Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное управление

Управление – деятельность управляющей подсистемы, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществления, направленная на эффективное достижение цели системы в целом.

Управление основывается на презумпции власти, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам. Горизонтальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепляемая в одном обществе при помощи унаследованных, а в другом – экономических привилегий, имеет обязательно элитарный характер. Если разделение власти и контроля институциализировано, т.е. признано и закреплено обществом, то где бы ни находилась личность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Под субъектом управления понимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления. Объектами управления, т.е. теми, на кого направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социальные, социально-экономические системы и процессы.

Процесс управления характеризуется рядом особенностей:

• управление – это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве, который охватывает все необходимое пространство и имеет место не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период времени;

• управление – это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;

• в результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Реальный результат практически всегда отличается от цели, чаще всего он ниже и лишь в отдельных случаях может превосходить цель.

Следует отметить, что управление как сознательная целенаправленная деятельность присуща только человеку и организационным системам, т.е. общественным системам, в которых элементами являются люди и коллективы людей. Под управлением организацией понимается процесс выработки решения, планирования, организации, коммуникации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Под структурой управления понимают упорядоченное расположение уровней управления: от низшего к высшему уровню. Структура управления по возрастающим уровням начинается с низшего звена, затем переходит к руководству среднего звена и к руководству высшего звена (типичная структура). Однако в крупных компаниях может быть до пяти уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. В частности, в вооруженных силах, отраслевых и региональных органах управления имеет место значительно большее число уровней руководства – 49 и более.

Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной.

Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, отдел рекламы, отдел снабжения, отдел маркетинга, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой.

Руководитель, разрабатывающий приемы управления, должен позаботиться о рациональном наборе воздействий, чтобы добиться устойчивого процесса и достигнуть поставленной цели.

С понятием «руководитель» тесно связано понятие «лидер». Лидер – член группы, за которым она признает право решения в важных ситуациях, который играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения.

Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом. Такое происходит, когда руководителем назначают незаурядного человека, умеющего расположить к себе подчиненных. В этом случае совпадают позиционная и персональная власть, формальная и неформальная структуры. Различия между лидером и руководителем выражаются в следующих чертах (Б. Д. Парыгин):

· руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно;

· руководителю законом предоставляются определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь;

· руководитель может применять официально установленные санкции, лидер таких санкций не имеет;

· руководитель представляет свою группу во внешних организациях и решает вопросы, связанные с официальными отношениями, лидер ограничен внутригрупповыми отношениями;

· руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.

Если руководитель и лидер не представляют собой одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут либо гармонизировать жизнь группы, либо, напротив, повышать уровень конфликтности.

Лидерство – отношения подчинения, влияния и следования в системе внутригрупповых отношений, социально-психологический процесс влияния на других, формально равных людей, а руководство – юридически регламентированный, административно-правовой процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей. Типичная для лидера (руководителя) манера поведения, т.е. система приемов воздействия на ведомых (подчиненных), и называется стилем лидерства (стилем руководства).

Классическая теория стилей лидерства создана в 30-е годы К. Левиным. Он выделил три стиля: авторитарный, демократический (интегративный), попустительский (анархический). Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Авторитарный или иначе директивный – система жестких приемов управления (воздействия), пресечение инициативы подчиненных, единоличное принятие решений и детализированный контроль. Преувеличение роли авторитарных методов управления порождает бюрократизм. Однако специалисты по управлению считают, что авторитарный стиль необходим при выполнении простых работ, где возможности работника выразить себя невелики, в то же время работа должна быть выполнена обязательно. Этот стиль имеет многовековые традиции, руководители и подчиненные привыкли к нему, поэтому внесение каких-либо изменений не всегда является оправданным.

Демократический или иначе коллегиальный – поощрение инициативы подчиненных, совместное обсуждение проблем, коллегиальное принятие решений, общий контроль, мягкие приемы управления. Демократический стиль следует использовать там, где стоят очень сложные задачи, требующие максимального использования всех работников. На основе многолетних наблюдений социологами были выявлены следующие закономерности: интегративный стиль положительно влияет на работников и повышает их лояльность относительно фирмы; высокое моральное удовлетворение работников приводит к снижению текучести кадров, нарушений трудовой дисциплины, а также количества несчастных случаев на работе; непосредственной связи между моральным состоянием работника и уровнем производительности труда не обнаружено. Многие специалисты считают этот стиль руководства единственно правильным. Однако практика не всегда подтверждает подобное мнение.

Попустительский или иначе либеральный – отказ от управления и вмешательства в действия подчиненных, полная передача им инициативы и ответственности.

Целесообразнее применять стиль управления, который бы сочетал положительные стороны авторитарного и демократического стилей. Руководитель должен четко определять знания, выбирать правильную технологию, контролировать выполнение заданий. Одновременно он должен считаться с потребностями подчиненных, учитывать их интересы и стремления.

Управление как процесс по достижению целей организации – это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называются функциями управления. Каждая функция управления тоже представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления в целом является общей суммой всех функций управления.

В современной литературе не существует единого взгляда на состав функций управления. Однако в настоящее время получил широкое распространение подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции:

· планирования, т. е. разработка плана действий по достижению целей системы;

· организации деятельности – это процесс создания организационной структуры, которая дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения общих целей;

· мотивации, сущность которой состоит в том, чтобы члены организации добросовестно выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом;

· контроля, т.к. по его результатам и в соответствии с ними должна производиться коррекция и решения, и плана, и системы целевых организаций, созданных для достижения цели и самой системы контроля.

Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами принятия решений и коммуникации.

Ни одно из действий в организационных системах не начинается без соответствующего решения руководителя (директора, управляющего, командира), т.к. эти действия несут не только материальную, но и юридическую нагрузку. Принятие решения представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, т.е. это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Для принятия решения, реализации принятого решения, т. е. планирования, организации, мотивации и контроля необходима информация. Коммуникация(процесс обмена информацией) является связывающей функцией управления.

Еще одной функцией управления является функция управления. Осуществление функции управления – это тоже деятельность, направленная на достижение своих целей: выработки оптимального решения, плана, создание целевых организаций, способных эффективно осуществить реализацию решения, эффективной системы контроля, позволяющей своевременно учитывать изменения условий обстановки и степень соответствия реальных выходов как функций управления в целом, так и отдельных планов их осуществления желаемым выходом – целям. Следовательно, она, как и любая деятельность, в организационных системах должна быть управляема, т. е. осуществление функций управления также нуждается в управлении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный контроль и девиантное поведение | Специальные и отраслевые теории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.