Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория деятельности в психологии




ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Значение философского этапа развития психологии в становлении психологической науки.

2. Суть кризиса психологии на рубеже 19-20 веков.

3. Роль и значение бихевиоризма для развития современной психологии.

4. Структурность психики в гештальтпсихологии.

5. Роль бессознательного в психоанализе.

6. Гуманистическая точка зрения на развитие личности.

7. Когнитивная психология как психология познания

8. Становление и развитие психологии в России.

 

ЛИТЕРАТУРА

Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. книга I.

Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Ярошевского М.Г.

Гриншпун М.Б. Введение в психологию. М.: Международная пед. академия, 1994г.

Соколова С.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука 1994г.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону,1994г.

Слободчиков В.И,.Исаев Е.И. Психология человека М.: Школа –Пресс, 1995г.

Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В.,.Ярошевского М.Г. М.: Политиздат,1985 г.

.Рогов Е.И. Общая психология М.: Владос,1995г.

Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995г.

Петровский Ярошевский А.,М. История психологии, М.,1994г.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука, 1994г.

.Сеченов И.М Психология поведения М.: 1995г.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., Прогресс 1992г.

 

Предпосылки деятельностного подхода в отечественной психологии. Категория деятельности в психологии. Потребности и мотивы деятельности. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Освоение деятельности. Виды деятельности.

Существует разный отсчет времени возникновения детельностного подхода.

Деятельностный подход в психологии нельзя представить себе без упоминания имен С.Л Рубенштейна и А.Н. Леонтьева. Еще в 1922 году в статье “Принцип творческой самодеятельности” С.Л Рубенштейн сформулировал принципы деятельности, в то время как в советской психологии 20-30гг. господствовал “недеятельностный подход”.

Другие авторы, наоборот, считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели как раз работы Л.С. Выготского на рубеже 20-30-х годов, параллельно шел другой процесс введения категории деятельности в психологию в произведениях С.Л. Рубинштейна (1934г).

По оценкам некоторых исследователей, первым понятие “деятельность” в психологию ввёл М. Я. Басов.

В психологии категория деятельности рассматривается в двух функциях; в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования.

Анализ первой функции был начат работами Л. С. Выготского и С.Л Рубенштейна, в дальнейшем он был продолжен А. Н. Леонтьевым, А.Ф. Лурия, В. В. Давыдовым и другими.

 

Предпосылки деятельностного подхода.

 

1. В 20-е годы новая деятельностная парадигма была вариантом конкретного ответа на вопрос о новой методологии психологии. Выготский писал в своей работе “Исторический смысл психологического кризиса”: “В психологии происходит не борьба воззрений, даже не борьба течений или направлений внутри одной науки, а борьба разных наук”. И Выготский предлагает создать новую психологию, и поэтому основной работой для психологов в то время должна была стать методологическая работа.

2. Сдвиг тематики становящейся советской психологии с довольно абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов трудовой деятельности и психических процесс в ней.

3. Неизбежное в тех исторических условиях обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности играет важную роль.

 

Категория деятельности в психологии

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течении многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьев и его последователями. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще».

Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками, ее общественная сущность является предметом общественных наук, ее физиологические механизмы – предметом физиологии, психология изучает техническую сторону деятельности.

Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н. Леонтьева и представителями его научной школы.

Деятельность – это фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

Как подчёркивал А. Н. Леонтьев, основной характеристикой деятельности является её предметность. Выражение “беспредметная деятельность” лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета.

Деятельность – категория общественно-историческая. Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид – с другими людьми. Деятельность, в том числе и индивидуальная, является одной из основный форм реализации общественных отношений. Виды деятельности, существующие в данном обществе, определяются уровнем развития его производительных сил и системой сложившихся общественных отношений.

С точки зрения А.Н. Леонтьева деятельность-это реальная связь субъекта с объектом, в котором необходимым образом включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, человек должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в ее процессе у него возникают различные эмоции, проявляются волевые качества; формируются отношения и т.д. Деятельность, при которой человек не воспринимает, не мыслит, не переживает, такая деятельность просто не может существовать. Если у человека нет побуждающих к деятельности мотивов, если он не имеет цели, если он не воспринимает тех предметов или моделей, с которыми или при помощи которых он действует, если он не помнить, что и как надо делать, то деятельность не состоится. Таким образом, в деятельности формируется, проявляется так или иначе проявляется система психических процессов, состояний и свойств человека

 

Потребности и мотивы деятельности

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности. Потребности человека можно разделить по происхождению и предмету.

1. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Неудовлетворение естественных потребностей ведёт к гибели человека или его вырождению. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения естественных потребностей, так и предметы, необходимые для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей вызывает социальную смерть.

2. По предмету выделяют материальные, связанные с предметом материальной культуры и духовные, выделяющие зависимость от продуктов общественного сознания.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Однако сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета его удовлетворения. Предмет потребности есть её действительный мотив.

Мотив-форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Функции мотивов:

1) Побудительная – источник активности;

2) Направляющая – определяет на что направлена активность.

Рассматривая поведение человека необходимо выяснить мотивы поступков, так как это позволяет судить о случайности или закономерности для человека данного поступка, позволяет предвидеть возможность его повторения и предотвращения.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. К осознанным относятся интересы, идеалы; существенным мотивом поведения является убеждения. Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений - это знание об окружающем мире природы и общества и их определённое понимание. А внутреннее организованная и упорядоченная система воззрений есть мировоззрение. К неосознанным мотивам относится установка, влечение стереотипы.

Мотивация -это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведение.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Цель -это представляемый или мыслимый результат деятельности.

 

П—М—Д

 

Ц

Структура деятельности

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней.

1) Уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности).

2) Уровень действий.

3) Уровень операций.

Действие – это относительно законченная часть деятельности, которая имеет свою самостоятельную цель, подчиненную цели деятельности, но не имеет своего собственного мотива. Таким образом, действие в структуре деятельности человека носит произвольный характер.

Ещё одна подструктура деятельности человека – операции Леонтьев определял операции как способ осуществления деятельности.

Большинство операций являются результатом обучения, овладение общественно выработанным способам действие.

Операции первоначально выступают в качестве осознаваемого целенаправленного действия, однако не всякая операция является сознательной.

 

Внешняя и внутренняя деятельность.

Разрабатывая теорию деятельности А. Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность -это чувственно предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, взглядами, представлениями о предметах.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологию термином «интериоризация». Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход от внутренней деятельности к внешней. Такой переход называется экстериоризация.

 

Освоение деятельности.

 

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называется автоматизацией.

Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически

выполняемые компоненты сознательной деятельности человека называются навыками.

С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом.

Благодаря частичной автоматизации действия по мере формирования навыка изменяются следующие приёмы:

1. Изменяется приёмы исполнения движений. Ряд частных движений, которые до этого совершались изолированно сливаются в единый акт, в одно сложное движение; устраняются лишние движения, появляется совмещение, т. е. Одновременное выполнение движений обеими руками (ногами).

2. Изменяются приёмы сенсорного контроля под действиями, когда зрительный контроль под выполнением движения заменяется мускульным (печатанье на машинке).

3. Изменяются приёмы центрального регулирования действия. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на обстановку и результаты действий. Некоторые расчёты, решения и другие интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно,(интуитивно). Внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время осуществления предшествующих, что резко сокращает время реакции.

В формировании навыка выделяют четыре основных этапа: ознакомительный, аналитический, синтетический, автоматизация.

1. Ознакомительный этап, который характеризуется осмыслением действий и ознакомлением с приёмами их выполнения.

2. Аналитический—овладением отдельных элементов действий.

3. Синтетический—объединение элементов в целостное действие.

4. Автоматизация—упражнение, с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятию напряжения.

Таким образом, навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий.

Навыки, приобретённые человеком, влияют на формирование новых навыков это влияние может быть как положительным, (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Под интерференцией понимают обычна тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков или снижают их эффективность.

Навык может быть сформирован через показ, объяснение, через сочетание показа и объяснение.

Умение —это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умение всегда опираются на знания. По своей сути умения—это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия.

Формирование умений происходит различными путями, например, путём подражания, но обычно его сводят к двум формам.

1. Обучающийся имеет определённые знания, предлагаются задача на их рациональное применение и человек сам ищет их решения, т. е. это обучение «путём проб и ошибок». Этот путь наименее эффективный, хотя и более распространённый.

2. Обучающий управляет психической деятельностью учащегося с ориентирами отбора признаков и операций, организует деятельность учащегося по переработке и использованию полученной информации для решения поставленных задач. Этот путь сейчас интенсивно разрабатывается в педагогической психологии.

Привычки —это действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью. Основное отличие от навыки заключается в том, что навык—это умение совершать автоматизировано те или иные операции, а привычка—это потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Как и навыки, привычки могут быть полезными и вредными.

Пути формирования привычек:

n через подражание;

n в результате многократного повторения;

n через сознательные целенаправленные усилия, например, путём положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Виды деятельности.

Всё многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трём основным видам: игра, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности),по организации, по особенностям мотивации. Активность ребёнка под влиянием воспитательных воздействий, принимает формы сознательной, целенаправленной деятельности. Уже в первые годы жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. На каждом возрастном этапе развития определенный вид деятельности формирует психику человека. Такой вид деятельности называется ведущим видом деятельности.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

2. Место навыков и умений в структуре деятельности.

3. Психологический анализ привычек людей.

4. Охарактеризовать виды человеческой деятельности и их классификация.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва: Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека Москва: Школа - Пресс 1995г.

Краткий словарь системы психологических понятий / Сост. Платонов К.К. Москва: Высшая школа, 1995г.

Конюхов Н.М. Словарь-справочник по психологии. Москва, 1996.

Общая психология / Под ред. Петровского А.В.. М: Просвещение, 1976.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.