Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды наблюдений

Социологическое и журналистское наблюдение

Наблюдение отражает непосредственное восприятие объекта. Этот метод широко используется в журналистике, но, как и во всех предыдущих методах, наблюдает журналист ситуативное, конкретное, уникальное, индивидуальное. В социологии наблюдение – структурированное, формализованное, обычно проводимое на множестве объектов, хотя может быть и монографическим.

Основное достоинство наблюдения – возможность получить объективную информацию при помощи структурирования объекта исследования.

Основной недостаток – другая сторона этого достоинства: субъективность наблюдателя и влияние его на ситуацию самим своим присутствием, реакция людей на присутствие наблюдателя.

Требования к социологическому наблюдению: объективность, репрезентативность, достоверность, устойчивость полученной информации, повторяемость результатов. Важно факты наблюдения отличать от их интерпретации.

По степени активности:

активные – когда исследователь заранее планирует наблюдение;

пассивные – когда он ограничивается ролью пассивного наблюдателя.

По степени стандартизированности:

структурированное, контролируемое – когда исследователь наблюдает ситуацию по строго разработанной программе;

неструктурированное, неконтролируемое – когда наблюдатель имеет лишь общий план.

По условиям организации:

полевое, то есть проводимое в естественных условиях, например, во время митинга;

лабораторное – специально организованное исследователем, например, наблюдение за тем, как группа зрителей смотрит телепередачу.

По степени регулярности:

случайное, одноразовое;

систематическое, проводимое регулярно.

По положению наблюдателя:

включенное, соучаствующее – когда исследователь «внедряется» в наблю­даемую ситуацию и наблюдает ее изнутри;

невключенное простое, когда исследователь находится как бы вне ситуации, наблюдая ее со стороны.

По способу наблюдения:

открытое – когда наблюдатель не скрывает своих целей;

скрытое – когда наблюдатель скрывает, что он наблюдает ситуацию (по­добно скрытой камере у журналистов).

стимулирующее, или наблюдающее, участие – ситуацию стимулировал сам исследователь. Об одном таком уникальном опыте в социологии стоит рассказать особо.

В брежневские времена, когда социология находилась под давлением партийных органов, в лениградском ИСЭП (Институте социально-экономических проблем Академии наук) работал известный социолог Андрей Николаевич Алексеев. После доноса о том, что Алексеев провел опрос своих знакомых, спрашивая: «Ожидаете ли вы перемен?» – его исключили из партии, из Советской социологической ассоциации, из Союза журналистов. Пришлось уйти из института, и он несколько лет работал слесарем-наладчиком на Ленинградском заводе полиграфических машин. Но настоящий ученый всюду остается исследователем. И Андрей Николаевич в роли рабочего-социолога стал основателем нового направления в отечественной социологии – «социологии действующего участия». Методом так называемого «включенного наблюдения», проработав на заводе 5 лет, он постоянно вел наблюдение за всеми процессами, которые происходили на заводе, изучая процесс и условия труда, взаимоотношения рабочих и начальства и т. п., то есть человека в системе производственных отношений. В результате появился двухтомник «Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего)» (СПб., 1997) – уникальная книга о качественном монографическом социологическом наблюдении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контент-анализ музыкального вещания | Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.