Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления

 

Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Описание различных видов мышления строиться на предпосылке, что нет мышления вообще, мышление неоднородно, существуют его разные виды.

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строиться на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления.

Наглядно-действенное мышление связано с работой, которую мы выполняем руками: что-то строим, прибиваем, копаем землю, шьем и т.д. Этот вид мышления применяется тогда, когда мы разбираем что-то, чтобы понять как это устроено или собираем что-то (лего, пазлы и т.д.). Наглядно-действенное мышление является основой любых более поздних форм мышления.

Наглядно-образное мышление в большей степени оперирует на образы, человеку не обязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо его видеть и представлять. В процессе наглядно-образного мышления мы сравниваем и анализируем зрительные представления.

Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, например, счастье, честность, гордость, стоимость и т.д. Это мышление неразрывно связано с нашими знаниями и опытом, и мы, опираясь на свой интеллектуальный запас и опыт, без труда расскажем, что означают эти понятия.

Все эти виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. В познавательном процессе все уровни мышления обычно взаимосвязаны.

По содержанию используемых средств различают наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы; другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач.

Теоретическое мышление – это познание законов и правил.

Практическое мышление основной задачей выдвигает разработку средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Этот вид мышления был изучен Б.М. Тепловым. Мышление педагога по данной классификации относится к разряду практического мышления.

Различают также интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Различают творческое и критическое мышление по их функциональному значению. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим.

Огромное значение для педагогической практики имеет различение мышления на теоретическое и эмпирическое. В психологии эти виды мышления обстоятельно изучены и описаны В.В. Давыдовым. Как установлено в его исследованиях, эти виды мышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению, по способу решения задач. Основными чертами эмпирического мышления являются его направленность на внешние свойства и связи познаваемых объектов, рассудочность при оперировании общими представлениями. Согласно исследованию В.В. Давыдова, на формирование этого типа мышления нацелена массовая практика школьного обучения. Качественно иными особенностями характеризуется теоретическое мышление. Воспроизвести целостную систему взаимодействия, познать развивающуюся объективную реальность под силу лишь теоретическому мышлению.

 

Мышление и решение задач.

 

Мышление человека наиболее ярко проявляется при решении задач.

Согласно античной легенде Архимед случайно открыл свой основной гидростатический закон. В действительности открытие Архимедом этого закона было итогом практических наблюдений и теоретических размышлений ученых многих поколений и самого Архимеда. Мыслительное действие не одномоментный акт, он состоит из нескольких этапов.

1. Возникновение проблемы. Первое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит проблемы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся (Например, Ньютон задумался над проблемой падения предметов и открыл закон всемирного тяготения, И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах, увидев проблему в том, что собака при виде еды облизывается). Чем больше знаний у человека, тем больше он видит проблем. Однако выделение проблемы и правильно поставленный вопрос еще не означает успешного решения задачи, необходимо выбрать пути решения поставленного вопроса. А для этого человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему.

2. Выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.

3. Человек рассматривает проблему, отделяет известное от неизвестного и формулирует задачу, т.е. происходит ограничение зоны поиска.

4. Делается предположение, каким образом решать эту задачу, т.е. выдвигается гипотеза.

5. Реализация гипотезы. Если предположение неправильно, то надо сделать другое предположение и проверить его.

6. Проверка гипотезы. Если предположение верно, можно приступать к решению задачи.

Конечно, человек не всегда выделяет этапы мышления так детально. Иногда решение приходит как бы само собой, внезапно. Тогда это будет интуитивное мышление.

Творческое мышление.

 

Существенную роль в решении сложных задач играет умение использовать разнообразные приемы. Бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, ни имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач подключается творческое мышление.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению) он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием четырех особенностей.

· Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;

· Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

· Способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны;

· Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.

От понятия мышления человека неотделимо понятие интеллекта. Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Единого понимания этого термина до сих пор не существует. Одни ученые связывают интеллект со стилем умственных операций, другие – со стилем и стратегией решения жизненных проблем и т.д. Распространенной точкой зрения является мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект – это способность индивидуального ума адаптироваться к окружающей среде.

Современные ученые связывают интеллект с процессом мышления. Под интеллектом понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутся экспериментальные исследования процесса мышления. В настоящее время широко используются тесты для оценки интеллектуального развития (тест А. Бине, тест Векслера и др).

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проблема и пути развития творческого мышления.

2. Средства развития мышления.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва, Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Рогов Е.М. Психология познания М.: 1996

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Петухов В.В. Психология мышления. М.,1987г.

Лурия А.Р. Язык и мышление. М.,1979г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мышление как высший процесс познания | Коммуникативной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.