Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология социальных групп

Если рассматривать типологию социальных групп, то наиболее важным является деление на малые, средние и большиесоциальные группы.

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы; связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет за собой изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Относительно верхнего предела существуют разные мнения: 5 – 7 или примерно 20 человек; однако статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек, в случае если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Выделяют две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека). Взаимодействие внутри диады в большей степени основано на чувствах, чем внутри триады. Если в диаде возможны обычные согласие и несогласие относительно какого-либо вопроса, а разрешение конфликта основано исключительно на умении убеждать, то в триаде конфликт – это конфликт меньшинства (одного человека) и большинства (двух человек).

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, имеющие общие цели и интересы, связанные одной деятельностью, но не находящиеся между собой в тесном контакте. Например, трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта и т.д. При наличии иерархии средние группы называют социальными организациями.

В средних, и особенно в малых группах, выделяют социальные роли лидера и аутсайдера. Лидер – это лицо, обладающее максимальным авторитетом; с его мнением считаются все члены группы. Аутсайдер, соответственно, – это лицо с наименьшим авторитетом; его частично или полностью исключают из процедуры принятия решений. Лидер в группе один, аутсайдеров может быть несколько.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак. Например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д. Большие социальные группы в социологии называются также социальными общностями.

Очень близкой к разделению на малые, большие и средние группы является классификация по характеру связей между их членами. В соответствии с данным критерием различают первичные и вторичные группы (впервые это разграничение ввел Ч. Кули); формальные и неформальные.

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и оказывающие большое влияние на индивида. Первичные группы возникают, как правило, в тех случаях, когда люди по каким-то причинам вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом, например, в семейной жизни, в рабочем коллективе и т.д.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность обеспечивается наличием общих целей и интересов. К вторичным группам относятся, как правило, средние и большие группы.

В формальных группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется в наличии иерархии, в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции, которые воплощаются в виде предписаний, содержащихся в инструкциях и других нормативных актах.

Взаимодействие в формальных группах нередко носит обезличенный характер, в них важны не столько индивидуальные качества, сколько способность выполнять определенные функции.

Неформальные группы складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов, отношения внутри группы регулируются внутренними факторами. Между членами неформальной группы естественным образом устанавливаются позитивные эмоциональные отношения (любовь, дружба, привязанность, доверие), а также негативные (ненависть, зависть) и агрессивные эмоции (стремление соперничать).

Отношения в неформальных группах устанавливаются сами собой в процессе взаимодействия людей под влиянием норм и ценностей, которые получены людьми в рамках других взаимодействий. Однако нередко случается, что группа вырабатывает ценности и нормы, которые отличаются от ценностей и норм более широких общностей. Примером в данном случае может быть минимальная группа – пара любящих друг друга людей. В настоящее время психоаналитики полагают, что гармоничное существование внутри пары возможно в том случае, если пара противопоставляет себя более широким обществам, преодолевает коллективные ценности и формулирует собственные, которые не выходят за допустимые пределы, обретая, таким образом, свободу в отношениях.

Выделяют также реальные и номинальные или условные (социальные категории)социальные группы. Реальные группы выделяются по реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем признаку. Например, уровень дохода, возраст, пол и т.д.

Социальные категории – это группы, которые выделяются для статистических целей. Например, социальной группой будет вся совокупность матерей-одиночек; вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п.

Социологи выделяют понятие референтной (эталонной) группы, которой считается группа, которая в силу авторитета способна оказывать на индивида сильное влияние. Если индивид стремится стать членом этой группы, то его активность направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителей. Такое явление в социологии называется предвосхищающей социализацией.

В научной литературе выделяется такое понятие, как квазигруппы – это совокупности людей, которые не характеризуются устойчивостью связей между ее членами, не имеют общих норм, ценностей и традиций, а объединяются на основе временной цели, интереса, обмена информацией. К таким общностям относятся толпа, аудитория и социальные круги. Ни одна из них не имеет целей, которые могли бы объединить людей на длительный период времени, и ни одна из них не существует длительное время, достаточное для того, чтобы люди нашли такие цели. Рассмотрим примеры квазигрупп.

Толпа представляет собой общность, которая формируется случайно при наличии общего объекта интереса, который имеет четкую пространственную локализацию (находится в строго определенном месте). Например, футбольные болельщики представляют собой толпу, которая временно формируется вокруг зрелища – футбольного матча.

Для толпы характерно отсутствие контроля над своими действиями. 3. Фрейд утверждал, что человек в толпе утрачивает свое «Я» и отдается влиянию бессознательных процессов. Это может быть «Сверх-Я» (психическая инстанция, отвечающая за контроль над импульсами), например, в случае с толпой, восхищающейся вождем. Может быть и «Оно» (инстинктивное, чувственное начало в человеке), например, в случае, когда толпа начинает громить магазины, машины и т.д. Косвенно верность данных утверждений подтверждает тот факт, что существуют люди, которые трусливы, когда они одни, но становятся крайне смелыми в составе толпы. По этой причине толпа может быть крайне агрессивной, особенно если нет лидера или он бездействует. Будучи агрессивной, толпа одновременно в высшей степени внушаема. Не случайно гитлеровский режим (как и любой другой тоталитарный режим) склонен к массовым митингам и шествиям: в такой ситуации любой человек в той или иной степени утрачивает способность контролировать свои поступки и сливается с толпой.

В научной литературе выделяют несколько разновидностей толпы: обусловленную, случайную, экспрессивную, действующую.

В обусловленную толпу объединяются люди, имеющие какой-то общий интерес и собравшиеся по определенному поводу. Например, митинг. Поведение этих людей будет характеризоваться предсказуемостью, однако они будут являться толпой, т.к. по окончании митинга связи между ними прекратятся.

Случайная толпа образуется по определенному, незапланированному поводу, например, в случае пожара или несчастного случая. Такая толпа распадется после того, как повод, приведший к объединению людей, будет ликвидирован. От такой толпы ждать агрессивного поведения обычно не приходится, т.к. в этом случае людям достаточно обычного наблюдения.

Для экспрессивной толпы характерно ослабление эмоционального контроля. С такой толпой можно столкнуться на дискотеке или концерте популярной музыки. Люди, объединенные в этой толпе, обычно стремятся отдохнуть, и их отказ от контроля над своими действиями является намеренным.

Действующая толпа – это толпа, которая характеризуется непредсказуемым поведением и, как правило, склонна к насильственным, агрессивным действиям.

Еще одним видом квазигрупп является аудитория – это случайно возникшая группа, объединенная общим интересом. Аудитория возникает в связи с массовой коммуникацией, но, в отличие от обычного общения, аудитория не имеет возможности воздействовать на источник информации, т.е. непосредственная обратная связь отсутствует. Однако косвенно зрители способны воздействовать на телеканал: в зависимости от того, смотрят они передачу или нет, зависит рейтинг программы и передачи и, в свою очередь, количество и стоимость рекламы в них.

Аудитория неоднородна по своему составу. Внимание, направленное на общий источник информации, – единственное, что объединяет аудиторию. Однако в составе аудитории можно выделить несколько более мелких общностей, которые могут быть более устойчивыми. Например, поклонники сериала могут встречаться и обсуждать каждую новую серию; теле- или радиопрограмма, посвященная определенной узкой тематике, также может стать поводом для более тесных контактов между людьми.

Разновидностью аудитории является публика – совокупность людей, которые объединены общими признаками (ценностями, интересами, образованием и т.д.). Если аудитория формируется случайно, то публика – это идеальный адресат сообщения в массовой коммуникации. Авторы телепрограмм адресуют свои передачи определенной публике, т.е. людям, для которых эти материалы могут представлять интерес.

Социальные круги – это общности людей, которые возникают исключительно для целей обмена информацией. Например, люди, которые собираются в одном чате. Как правило, тема общения в таких случаях крайне ограничена (это может быть искусство, спорт, политические события и т.д.), при этом люди не вступают в более тесные контакты, не вырабатывают общих целей, кроме приятного времяпрепровождения.

3 Социальные общности: понятие, виды

Социальные общности – это относительно устойчивые реальные совокупности людей, которые отличаются сходными условиями и образом жизни, а также сходными интересами и могут выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия.

Социальная общность является разновидностью социальной группы. При этом необходимо иметь в виду, что существует и другая точка зрения, в соответствии с которой социальная группа – это частный случай социальной общности. С этой позиции социальная группа может быть рассмотрена как малая социальная общность.

В социологии традиционно выделяют несколько видов общностей: собственно социальные, массовые, территориальные, этнические.

Собственно социальная общность характеризуется тем, что она может выступать в качестве самостоятельного субъекта исторического или социального процесса. Такие общности обладают самосознанием, т.е. состоят из людей, осознающих свою принадлежность к общности и наличие общих интересов с другими ее членами. Например, нация, класс, социальный слой.

Массовая общность (агрегат) – это случайное объединение людей. Например, разнообразные экологические движения, объединения по интересам и т.д. Состав таких общностей не является определенным, т.к. массовая общность формируется на основе случайных признаков, которые с точки зрения общества не являются значимыми.

Территориальные общности – это совокупности проживающих на определенной территории людей, которые объединены общими экономическими, культурными, политическими и прочими интересами.

Для территориальных общностей характерны два признака:

– в территориальные общности входят все без исключения люди, проживающие на данной территории, тогда как собственно социальные общности могут объединять лишь некоторых из людей с этой территории (средний класс, социальный слой);

– под территориальными общностями обычно понимают совокупности людей, которые проживают на территории, которая меньше государства, т.е. в том или ином селе, городе, районе и т.п. Если мы говорим о социальной общности как совокупности всех людей, проживающих на данной территории, то имеем в виду нацию и государство.

Этнические общности. В этнографической литературе под этносом понимают устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что выражается в названии этноса – Беларусь, Россия, Франция и т.п.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, традиции, обычаи, обряды и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

В научной литературе принято выделять три главных типа этносов – племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и т.п.

Племя – это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю, основанный на кровнородственном единстве. Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлась охота и собирательство. Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что привело к образованию народности.

Народность – тип этнической общности, возникающей в период разложения родоплеменной организации и основанный не на кровном, а на территориальном единстве. Для нее характерны более высокий уровень развития экономики, формирование определенного экономического уклада, наличие фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию.

Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Социальные общности и социальные группы | Вопросы для самоподготовки. 1. Что такое социальная группа и каковы ее отличительные особенности?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.