Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Основные направления в истории социологии




Цель лекции: Разъяснить взгляды О.Конта на программу и развитие новой науки – социологии; Проанализировать процесс становления социологических научных школ и направлений; анализ современного состояния мировой социологической науки.

Основные вопросы:

1. О.Конт – родоначальник социологии.

2. Социологические взгляды Г.Спенсера.

3. Социально-экономические взгляды К.Маркса.

4. Социологизм Э.Дюркгейма.

5. Социология Г.Тарда.

6. Социология Дж.Мида.

7. Социологическая теория П.Сорокина.

8. Социология М.Вебера.

9. Структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс и Р.Мертон).

10. Развитие социологической мысли в России.

11. Возникновение и развитие социологии в Казахстане.

 

Самыми крупными социологами принято считать О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина. По мнению известного российского социолога В.А.Ядова, почти ничего из классики не утратило своей актуальности для понимания социальных процессов в современных обществах.

О.Конт (1798-1857) – французский социолог.

Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому, по сложности предмета исследования, по характеру связи с практикой. В результате науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. При этом, как отмечал О.Конт, первая необходимо составляет исключительный отправной пункт последней.

О.Конт разделял социологию на две части – социальную статику и социальную динамику.

О.Конт раскрыл закон трех стадий - теологическая, метафизическая и научная.

Г.Спенсер (1820-1903) – английский ученый-философ; представитель натуралистически ориентированной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом».

Спенсер впервые использовал понятия «структура», «функция», «система», «социальный институт».

Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1. Общество как и биологический организм наращивает массу.

2. Рост массы приводит к усложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций.

4. Происходит постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

5. Как и в биологических организмах, целое всегда устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций.

К.Маркс (1818-1883) – ученый-экономист, философ, социолог; автор теории социального конфликта. По его мнению, уничтожение старого общества и замена его новым приведет к более качественному состоянию. Не случайно Маркс называл революции «локомотивы истории».

Взгляды К.Маркса отличались от других революционным подходом к решению общественных вопросов.

Э.Дюркгейм (1858-1917) – французский философ, социолог.

Э.Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение. Факты у Дюркгейма делятся на типы поведения (институты) и типы мышления (стереотипы, нормы, ценности). Считать их фактами, доступными объективному изучению, было по тем временам революционным шагом.

В исследованиях Э.Дюркгейм признавал только социологический способ объяснения социальных явлений, исключая все другие («социологизм»).

В своем труде «Самоубийство» (1879) Э.Дюркгейм доказал, что самоубийство у разных социальных групп, представителей различных религиозных течений неодинаково.

М.Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, историк, экономист и юрист; разработал концепцию социального действия – поведения, ориентированного на других людей. «Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других». В основе его учения лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей. Социология – это наука, которая хочет понять социальное действие.

Под мировыми религиями он понимал пять религиозных систем: религиозная этика конфуцианства, индуизма, буддизма, христианства и ислама. В своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» М.Вебер исследует связь и взаимовлияние экономики и религии. В частности рассматривается развитие капитализма и внешние факторы, влияющие на него. Вебер писал: «Однако несомненно, что одним из детерминантов хозяйственной этики – именно только одним - является религиозная обусловленность жизненного поведения».

Г.Тард (1843-1904) – французский социолог, один из основателей психологического направления в социологии.

Г.Тард является автором теории подражания. Суть этой теории сводится к следующему. Все важные действия общественной жизни человек совершает под влиянием примера. «Всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключительно только социальным явлениям». В качестве примера можно привести группу молодых людей, где новички или аутсайдеры пытаются во всем походить на старших по возрасту или более авторитетных.

Дж.Мид (1863-1931) – американский философ, социолог, социальный психолог.

Дж.Мид рассматривал личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Наша сущность состоит из «мое», что означает видение себя глазами других людей и «я» - то, как я воспринимаю себя сам. Высшей стадией социализации является формирование социального рефлексивного «я».

Также Дж. Мид внес большой вклад в разработку положений концепции символического интеракционизма. В настоящее время сторонники символического интеракицонизма рассматривают общество как результат огромного количества взаимодействий между отдельными социальными деятелями.

П.А.Сорокин (1889-1968) – выдающийся социолог, в творчестве которого выделяют два периода: российский и американский. Его труды: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Границы и предмет социологии», «Проблема социального равенства», «Система социологии», «Социальная мобильность», «Общество, культура и личность». П.Сорокин – автор первой советской программы преподавания социологии.

Сорокин стал первым рассматривать социальную мобильность как любое изменение социального положения. Под термином социальная мобильность он понимал «любой переход индивида или социального объекта, т.е. всего того, создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую». Мобильность бывает горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую происходит на одном и том же уровне. Вертикальная мобильность – перемещение индивида или социальной группы из одного слоя в другой (вверх или вниз).

Р.Мертон (1910-2003) – американский социолог. Р.Мертон является автором теории среднего уровня. Сущность этой теории заключается в следующем: теория среднего уровня должна связать общие социологические теории с рабочими гипотезами, возникающими в ходе эмпирических исследований.

Мертон внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма.

Т.Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, основатель структурно-функциональной школы. Основные концепции, созданные Т.Парсонсом: теории социального действия и социальной системы.

В советский период социология не была самостоятельной наукой. Ее считали философской специальностью. До начала 90-х гг. XX в. в СССР научной степени по социологии не существовало.

В начале 90-х годов произошел переход от марксистко-ленинской идеологии к современной, мультипарадигматической. В настоящее время в нашей стране социология развивается как самостоятельная научная дисциплина.

Зарождение социологии в Казахстане связывают с именами великих казахских просветителей: Ч.Валихановым, И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым.

С 1988 года в КазНУ им. Аль-Фараби действует социологическое отделение. В 2002 году прошел первый Конгресс социологов Казахстана и была создана Ассоциация социологов Казахстана.

Большой вклад в развитие социологии внесли казахстанские ученые: К.У.Биекенов, М.С.Аженов, Н.А.Аитов, М.Ф.Пузиков, М.С.Садырова, Н.Ж.Асылов, К.Г.Габдуллина, Г.С.Абдраимова и др.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем вызвано появление социологии в первой половине XIX века?

2. Кто стоял у истоков социологии?

3. Что такое позитивизм?

4. В чем сущность закона трех стадий О.Конта?

5. В чем значение марксисткой социологии?

6. В чем, по мнению Э.Дюркгейма, заключается роль разделения труда?

7. Почему социология М.Вебера называется «понимающей»?

8. Что такое символический интеракционизм?

9. Раскройте сущность теории социального действия.

10. В чем заключается роль казахстанских социологов в развитии отечественной социологии?

 

Рекомендуемая литература:

1. Кравченко А.И. История социологии. М.: Проспект, 2006.

2. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М.: ПРИОР, 2000.

3. Зборовский Г.Е. История. М.: Гардарики, 2007.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

5. Биекенов К.У., Садырова М.С., Нагайбаева З.А. Институционализация казахстанской социологии. А.: Қазақ университеті, 2006.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.