Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема информационной безопасности личности, общества, государства3. Главная социальная функция ин-




Проблема языковой коммуникации в условиях информатизации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации, поэтому ее электронные средства должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, наличие позитивного общественного мнения о нормальности подобной ситуации — тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Социально-психологические проблемы информатизации. У людей, как известно, различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих в современных условиях потоков информации.

Рассмотрим проблемы социальных групп, выделенных нами только по двум критериям — полу и возрасту.

При анализе по половому критерию особого внимания, на { наш взгляд, заслуживают женщины. Именно они приняли на себя сегодня во всем мире основной груз в области практической компьютерной работы.

Важной особенностью постиндустриального общества является тот факт, что основная занятость и наибольшая доля ВВП приходятся на два не вполне четко разграниченных сектора: сектор услуг (личных, деловых, образовательных, досуговых) и сектор информационный. Причем оба сектора рождают огромный спрос на женскую рабочую силу, поскольку ей присущи такие традиционные черты женского отношения к работе, как: большая склонность к рутинному труду, меньшая склонность к специализации, потребность в особом моральном климате на рабочем месте[30].

При выполнении многих трудовых функций в постиндустриальном обществе, связанных с организацией межличностного общения, образовательного процесса, с обработкой информации, общая культура и коммуникабельность оказываются более] важными, чем узко специализированные знания. Наконец, множество функций по обработке информации можно выполнять дома или в любом другом месте и в любое удобное время суток, что наряду с развитой сферой торговли, бытового обслуживания, позволяет женщине успешно сочетать семейную и производственную роль. Все это в современных условиях может сделать женский труд более предпочтительным и востребованным.

Тендерные проблемы информатизации в целом требуют существенно более значительного внимания исследователей.

Возникли новые проблемы и при анализе социальных групп по возрастному критерию. Так, например, известно, что наиболее подвержены "зомбированию" по телевидению и другим СМИ молодежь и люди старшего возраста. Отсюда возникает принципиальная необходимость правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ на различные возрастные группы. Такие ограничения должны основываться на базе глубоких научных исследований социологов и психологов.

На повестке дня сегодня активизация изучения в целом социально-психологических аспектов информатизации. Должны глубоко исследоваться такие социально-психологические явления, как компьютеромания и компьютерофобия.

Должны быть разработаны качественно новые средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения, поскольку имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу слов (тезаурусу) и качеству перевода.

Сложность проблемы межнационального языкового обмена в условиях информатизации отражена в работах ряда авторов.

Так, например, о необходимости глубокого анализа роли Русского языка в сохранении единого информационно-интеллектуального пространства СНГ говорит академик РАЕН К.К. Колин[31]. Ш.Ш. Чипашвили [32]отмечает, что современные и тем более перспективные информационные технологии позволяют осуществлять необходимые переводы даже в динамическом режиме работы. Однако существуют две вряд ли полностью преодолимые трудности: во-первых, необходимо великое множество автоматических переводчиков; во-вторых, никакие ухищрения не позволят достигнуть желаемой степени адекватности перевода.

Если взять какой-либо язык в качестве посредника, то здесь возможны, по мнению автора, два пути. Первый из них — полагать этот-язык вспомогательным вторым языком и на нем осуществлять все процессы познания, образования и профессионального общения. Второй путь — считать этот вспомогательный язык только внутренним языком-посредником для технических устройств. Неадекватность перевода в этом случае легко преодолевается, если взять в этом качестве международный искусственный язык эсперанто, который обладает такими интерлингвистическими свойствами, как плановость, апостериорность, автономность и нейтральность.

Представляется проблемным использование "мертвого", не поддержанного развитием определенной нации, языка для адекватного перевода понятий культурно-духовной сферы. Названными интерлингвистическими достоинствами в достаточной степени обладает русский язык как язык нации диалогового типа культуры.

Необходимо отметить тот факт, что даже в достаточно серьезных научных изданиях в качестве упомянутого языка-посредника, на котором предлагается осуществлять все процессы познания, образования и профессионального общения, называется английский язык, который сегодня признан официальным языком сети Интернет.

Анализом проблем информационной безопасности активно занимаются Научный Центр национальной безопасности при Институте социально; политических исследований РАН и Институт системного анализа РАН.

формационной безопасности заключается в обеспечении стабильности и устойчивости социально-экономического и социально-политического развития общества в соответствии с объективно действующими закономерностями и тенденциями при наличии внутренних и внешних угроз. Информационная безопасность всегда анализируется учеными и специалистами в контексте социальной безопасности страны и мира[33].

Главным социальным аспектом содержания информационной безопасности является система направлений, институтов и особенностей функционирования информационных потоков, соответствующих или не соответствующих характеру выполнения субъектами управления своих социальных функций.

При изучении социальных аспектов информационной безопасности важными показателями являются[34]:

· степень информированности различных социальных слоев и групп населения;

· социальные чувства, настроения, стереотипы;

· установки в сфере законопослушания и использования информации;

· законные интересы.

В качестве интегрального показателя выступает оценка социальной активности в информационном пространстве.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В качестве опасных воздействий на личность (информационных угроз) могут выступать:

· а) целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально- психологического состояния людей;

· б) распространение недостоверной, искаженной, неполной, неоперативной информации;

· в) использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Важно отметить и появление термина "информационный фактор поражения", с которым ряд ученых связывает как развал существовавшей системы советского общества, так и становление новой системы. Отсюда вытекает вывод о том, что углубление системно-информационного подхода к изучению общества должно стать на рубеже XX—XXI веков и в дальнейшем приоритетным направлением российской науки1.

Информационные воздействия опасны или полезны тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Ввести в широко распространенные сегодня игровые программы на ту или иную установку не представляет труда. Виртуальную систему можно заразить вирусом, который будет кодировать человека на определенные слова (приказы), что позволит получить в дальнейшем социально опасный эффект "зомби".

При разработке и практической реализации российской государственной политики в сфере информатизации, очевидно, необходимо принять к сведению тот факт, что за рубежом контролируют соблюдение прав граждан в рассмотренном выше аспекте специальные уполномоченные по защите прав граждан в информационных системах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.