Конечно, могут быть и другие формы регистрации наблюдений, в том числе видеокамера, что тоже сродни журналистскому наблюдению.
Особенностью эксперимента как социологического метода является введение в ситуацию экспериментального фактора и анализ влияния этого фактора на ситуацию.
По логике эксперимента:
последовательный – одна и та же группа в двух состояниях: до введения экспериментального фактора и после (например, группа зрителей смотрит передачу или фильм сначала без рекламы, потом трансляцию начинают часто перебивать рекламой и изучают реакцию аудитории);
параллельный – с контрольной группой, поведение которой сравнивается с другой группой, где проводится эксперимент, то есть меняется ситуация (одной группе передачу показывают без рекламы, другой – перемежаемую рекламой).
По активности вмешательства исследователя в ситуацию:
естественный – когда в реальной ситуации что-то резко меняется и тем самым влияет на поведение участников события (например, взрыв на улице, в метро, захват террористами заложников и т. п.);
лабораторный– сконструированный исследователем (например, издание меняет заголовок, верстку, оформление и отслеживает реакцию читателей на эти изменения).
Эксперимент в социологии – это метод, в котором могут сочетаться разные методы: наблюдение, опрос, контент-анализ.
В журналистике владение способами эксперимента тоже очень важно для совершенствования работы издания, программы. Эффективность смены концепции, формата, объема, периодичности, системы рубрик, авторского состава, формы и стиля, оформления и т. п. можно проверить на аудитории. Она либо будет голосовать рублем (подпиской, покупкой и т. п.), либо может быть опрошена по поводу тех изменений, которые предлагает редакционный коллектив. В условиях лабораторного или полевого наблюдения может быть зафиксирована ее непосредственная реакция на эти изменения.
Достоинства эксперимента – его креативные возможности, способность к варьированию характеристик и глубинному изучению реакций на них.
Полевые документы, в которых фиксируется эксперимент, бывают разные: карточка наблюдения, отчет, анкета, опросный лист, аудио-, видеозапись и т. п.
Таблица 13
Сводная таблица социологических методов
Методы
Виды
Достоинства
Недостатки
Опрос:
Анкетирование
Заочный опрос респондентов при помощи анкеты
По способу распространения:
с помощью раздаточной анкеты:
- почтовый
- прессовый
Относительная дешевизна
Возможность у опрашиваемого самому зафиксировать свои ответы на бумаге, когда исключено вмешательство интервьюера
Невозможность проконтролировать правильность заполнения анкеты (если анкета не раздаточная)
Невозможность уточнить ответ
Интервьюирование
Очный опрос, непосредственное общение интервьюера и респондента
По характеру групп респондентов:
массовое, экспертное, индивидуальное, групповое
По способу организации интервью:
индивидуальное и групповые в т. ч. фокус-группа, социометрический опрос
По технике проведения:
стандартизированное (формализованное), свободное (нестандартизированное), полустандартизированное.
По особенностям интервью:
интенсивное (клиническое), глубокое, фокусированное (интервью в беседе по какой-то одной проблеме); нарративное (направляемый интервьюером рассказ, высказанный в свободной форме; ненаправленное интервью (исходят от респондента)
По содержанию беседы:
документальные, в ходе которых изучаются и уточняются факты,
интервью мнений
По способу проведения:
личные (фейс-ту-фейс – лицом к лицу) и телефонные
Возможность получить более глубокую информацию, конкретизировать и углубить ответы путем дополнительных вопросов
Возможность более продуктивно установить контакт с опрашиваемым
Более дорогой проект по сравнению с интервьюированием
Возможность субъективных искажений, влияния интервьюера на респондента
Анализ документов, контент-анализКачественно-количественный анализ документов
По форме фиксации:
письменные – в форме письменного текста;
иконографические: кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы;
статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая;
фонетические и магнитные записи, грампластинки;
компьютерные документы
По источнику информации:
первичные, вторичные
По характеру мотивации:
спровоцированные – целевые, по инициативе исследователя;
неспровоцированные – функционирующие естественным путем
По типу авторства:
официальные – которые создаются должностными лицами;
неофициальные документы, созданные частными лицами (письма, дневники, мемуары, заметки)
По степени персонификации:
личные – касающиеся отдельного человека (библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления);
безличные – протоколы, постановления, стенограммы, материалы прессы, архивы, документы учреждений
По сфере жизнедеятельности:
исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п.
Возможность получить качественно-количественные характеристики текста
Объективность информации
Высокая степень точности информации
Возможность сопоставления различных документов
Возможность систематизировать несистематизированную информацию
Неизбежная потеря представления о качественной стороне текстов при обобщении информации и ее количественной обработке
Наблюдение
Непосредственное восприятие объекта
По степени активности:
активное и пассивное
По степени стандартизированности
неструктурированное, неконтролируемое структурализованное, контролируемое
По положению наблюдателя: включенное и невключенное
По условиям организации:
полевое, лабораторное
По регулярности:
случайное, систематическое
По способу наблюдения:
открытое, скрытое
Метод фиксирует объективное поведение реципиентов, а не оценки и мнения
Возможна субъективность наблюдателя
За пределами внимания исследователя остаются мотивы поведения
Эксперимент
Изучается реакция изучаемого объекта на экспериментальный фактор, т. е. варьируемую характеристику
По логике эксперимента:
последовательный, параллельный
По активности вмешательства экспериментатора в ситуацию:
естественный и лабораторный
Креативные возможности исследовать различные модели поведения в экспериментальных условиях
Порой недостаточность экспериментальных условий для выявления истинных причин, порождающих те или иные модели поведения, те или иные структуры
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление