Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы изучения фонетики

Предмет и задачи фонетики

План.

1. Предмет и задачи фонетики.

2. Методы изучения фонетики.

3. Акустические свойства звуков речи (Высота звука, сила, длительность, тембр). Резонатор.

4. Устройство речевого аппарата. Функция активных и пассивных органов речи.

 

Фонетика (греч. phone – звук) – это учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слова и более крупные отрезки. Фонетикой также называют и саму звуковую сторону языка.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, морфемах и предложениях. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения. Например, союз «а» - это слово, имеющее противительное значение, но звук [а] этого значения не имеет. (У звуков есть план выражения, но нет плана содержания).

Например: Не снег, а дождь стучал по окну.

Фонетическая система языка может быть предоставлена в ее современном состоянии. Установление звуковой системы языка на определенном этапе ее развития – это задача описательной фонетики.

На протяжении эпох язык развивается, изменяется его звуковая система. Исследование того, как происходило это изменение, какие звуковые единицы были в языке, и чем они заменялись потом, составляет предмет исторической фонетики.

Бывает необходимо сравнить звуковой строй разных языков, установить сходства и различия между ними. Сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории. Такое изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики.

Предметом исследования общей фонетики является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи; рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке; устанавливает классификацию звуков; соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем; определяет общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги, слова, фразы и более крупные единицы.

Акустическая сторона изучается инструментальными методами. С помощью звукозаписывающей аппаратуры речь может быть записана и воспроизведена. Звучащую речь можно увидеть на экране компьютера в виде отображения акустических характеристик звуковых сигналов. (Осциллограмма – звуковая волна, спектрограмма – частота звуков, их амплитуда. Интонограмма изучает тон на отрезке речевого потока и т. п.).

Артикуляция, т.е. движение и положение органов речи при произнесении звуков можно изучать методом самонаблюдения. Анализируя свое мышечное чувство, можно определить способы образования звуков. Легко понять, как работают губы при произнесении разных звуков. Можно обнаружить движение и положение языка. Зеркало поможет взглянуть на себе со стороны, увидеть артикуляцию губ, заглянуть в ротовую полость. Это методы непосредственного наблюдения. Многие лингвисты приходили таким образом к важным открытиям.



Артикуляцию можно изучать и при помощи инструментальных методов. Киносъемка, например, помогает установить движения губ, фотографируя после произнесения язык и нёбо, смазанные специальным составом, определяют S-смыкания языка с нёбом. Такие фотографии языка называются лингвограммами, фотографии нёба – палатограммами и. т. д. Профили органов речи при артикуляции изолированных звуков получают на рентгеновских снимках. Для исследования потока речи применяют кинорентген. Заглянуть в глотку и увидеть работу гортани помогает ларингоскоп – зеркальце на тонкой длинной ручке и т. д.

В литературном языке существуют произносительные варианты. Например, в слове «дрожжи» шипящий звук произносят мягко и твердо. Как узнать, насколько широко распространено то или иное произношение, какиие слои населения употребляют тот или иной вариант, каким изучением занимается социофонетика?

Исследования проводятся с помощью анкет. Например, «Как Вы произносите сочетание «чн» в следующих словах: булочная, скворечник, скучно?

Було [ш]ая

Скворе[ш]ик

Ску[ш]о.

Данные, полученные с помощью вопросников, дают представления о том, как говорят определенные группы населения, различающиеся по возрасту, профессии, месту жительства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Методы изучения фонетики

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.52.59
Генерация страницы за: 0.09 сек.