Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Готовность российского общества к информатизации

Прогнозы темпов развития информатизации России

В феврале 1989 года на учредительном съезде Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники было проведено одно из первых исследований проблем информатизации России. Анкетирование делегации съезда позволило получить устойчивые оценки по большому кругу проблем[129]. В частности, анкета содержала вопрос о времени, к которому возможно достижение полной информатизации страны. Характерно, что в ряде анкет было справедливо указано на некорректность такой формулировки. Респонденты отмечали, что нельзя вести речь ни о полной, ни о частичной информатизации. По их мнению, это постоянно меняющийся процесс, в ходе развития которого по-разному ставятся цели, задачи и оцениваются результаты. В целом же были сделаны такие прогнозы (%):

· канун XXI века — 4;

· первое десятилетие XXI века — 15;

· второе десятилетие XXI века — 28;

· третье десятилетие XXI века — 21.

Таким образом, большинство респондентов были склонны отнести полную информатизацию страны на отдаленную перспективу — второе или третье десятилетие грядущего века.

Социальной структуре современного российского общества с точки зрения информационного аспекта, уровню готовности к информатизации различных социальных групп был посвящен целый ряд социологических исследований, проведенных в России за последнее десятилетие:

1. Опрос, проведенный в Свердловской области в сентябре 1994 года среди двух категорий населения — 200 взрослых и 200 школьников в возрасте 12—13 лет показал, что:

— 86,6% взрослых свердловчан считают семейный компьютер необходимым вообще и 62,1% — непосредственно в их семье. Среди детей эти показатели соответственно выглядели следующим образом — 78,3% и 73,1%. При этом процент желающих использовать ПК для развлечений и игр, естественно, значительно выше[130].

2. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (август 1995)[131]:

— домашний персональный компьютер в России имеют лишь 2% опрошенных, среди которых большинство составляют предприниматели. Примечательно, что этот процент не вырос с 1993 года;

цветной телевизор имеют 69% опрошенных по сравнению с 72% в 1993 году;

видеомагнитофон есть у 16% опрошенных по сравнению с 5% в 1993 году;

Ничего не имеют из перечисленных предметов чаще всего неквалифицированные рабочие и работники, занятые в сельском хозяйстве.

Рост количества видеомагнитофонов отражает тенденцию роста пассивного времяпрепровождения — просмотра, как правило, западной видеопродукции.

Компьютеры с накопителем на CD-ROM составили в 1993 - 1994 гг. уже 37% от всего объема продаж домашних компьютеров, против 19% в 1991 году. За тот же период количество компьютеров со звуковыми картами, купленных для домашнего пользования, возросло с 4 до 19%3.

3. Исследование "социализации" портативных компьютеров, проведенное в 1994 году, показало, что в основном покупатели ноутбуков в столице (около 80%) — это москвичи. Среди них большинство составляют инженеры (в том числе программисты) — 38%, бизнесмены — 28%, экономисты, бухгалтеры, банковские служащие — 15%, по 5% приходится на врачей[132] и руководителей госпредприятий, юристы составляют 3%, по 1,5% остается на психологов, переводчиков, дизайнеров и журналистов. По статистике, 71% владельцев ноутбуков используют их как основной рабочий компьютер и только 29% — как дополнительную машину во время поездок и переговоров. Среди покупателей отсутствуют те, кому портативный компьютер нужен только в качестве удобного варианта пишущей машинки. Почти половина пользователей работает с текстовыми, графическими редакторами и с электронными таблицами, более 35% устанавливает на свои машины БД и около 15% — системы бухгалтерского учета и разнообразные программы для статистических расчетов[133].

4. Любопытен, на наш взгляд, опрос женщин, проведенный российскими психологами в 1997 году.

Женщинам в возрасте от 18 до 65 лет был задан вопрос: "Чему должны научиться дети в семье?" Ответы распределились следующим образом: уважению к людям — ответили 56%, уверенности в себе — 55%, самоуважению — 51%, хорошим манерам — 43%, моральным устоям — 32%, различным играм — 8%, освоить компьютер — 3%, все перечисленное — 11%.[134]

Семья как когнитивная ячейка общества или, по образному выражению О. Тоффлера, как "компьютерный коттедж" респондентами практически не рассматривается.

5. Примечательны, на наш взгляд, результаты социологического анализа информатизации одной из бывших республик СССР — Эстонии.

"Тигровым прыжком" прозван проводящийся в Эстонии курс на всеобщую компьютеризацию. В республике задействовано уже 170 000 персональных компьютеров, что на 70 000 больше, чем их было еще год назад. На 100 жителей страны приходится 7 персональных компьютеров, или один компьютер на 14 человек. Кстати, по этому показателю Эстония находится на одном уровне с Италией и Испанией[135].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ зарегистрированных Web-страниц по следующим направлениям | Техносфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.