Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные группы

Прежде чем проанализировать информационное поведение различных возрастных групп, полезно познакомиться с их социальными и общепсихологическими особенностями.

Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон и Дж. Вейланд провели исследование на 1000 человек об изменении личности с возрастом. Дж. Вейланд 38 лет наблюдал за изменением структуры личности 268 выпускников Гарвардского университета. Его результаты и результаты исследований российских ученых в целом совпадают*.

Возраст 16–22 года. Стремятся доказать, что они уже готовы к самостоятельной жизни Трудность возраста – в его неопределенности: с одной стороны самостоятельный человек, с другой – ребенок, нуждающийся в заботе и помощи. Характерно частое обращение к письмам как средству общения, юношеский максимализм в оценках и суждениях, просьбы помочь, посоветовать, иногда разочарованность «Мне всего 22 года. Я ни о чем не мечтаю, ни во что не верю и ни на что не надеюсь. Впереди пустота».

Возраст 23–28 лет. Поиски самого себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека с определенными правами и обязанностями по отношению к другим. Большую роль здесь играет представление о месте, которое надо занять в жизни. Взрослые могут стабилизировать это развитие. Если наставника нет, могут сказаться черты предыдущей возрастной группы.

Возраст 29–32 года. Переходный период. Оказывается, что сформированные ранее представления – не совсем верные, жизнь перестает вдруг казаться легкой. Возникают болезненные вопросы о жизни. Иногда человек разрушает основы своего прошлого образа жизни.

Возраст 33–39 лет. Интенсивная влюбчивость в работу, когда человек стремится достичь вершин профессии.

Возраст 40–42 года. Критический период. Достигнутое кажется недостаточным, незначительным. Возникает ощущение, что жизнь проходит зря. Добавляется ухудшение здоровья, признаки утраты молодости.

Возраст 43–49 лет. Новое равновесие, стабильность психики. Поднимается продуктивность труда. У творческих людей – своеобразие подъема.

После 50 лет человек приходит к примирению с самим собой. Но это не самодовольство, критическое начало не утрачено. Просто человек уже хорошо познал самого себя. Но его снова одолевают вопросы о смысле жизни и ценностях. Характерно стремление к контактам с людьми, к поддержанию старых знакомств и завязыванию новых. Стремление избегать всего, что вызывает эмоциональную напряженность.

Естественно, что эти возрастные различия сильно сказываются на информационном поведении людей.

Стоит особенно остановиться на психологических особенностях молодежной аудитории. Российский психолог В. А. Мансуров выделяет следующие сущностные характеристики молодых:

Неустойчивость психологии и сознания,

Противоречивость мнений и оценок, суждений и поведения,

Ограниченный социальный опыт,

Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,

Стремление к самостоятельности и подражание стандартам, распространенным в кругу сверстников,

Ограниченный объем знаний,

Широкий спектр интересов и потребностей,

Стремление к самоутверждению личности,

Конкретность мышления, его несамостоятельность,

Динамичность в поведении, стремление действовать и отсюда иногда поспешность, непродуманность в действиях и выводах,

Критичность в восприятии информации вместе с уважением к авторитету, который ею (молодежью) признан,

Искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости и т. д.

Как показывают социологические исследования, старшее поколение активнее в потреблении газет, чем молодое.

Что касается телепредпочтений, то чем моложе люди, тем больше пристрастие к музыкальным передачам, играм, спортивным передачам и криминальным происшествиям, а также к познавательным программам. И наоборот, чем старше, тем больше интерес к новостям, общественно-публицистическим передачам, сериалам, фильмам, телеспектаклям, беседам с людьми в прямом эфире и практическим советам по здоровью, приусадебному участку и т. п. Из музыкальных программ охотнее слушают те, которые содержат мелодии их молодости. Им нужны передачи о правовых вопросах, льготах, возможности трудоустройства в пенсионном возрасте, об отношениях между поколениями, о природе, культурных событиях.

Интересно, что если молодежь охотнее смотрит американские телесериалы, то пожилые – латиноамериканские.

Молодые не очень увлечены политикой и считают, что ее на ТВ слишком много. Однако относительно эротики думают диаметрально противоположно.

Молодые более избирательны, чем старшие, в потреблении информации РВ, пожилые же, напротив, слушают все подряд. Пожилая радиоаудитория слушает новости, радиопостановки, беседы о семье и домохозяйстве, здравоохранении, юридических вопросах.

Телепредпочтения подростковой аудитории изучали исследователи факультетов журналистики и психологии МГУ при опросе 147 московских старшеклассников (2002–2003). Рейтинг телепередач оказался следующим (в % к числу опрошенных):

Телепередачи %
Музыкально-развлекательные  
Художественные фильмы  
Юмористические  
Новости  
Развлекательные ток-шоу (типа «Большая стирка», «Окна»)  
Спортивные  
Игровые  
Сериалы  
Мультфильмы  
Познавательные, культурные, научно-популярные  
Криминальные  
Специальные передачи для подростков  
Аналитические передачи (типа «Итоги» Е. Киселева, «Зеркало» Н. Сванидзе)  
Серьезные ток-шоу (типа «Свобода слова», «Времена»)  
Актуальные репортажи  

 

Что же касается зрительных телеобразов, то старшеклассники предпочитают не эротические и мозаичные, клиповые (как думают журналисты), а максимально приближенные к реальности образы. Наоборот, виртуальные образы отмечались подростками в два раза реже, чем журналистами. Молодежь хотела бы видеть добрых, справедливых героев на ТВ в два раза чаще, чем полагают журналисты. Подростки хотят обсуждения реальных молодежных проблем, которые помогут им социализироваться, ищут героя, на которого могли бы походить, причем герой этот обычно ассоциируется у них со справедливостью и гуманизмом. Сказочные, мифологические образы, мультфильмы тоже хорошо принимаются молодежной аудиторией (табл. 24).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Группы по полу: мужчины и женщины | Выбор актуальных проблем разными группами аудитории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.