Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика шрифтов

Классификация шрифтов

 

Большую часть шрифтов можно разделить на четыре группы: шрифты с засечками, или антиква (serif), шрифты без засечек, или гротески (sans serif), декоративные (decorative) и рукописные (script).

Ниже приведены образцы некоторых широко распространенных в DTP шрифтов:

 
 

Группы шрифтов

Для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания: нормальное (plain), курсивное (italic), жирное (bold) и жирное курсивное (bold italic). Различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство или гарнитуру.

Ниже приведен пример различных начертаний гарнитуры Таймс:

 

Times Plain
Times Italic
Times Bold
Times Bold Italic

Конечно, это далеко не все возможные начертания, однако эти начертания обязательно присутствуют во всех гарнитурах. Кроме них можно назвать такие широко распространенные начертания, как: светлое (light), суперсветлое (extra light), полужирное (demi bold), супержирное (extra bold), сжатое (compressed или condensed). Существует и множество других, для которых иногда даже нет общепринятого наименования.

Пропорции шрифта

В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть сжатым (condenced), нормальным (normal) и широким (expanded). Реализация сжатого шрифта некоторой гарнитуры как отдельной разновидности в DTP-системах скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве сжатые шрифты получаются средствами самой DTP-системы - путем пропорциональной деформации. Причем такая деформация может представлять собой не обязательно сжатие - строятся и растянутые начертания.

 
 

 

Оформительские эффекты

 
 

Одной из интересных возможностей оформления любых шрифтов является построение контурных литер (Outline-эффект). В DTP-системах реализована также возможность создания теневого (Shadow) эффекта для любых шрифтов.

 

 

Эти и многие другие эффекты реализуются компьютером путем модификации стандартных шрифтов по определенным алгоритмам.

Среди других, часто используемых оформительских операций, можно назвать следующие: подчеркивание и двойное подчеркивание, перечеркивание, смещение текста относительно нормального положения строки и разнообразные их комбинации.

Размер шрифта

Размером шрифта называется расстояние между верхней и нижней шрифтовыми линиями. Обычно размер шрифта (кегль) выражается в пунктах.

Визуальное определение размера шрифта представляет сложность только для начинающих пользователей DTP-систем. Даже после непродолжительной работы пользователь приобретает опыт и через некоторое время распознает практически безошибочно большинство кеглей часто используемых гарнитур.

На следующей иллюстрации изображены несколько кеглей одной гарнитуры:

 
 

 

Существуют специфические наименования для отдельных кеглей, также «унаследованные из прошлого»: бриллиант (3 пункта), диамант (4 пункта), перл (5 пунктов), нонпарель (6 пунктов), миньон (7 пунктов), петит (8 пунктов), боргес (9 пунктов), корпус (10 пунктов), цицеро (12 пунктов), миттель (14 пунктов), терция (16 пунктов), текст (20 пунктов).

Емкость и насыщенность шрифта

Каждый шрифт имеет свой общий тон или насыщенность - чисто визульный параметр, который характеризует, как будет выглядеть конкретный шрифт на странице. Он может быть светлым или темным. Насыщенность меняется в зависимости от вида шрифта и начертания, равномерности расположения текста.

Шрифты одного и того же кегля могут иметь различную емкость, т.е. в одной строке может помещаться различное количество знаков. В некоторых книгах по типографике приводятся таблицы емкости шрифтов для определения среднего количества знаков для разных кеглей в строках различного формата. Я бы не советовал их использовать, т.к. параметры одного и того же шрифта меняются в зависимости от производителя. Более приемлемым способом является самостоятельное определение емкости. Для этого наберите колонку текста и сделайте ее дубликаты для шрифтов, которые вы собираетесь использовать.

На рисунке ниже один и тот же текст набран одним кеглем, но имеет для разных шрифтов свою емкость и насыщенность:

 

Рис. 7.2. Пример текста, набранного одним кеглем, но имеющего

для разных шрифтов свою емкость и насыщенность

 

Воспроизведение текстов при их написании или печати предусматривает использование знаков алфавита (букв), знаков препинания, цифр, математических знаков, химических и музыкальных символов.

Замечание. Современный алфавит и графика начертания букв основаны на графике старославянского языка — кириллице, составленной в IX в. в Болгарии братьями Кириллом (Константином) и Мефодием на основе греческой и частично древнееврейской азбук. Этот алфавит и графика в течение многих веков приспосабливались к потребностям русского языка и следовали за его изменениями.

Кардинальное изменение графики букв возникло при организации в России книгопечатания Иваном Федоровым (1510-1583). Первая изданная им книга «Апостол» была напечатана в 1565 г. В печатных изданиях впервые было использовано раздельное написание слов (ранее русские писцы писали слова без промежутков между ними).

Второе существенное изменение русского алфавита было произведено в 1708 г. при введении Петром I гражданского алфавита. Этот алфавит просуществовал в основном до 1918 г., когда был узаконен существующий в настоящее время алфавит.

При полиграфическом воспроизведении текстов большое внимание уделяется выбору шрифтов, от которых во многом зависят не только принципы обработки текста, но и пользования полиграфической продукцией.

Как уже было отмечено, шрифтом (нем. Schnft от schreiben — писать) называют графическую форму знаков алфавитной системы письма. Рассмотрим дополнительные понятия с точки зрения набора и обработки текста.

С целью обеспечения возможности использования письменных источников слепыми для них разработан в 1825 г. Л. Брайлем специальный шрифт, состоящий из отдельных точек.

Совокупность однотипных знаков шрифта, различных по вертикальному размеру (кеглю) и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка, объединяется в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет свое название: Обыкновенная, Академическая, Литературная, Рубленая и т. д.

В табл. 7.1 приведены образцы начертаний букв некоторых гарнитур.

В полиграфии приняты особые линейные единицы измерения: пункт, равный 0,376 мм, и квадрат, равный 18 мм. В квадрате содержится 48 пунктов. Эти единицы были введены в 1737 г. французским типографом П. С. Фурнье и усовершенствованы в конце XVIII в. Ф. А. Дидо.

Кегль шрифта (его размер) равен числу пунктов, укладывающихся в высоте буквы с добавлением пробелов, необходимых для начертания выносной части буквы «б» в верхнем пробеле и букв «р», «у» — в нижнем пробеле. Таким образом, кегль равен расстоянию между верхними и нижними выносными элементами букв.

В большинстве применяемых гарнитур самый мелкий кегль 6, затем шрифты содержат четные величины пунктов: 8,10,12,16,20,24,28, 36 и 48. Более мелкие кегли — 4 и 5 пунктов, а также нечетные 7 и 9

применяются значительно реже. Некоторые кегли имеют свои названия: кегль 6 (2,26 мм) — нонпарель, кегль 8 (3,01 мм) — петит, кегль 9 (3,38 мм) — боргес, кегль 10 (3,76 мм) — корпус, кегль 12 (4,51 мм) — цицеро.

Большим разнообразием отличаются машинные цифровые шрифты, применяемые при автоматизированной обработке текста с помощью персональных ЭВМ. Размер пункта в них меньше стандартного полиграфического и составляет 0,353 мм. Используемые для обработки текстов пакеты программ позволяют получить размеры шрифта не только основных кеглей, но и междукегельные размеры шрифтов путем масштабирования знаков текста.

 

Таблица 7.1

 

 

Основными требованиями к шрифту являются удобочитаемость, технологичность и экономичность.

Удобочитаемость зависит не только от рисунка знаков и букв, но и от кегля, оптических свойств краски и бумаги, длины строки, ширины междустрочных пробелов (интерлиньяжа), ширины межбуквенных пробелов (апрошей). Она определяется скоростью чтения, удобством восприятия не только знаков, но и текста в целом, правильностью понимания прочитанного без излишнего напряжения и утомляемости.

Эксперименты показали, что для взрослого читателя при длине строки, равной 10-11 см, наиболее удобочитаемым является текст кегля 10. Высота очка буквы при этом должна составлять 1,6-1,7 мм, толщина основных штрихов — 0,30-0,35 мм, ширина буквы — 4/5 от его высоты. Книги для читателей-детей должны набираться большим кеглем.

При обработке текста, отображенного на экране видеотерминала, рекомендуется иметь ширину буквы, равную 0,75 его высоты, толщину при прямом контрасте (знаки темные, а экран светлый) — Ve~ Vs высоты, толщину при обратном контрасте — Vio~Vi3 высоты, расстояние между знаками — 0,25-0,50 от высоты, расстояние между словами — 0,75-1,00 от высоты, между строками — 0,5-1,00 от высоты.

Межбуквенные расстояния обычно принимаются для всего произведения (или его части) постоянными. Однако при наборе некоторых сочетаний букв, например Г и Д, К и О, расстояние между ними кажутся читателю непропорционально большими, поэтому для таких пар букв расстояние между ними уменьшают. Этот метод изменения расстояний называют кернингом. Другой метод улучшения воспроизведения текста, называемый трекингом, заключается в уменьшении межбуквенных расстояний в тексте увеличенного (по сравнению с основным текстам) кегля.

Технологичность шрифта — возможность при его использовании обеспечить наиболее точные отпечатки. Анализ показывает, что наиболее технологичными являются шрифты без засечек (рубленые) или с короткими засечками. Тонкие длинные засечки на оттиске часто искажаются.

Экономичность определяется количеством печатных знаков (определенного кегля), размещающихся на единице площади бумаги. Для оценки экономичности шрифта необходимо знать математическое ожидание ширины знаков

 

(7.1.)

 

где L,- — ширина знака, Р,- — вероятность ее появления в тексте. Аналогичным путем находится и дисперсия ширины:

(7.2)

 

Математические ожидания ширины знаков в миллиметрах приведены в табл. 7.2.

 

Таблица 7.2

Кегль Гарнитура
Литературная Банниковская Академическая Новая газетная
  1,60 1,65 1,58 1,73
  1,97 2,02 1,89 2,10

 

Экономичность гарнитуры обратно пропорциональна ширине букв. Относительные экономичности различных гарнитур приведены в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Гарнитура Экономичность Гарнитура Экономичность
Обыкновенная узкая 1,00 Елизаветинская 0,86
Обыкновенная 0,98 Банниковская 0,83
Академическая узкая 0,94 Рубленая 0,80
Литературная 0,88 Табличная 0,79
Академическая 0,86  

 

Производственные возможности шрифтов определенных гарнитур зависят от способа печати и вида печатных форм, т.е. оттого, как предполагается использовать текстовые фотоформы и формы. Так, например, при печати с оригинальных наборных форм в пределах допустимого тиража шрифтовые элементы практически не искажаются, поэтому для набора могут использоваться любые из рассмотренных гарнитур, шрифты которых имеются в наличии.

При изготовлении текстовых фотоформ, которые затем будут использованы для изготовления ряда печатных форм, на точность воспроизведения штриховых элементов оказывает влияние технология изготовления текстовых фотоформ (фотонабор, фотографирование или копирование распечатки) и используемые при этом материалы.

Наиболее значительно деформируется рисунок шрифта в процессе изготовления форм глубокой печати, поэтому, если для печати проектируются формы глубокой печати, выбираются шрифты неконтрастных гарнитур типа рубленых или брусковых.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия и терминология | Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.