загрязнения прибрежных зон и разрушения экосистем, загрязнения воздуха, комплексной деградации окружающей среды в районах урбанизации. Стратегии (сценарии) реагирования Фоновый сценарий развития — сценарий, использующий существующие тенденции роста населения и экономики. Четыре принципа для разработки альтернативных стратегий: 1) эколого-экономическая политика должна быть комплексной, учитывающей разнообразные взаимосвязи между проблемами и эффектами от ее проведения; 2) решение экологических проблем должно опираться не только на механизмы бюджетного решения проблем, но и на рыночные стимулы; 3) природоохранные учреждения в большинстве регионов мира должны быть усилены кадрами и финансовыми средствами, наделены достаточными правами и полномочиями; 4) приоритетность проблем окружающей среды должна быть повышена, а информированность населения и предпринимателей об опасных последствиях деятельности должна быть существенно улучшена. Ключевые политические механизмы новых стратегий: 1) конституционная поддержка и планирование; 2) использование управления и контроля; 3) содействие новым технологиям; 4) развитие информированности населения об экологических проблемах и экологическое просвещение; 5) стимулирование природоохранной деятельности частного сектора; 6) торговая политика; 7) социальная политика; 8) региональное сотрудничество. Рекомендуемые действия Четыре ключевых направления: 1) устранение пробелов в знаниях; 2) анализ исходных причин; 3) применение интегрированного подхода; 4) мобилизации усилий. Налог Тобина — международный налог на спекулятивные валютные операции, предназначенный для повышения стабильности мировой финансовой системы, поскольку наибольшие потери от налога будут нести банки, часто продающие и покупающие валюту. В настоящее время рассматривается как налог для международных организаций (МВФ, Всемирный банк, ООН), посредством которого будут создаваться фонды для решения социальных и экологических проблем развивающихся стран. Автор налога, Джеймс Тобин, вопреки мнению антиглобалистов считает, что данный налог не сможет каким-то образом избавить мир от ужасов глобализации.
Тема: Глобальные угрозы. Вызовы ХХI века. В сознание населения постоянно нагнетается страх якобы грядущих природных катаклизмов. Прогнозы погоды выглядят, как сводки с театра боевых действий. Оглушающие предсказания, постоянные картины разрушений, наводнений, ураганов, пожаров, смакование несчастий в СМИ прикрывают действительные угрозы безопасности людей. Это, прежде всего, отказ государств от своих главных функций в социальной сфере – образования, медицины, пенсионного обеспечения… 1. ТАЯНИЕ ЛЬДОВ АРКТИКИ и АНТАРКТИКИ.
2. ПОДНЯТИЕ УРОВНЯ МОРЯ - ЖДЕТ ЛИ НАС ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП? 3. ГРЕНЛАНДИЯ Толщина Гренландского ледового щита достигает 3 километров.
4. ЛЕДНИКИ
5. УРАГАНЫ, ТАЙФУНЫ И ЦУНАМИ 6. БИОСФЕРА
Журналист ДНУ понимает суть процессов происходящих в биосфере, твердо стоит за правду на нашей прекрасной земле, вместе с народом, разъясняет, учит, оберегает. Достойно есть!
ЛІТЕРАТУРА
1.Андрейцев В.І.Екологічне право:Курс лекцій.- К.:Вентурі, 1996.- 208 с. 2. Білявський Г.О., Падун М.М., Фурдуй Р.С. Основи загальної екології.- К.: Либідь, 1995.- 368 с. 3. Бобылев Ю.П. Основы экологии: Учебное пособие.- Днепропетровск: ДАУБП, 1997.- 72 с. 4. Бобылев Ю.П.Основы экологии: Конспект лекций.- Днепропетровск: ДАУБП, 1996.- 32 с. 5.Боголюбов С.А. и др. Экология: Учебное пособие.- М.:Знание, 1997.- 288 с. 1. Вронский В.А. Прикладная экология: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: феникс, 1996.- 512 с. 2. Голубець М.А. Від біосфери до соціосфери.- Львів, 1997.- 256 с. 3. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник.- М.:Закон и право, ЮНИТИ, 1998.- 455 с. 4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс. 1996.- 480 с. 5. Киселев В.Н. Основы экологии: Учебное пособие.- Мн.:Універсієцкае, 1998.- 367 с. 6. Мовчан В.Н. Введение в экологию человека: Учебное пособие.- С.-Пб.:С.-Петерб. Ун-т, 1997.- 120 с. 7. Крисаченко В.С. Екологічна культура: Навчальний посібник.- К.:Заповіт, 1996.- 352 с. 8. Кормилицин В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии: Учебное пособие.- М.: Интерстиль, 1997.- 369 с. 9. Небель Б. Наука об окружающей среде.- В 2-х т. М.: Мир, 1993.- Т.1-320 с., Т.2.- 42- с. 10. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие.- М.: Агенство «ФАИР», 1998.- 320 с. 11. Нестеров А.П., Апаев Н.М. Рыночная экология:.- М.: ЮНИТИ, 1996.- 209 с. 12. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник.- М.:Закон и право ЮНИТИ, 1997.- 410 с. 13. Радкевич В.А. Экология: Учебник.- Мн.: Высш. Шк., 1998.- 159 с. 14. Сытник К.М., Брайон А.В., Гордецкий А.В. Биосфера, экология, охрана природы.- К.: Наук. Думка. 1998.- 523 с. 15. Шилов И.А. Экология: Учебник.- М.:Высш. Шк.., 1998.- 512 с. 16. Агнесс П.Ключи к экологии.- Л.: Гидрометеоиздат.1982.- 95 с. 17. Андрейцев В.И., Пустовойт М.А., Калиновский С.В. Екологічна експертиза.- К.:Урожай, 1992.- 208 с. 18. Андрейцев В.І.Екологіне право.- К.: Вентурі, 1996.- 208 с. 19. Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект.М.:Мысль. 1978.- 293 с. 20. Вердников В.А. Основные факторы макроэволюции.- Новосибирск: Наука, 1990.-253 с. 21. Бобылев Ю.П., Пахомов А.Е. Рациональное природопользование и охрана природы: Учебное пособие.- Днепропетровск: ДГУ, 1989.- 66 с. 22. Будыко М.И. Глобальная экология.- М.: Мысль, 1977.- 327 с. 23. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.- 807 с. 24. Вернадский В.И. Биосфера- М.: Мысль. 1967.- 376 с. 25. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явленне. –М.: Наука, 1991.- 271 с. 26. Гиляров А.М. Популяционная экология: Учебное пособие.- М.:1990.- 187 с. 27. Глухов В.В., Лисичкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии:Учебник.- С.-Пб.: Специальная литература, 1995.- 280 с. 28. Голуб А.А., Струхова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием.- М.:Наука, 1993.- 136 с. 29. Дажо Р. Основы экологии.- М.:Прогресс, 1975.- 416 с. 30. Дотто Л. Планета Земля в опасности.- М.:Мир, 1998.- 208 с. 31. Дуриков В.А. Радиоактивное загрязнение и его оценка. - М.:Энергоатомиздат, 1993.- 144 с. 32. Екологічний атлас Дніпропетровській області.- Дніпропетровськ: Мапа ЛТД, 1995.- 26 с. 33. Захаров А.А. Биосоциальные системы насекомых и их биополитическое отражение.- М: Наука, 1994.- 277 с. 34. Иванов О.В., Мельник Л.Г., Шепеленко А.Н. В борьбе с драконом “Когай”: опыт природопользования Японии. - М.: Мысль. 1991.- 238 с. 35. Интегрирующая функция экологии в современной науке.-К.: Наукова думка. 1987.- 262 с. 36. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М.: Наука, 1983.- 262 с. 37. Лима- де Фариа А. Эволюция без отбора.- М.: Мир, 1991.- 456 с. 38. Мазур И.П., Молдованова О.И. Введение в инженерную экологию.- М.: Наука, 1989.-375 с. 39. Майр Э. Популяции, виды и эволюция.- М.: Мир. 1974.- 460 с. 40. Методологические проблемы экологии человека.-Новосибирск: Наука, 1998.- 139 с. 41. Михеев А.В., Галушин В.М. Охрана природы: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1987.- 256 с. 42. Моггаран Э. Экологическое разнообразие и его измерение.- М.: Мир. 1992.- 184 с. 43. Новосельцев В.Н. Теория управления и биосистемы: Анализ сохранительных свойств.- М.: Наука, 1987. 44. Одум Ю. Экология.- М.: Прогресс, 1986.- Т.1.- 328 с.- Т.2.- 361 с. 45. Ольсевич Ю.Я., Гудков А.А. Критика экологической критики.- М.: Мысль, 1990.- 213 с. 46. Охрана окружающей Среды и рациональное использование природоохранных ресурсов в СССР: статистический сборник.- М.: Финансы и статистика. 1989.- 174 с. 47. Пианка Э. Эволюционная экология.- М.: Мир, 1981.- 400 с. 48. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.- М.: Прогресс, 1986.- 432 с. 49. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь- справочник.- М.: Учебное пособие.- М.: МГУ, 1989.- 48 с. 50. Реймерс Н.Ф. Экология.- М.: Россия молодая, 1994.- 367 с. 51. Русин И.И. Экономика природопользования: Учебное пособие.- М.: МГУ, 1989.- 48 с. 52. Рымалов В. Мировая рыночная экономика: долгосрочные тенденции и современный цикл // МЭ и МО.-1991.- №9 53. Состояние окружающей среды (1972-1992).- Найроби: ЮНЕА, 1992. 54. Спасти нашу планету – проблемы и надежды.- Найроби: ЮНЕА, 1992.- 313 с. 55. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учебное пособие.- М.: Высш. Школа, 1988.- 272 с. 56. Сытник К.М., Брайон А.В., Городецкий А.В. Словарь- справочник по экологии.- К.: Наукова думка, 1994.- 666 с. 57. Тенсли И. Поведение химических загрязнений в окружающей среде.- М.: Мир, 1982.- 280 с. 58. Уатт К. Экология и управление природными ресурсами. –М.: Мир, 1971.- 463 с. 59. Ушаков И. Демографическое настоящее и будущее Европы// МЭ и МО.- 1991.- №6. 60. Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность: Учебное пособие.- М.: Высш. Школа, 1987.- 120 с. 61. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- 272 с. 62. Экология города: Зарубежная концепция.- М.: Наука, 1984.- 240 с. 63. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека.- М.: Прогресс. 1988.- 361 с. 64. Экологический паспорт города Днепропетровска.- Днепропетровск: Дн- ский горисполком, 1993.- 92 с. 65. Экологическая экономика.- М.: Евразия, 1994.- Т.1- 103 с., Т.2.- 98 с.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |