Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-методологические предпосылки информатизации

В соответствии с нашей концепцией гуманитарного (или социокультурного) варианта развития информатизации общества рассмотрим ее необходимые теоретико-методологические предпосылки.

При этом необходимо отметить: поскольку обычно понятие "социальное" в теории и на практике трактуется в широком и в узком смысле слова, то и предпосылки социокультурной информатизации общества, на наш взгляд, следует рассматривать через призму двух толкований понятия "социальное".

"Социальное" в широком смысле слова, как известно, тождественно понятию "общественное". При таком подходе анализ предпосылок информатизации — это анализ необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринимать и развивать информатизацию.

При трактовке "социального" в узком смысле слова должны рассматриваться идеальные информационные особенности жизнедеятельности и ментальности общества, информационные потребности и ожидания различных социальных групп, требуемый уровень их готовности к процессу информатизации, а также социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации. Особое значение имеет рассмотрение необходимого уровня доступности информации для тех или иных групп и слоев населения.

Определим необходимое и желательное состояние всех сфер жизни общества по отношению к информатизации.

Технический аспект социальных предпосылок информатизации.

Развитие технической базы современной информатики, алгоритмического и программного обеспечения компьютерных средств — необходимое условие успешного решения задачи информатизации общества. Развитие науки и техники — движитель и средство реализации процессов информатизации.

Существенной для информатизации технической предпосылкой, как уже было нами ранее отмечено, является уровень телефонизации страны, распространенности радио и телевидения, которые в совокупности определяют возможность реализации сетевого информационного пространства.

Далее необходимо отметить, что уровень развития науки и техники сегодня и в целом технологическая мощь государства, его способность выйти на передовые в информационном отношении позиции в мире во многом определяются возможностью государства создавать и производить суперкомпьютеры. Экономические предпосылки информатизации.

Основной экономической предпосылкой является демонополизация экономики. Имеется в виду, в первую очередь, естественное существование и развитие в обществе различных форм собственности. Далее принципиально важно понимать, что речь идет не о разрушении монополий, в недрах которых рождаются все наукоемкие технологии, а о присоединении этим

Нами полностью разделяется мнение профессора Н.Н. Бокарева о том, что глобальная ориентация человечества на воспроизводство человека, личности, на выживание и пристойную жизнь каждого человека, его социализацию — не овладела ни общественным, ни индивидуальным сознанием[26].

В ряду актуальных проблем информатизации общества, по нашему мнению, находится и проблема информационной безопасности. Иными словами, в обществе должны быть решены задачи защиты общественного и индивидуального сознания от воздействия, порой весьма разрушительного, мощных информационных технологий.

Выявление таких научных проблем и решение обусловленных ими практических задач обозначается ныне термином "экология сознания"2. Экологизация сознания предполагает коренное изменение характера производственной деятельности; рационализацию информационного потребления, сохранение психического здоровья людей, моральное воспитание общества. Необходимо выбрать такой вариант экоразвития, при котором устойчивый прогресс общества будет поддерживаться средствами массовой информатизации, сочетаясь с экологической безопасностью. Ряд авторов говорит о необходимое i развития информационной экологии как особой науки, призванной способствовать формированию здорового образа жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены должно приводить к сознательной самоорганизации "информационного потребления" и оптимизации духовной жизни.

Должна развиваться и быть достаточно высокой степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий, чему, очевидно, объективно способствует стремительный процесс внедрения информационных | технологий в различные сферы жизнедеятельности общества.

Уровень компьютерной грамотности, в свою очередь, должен соответствовать высоким темпам информатизации и современным представлениям об информационной культуре.

Страна может считаться развитой и готовой к вступлению в информационное общество, если соответствует следующим требованиям ООН: любой человек с образованием 5 классов считается неграмотным и рассматривается как социально несостоятельный, неквалифицированным трудом занимаются лица с образованием не ниже 9 классов, рядовой работник имеет за плечами 11,5 лет обучения — общего и профессионального.

Хотелось бы более подробно рассмотреть предпосылки информатизации в социальной сфере.

Приведем наиболее значимое для рассмотрения социальных предпосылок информатизации определение понятия "социальная сфера".

Социальная сфера [27]— целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

В качестве рабочего определения нами рассматривается социальная сфера как пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса.

При этом важно помнить, что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности. Это очень важный методологический момент, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека. Резервы же для российских людей в этом смысле воистину огромны. Так, например, для европейского генотипа рост современных американских юношей и девушек — (185 и 175 см) может служить "идеальной планкой" физического расширенного воспроизводства.

Уровень образованности той или иной страны рассматривается ООН как важнейший показатель ее развитости. Обобщающий показатель уровня жизни в целом — так называемый "индекс человеческого развития" — складывается из трех составляющих: количества лет обучения; средней продолжительности жизни и величины валового внутреннего продукта на душу населения.

В таком контексте более понятным становится популярный в последние годы тезис, в соответствии с которым сфера образования расценивается как универсальное средство, а, по мнению С.П. Пимчева[28], точнее и глубже — способ общественного развития.

Современной наукой доказано, что ресурсы естественного человеческого интеллекта используются в незначительной степени; средний человек в течение своей жизни расходует не более 4—6% своих интеллектуальных возможностей. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека — серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии.

Информация, информационные технологии должны способствовать повышению качества жизни, улучшению условий расширенного воспроизводства духовного и нравственного потенциала личности. Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и иной информации. Особое социальное значение в современных условиях приобретает сам факт наличия компьютеров с сетевым выходом в каждом дом (семье), в детских садах, средних школах и вузах.

Рассмотрим основные теоретико-методологические подходы к анализу информационных потребностей и особенностей существования различных социальных групп, а также к анализу развития социальной структуры общества в условиях информатизации.

Выстраивая социальную структуру по отношению к собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить структуру "информационным срезом".

Очевидно, например, более позитивное и активное отношение к информатизации общества в среде молодежи по сравнению с людьми старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества часто не так очевиден "информационный срез", необходимы специальные социологические исследования. Без получения подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп.

Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры под влиянием информатизации необходимо, видимо, вести по следующим направлениям:

· изменения качественных характеристик социальных групп (их размеров, социально-демографических, профессиональных, культурно-образовательных параметров);

· изменения процентных соотношений между различными социальными группами, стратами общества;

· изменения типов взаимосвязей и отношений между социальными группами.

Для анализа социальной структуры A.M. Ореховым, например, предлагается [29]понятие "оверстрат" — большая социальная группа, складывающаяся из стратов различных социальных групп. Например, оверстрат управленцев складывается из двух больших профессиональных стратов: чиновников как государственных управленцев и менеджеров как частных управленцев.

Принадлежность к классу определяется долей общественного богатства, имеющегося у индивида (обычно выделяется три класса: высший, средний и низший). Но и оверстратов бывает максимум три: оверстрат вещественных (имущественных) собственников, оверстрат управленцев и оверстрат интеллектуальных собственников. Это позволяет плодотворно проводить исследование социальной структуры различных обществ, в том числе информационного общества. Сам тип подхода к исследованию социальной структуры назван автором "оверстратно-классовым подходом".

На наш взгляд, теоретико-методологический подход A.M. Орехова позволяет проводить глубокий анализ социальной структуры информационного общества. Особенно важно отметить, очевидно, нечасто встречающееся в современной социологической науке понимание непреходящей значимости классовой составляющей анализа социальной структуры.

Существует также практически не осмысленная, однако, на наш взгляд, очень важная проблема философского и социологического анализа социальных последствий параллельного развития в российском обществе двух компьютерных сред — IBM и Macintosh. Как известно, покупателями и пользователями этих практически несовместимых компьютерных сред являются мало пересекающиеся и в реальной жизни социальные группы. Особенную тревогу вызывает весьма значительная распространенность, в том числе и не без помощи государственных образовательных организаций, обучающих экспертных систем именно на базе среды Macintosh.

В процессе развития информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека — физическое, психическое и социальное — требуют специального учета, так как только в этом случае новые возможности информационной общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал чел века, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми, в полной мере отрицательными общественными последствиями.

Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны улучшать учет этой специфики, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманитарные проблемы информатизации | Социальные проблемы информатизации и подходы к их решению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.