Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Язык как открытая система

СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА.

1. Язык как открытая система.

2. Понятие структуры. Типы лингвистических структур.

3. Синтагматические и парадигматические отношения (рукописная лекция).

 

Под системой понимается единое целое, доминирующее над своими частями и состоящее из элементов и связывающих их отношений. Элементами языковой системы являются все единицы языка.

Системный подход к изучению языка предполагает сопоставление данной языковой единицы с другими языковыми элементами с целью выявления (1) свойств изучаемой единицы языка, которые либо сближают, либо отличают ее от других языковых единиц; (2) отношений, которые возникают у изучаемой единицы с другими элементами языковой системы.

Система языка характеризуется подвижностью и динамичностью. Открытый характер языковой системы проявляется, прежде всего, в способности языка к изменению и развитию. Любой современный язык отличается от языка в его прошлом состоянии. Кроме того, любой язык подвержен влиянию других языков. В наибольшей степени это касается лексической части языковой системы. В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков. Система того языка, в которую попадают такие слова, оказывает на них давление, поэтому с течением времени они к этой системе приспосабливаются, т.е. заимствованные слова подвергаются фонетической, орфографической и морфологической ассимиляции. Н-р, английское слово ‘ sport ’, заимствованное в немецкий язык, ассимилировалось по всем трем направлениям: ‘ der Sport ’. В фонетическом плане: перед согласным [p] в начале слова звук [s] преобразовался в аффрикату [∫]; буква ‘r’ обозначает произносимый звук [r]. В орфографическом плане: как все имена существительные в немецком языке оно стало писаться с заглавной буквы. В морфологическом плане: оно вошло в парадигму склонения существительных мужского рода.

Следует отметить, что давление языковой системы имеет в речи ограничения, связанные с языковой нормой. Если система языка содержит всё потенциально возможное в данном языке, то языковая норма является реализацией возможностей системы данного языка на конкретном историческом этапе. Именно языковой нормой объясняется наличие в языке так называемых асистемных явлений. Ярким примером таких явлений в русском языке являются несклоняемые существительные. В системе русского языка имя существительное склоняется. Но в соответствии с нормой современного русского языка некоторые существительные (‘ пальто ’, ‘ кино ’, ‘ депо ’) не склоняются. Давление системы русского языка легко обнаруживается в просторечии, когда носители языка эти существительные склоняют, не учитывая литературную норму. Другим заметным примером асистемных явлений в русском языке является употребление существительного ‘ кофе ’ в мужском роде. Оно было заимствовано как существительное мужского рода, но по своей структуре напоминает русские существительные среднего рода (‘ поле ’, ‘ море ’, ‘ горе ’), поэтому в просторечии оно часто употребляется именно в среднем роде.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
VI. Уровень предложений | Язык и общество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.