Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Методы и техника проведения конкретно- социологических исследований

 

Цель лекции: Рассмотреть структуру программы, методы социологического исследования.

Основные вопросы:

1. Программа социологического исследования.

2. Выборочный метод в социологическом исследовании.

3. Методы эмпирического исследования.

4. Тесты в прикладной социологии.

5. Исследовательские центры.

 

«Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом исследовательских процедур – сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций».

Программа – обязательный документ исследования. В программе определяются цели, задачи, методическое обеспечение, структура исследования. Как считают социологи, программа это гарантия успеха всего исследования.

Программа в социологическом исследовании выполняет следующие функции:

1) методологическую;

2) методическую;

3) организационную.

Обычно социологи выделяют две части программы – методологическую и процедурную. Процедуры программы: формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, описание цели, задач исследования, интерпретация основных понятий, рабочие гипотезы, разработка стратегического плана исследования, описание методов сбора данных, описание схемы анализа данных.

Большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер. Отбирается определенное количество людей по социально-демографическим признакам.

Генеральная совокупность – та часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую распространяются все выводы исследования.

Выборочная совокупность – это уменьшенная модель генеральной совокупности. Если социолог неправильно составил выборочную совокупность, т.е. группу людей, которую собирается опросить, результаты исследования окажутся неверными.

Выборка – это процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования. Типы выборки: случайная и неслучайная.

Случайная – это выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную вероятность быть отобранным.

Случайная выборка носит наиболее распространенный характер. Самый легкий способ получения случайной выборки – присвоить каждому элементу свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, например, каждый десятый номер в каждой случайной цепи.

Неслучайная выборка – это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности.

Ошибка выборки. Не существует четкой формулы, используя которую можно рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности. Институт Гэллапа выявил, что при выборке в 100 чел. – ошибка будет в пределах – 11%; 200-8%; 400 – 6%; 600 – 5%; 750 – 4%; 1000 - 4%; 1500 – 3%.

К методам эмпирического исследования относятся:

1. Опрос.

2. Анализ документов.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.

Опрос это метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Существуют две разновидности опроса: анкетирование, опосредованный, письменный опрос, и интервью, непосредственный, устный опрос.

Одним из основных видов опроса является анкетирование.

Анкета – составляемый исследователем в социологических исследованиях перечень вопросов, который обычно выносится на карточку и раздается обследуемому контингенту лиц, а затем служит исходным материалом для обобщений.

Композиция анкеты:

1. Титульный лист и вводная часть. Указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводится инструкция заполнения анкеты, определяется способ возврата анкеты.

2. Основная часть.

а) контактные вопросы: заинтересовывают респондента, простые в своих формулировках.

б) основные вопросы: содержание их полностью определяется целями и задачами исследования;

в) заключительные вопросы: снимают напряжение.

3. Социально-демографическая часть – паспортичка об объективном положении, статусе опрашиваемого. В заключении выражается благодарность за участие в опросе.

Классификация вопросов:

Альтернативныйвопрос предполагает возможность выбора только одного варианта ответа.

Пример альтернативного вопроса: «Удовлетворены ли Вы возможностями для проведения свободного времени?» 1 – да; 2 – нет.

Уже само понятие «альтернативное суждение» предполагает, что респондент выбирает из нескольких только один вариант, ибо они взаимно исключают друг друга.

Закрытый вопрос с набором альтернативных шкальных ответов.

«Как Вы оцениваете Ваши отношения с однокурсниками?»

1. Очень хорошие.

2. Хорошие.

3. Нормальные.

4. Плохие.

5. Очень плохие.

«Насколько важно для Вас, чтобы работа была разнообразной?»

 

             

 

Неальтернативный вопрос (вопрос- меню) допускает выбор респондентом нескольких вариантов ответа.

Например, «Ваш выбор приоритетов»:

1. Быть материально обеспеченным

2. Быть здоровым

3. Иметь интересную работу

4. Иметь друзей

5. Быть независимым, свободным

6. Жить в условиях стабильного общества

7. Иметь хорошие жилищные условия

8. Быть знаменитым

9. Иметь доступ к высшим духовным богатствам

10. Иметь справедливое вознаграждение за свой труд

Закрытые вопросы – вопросы, на которые в вопроснике приведены полные наборы всех возможных вариантов ответов. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память. Например:

«Какие из ниже перечисленных профилактических мер, по Вашему мнению, наиболее результативны?»

1. Меры социальной поддержки

2. Меры воспитания

3. Меры принуждения

Полузакрытые вопросы – вопросы, которые позволяют респонденту самому дополнить варианты ответов на поставленный вопрос. Например,

«Какие качества в человеке вы цените?»

1. Добропорядочность

2. Честность

3. Предприимчивость

4. Целеустремленность

5. Исполнительность

6. Инициативность

7. Самокритичность

8. Другое ________________

Открытые вопросы – не содержат вариантов ответа и позволяют респонденту выразить свое мнение в свободной форме. Открытые вопросы используются там, где исследования проводятся с разведывательной целью.

Например, «Какова на Ваш взгляд наша молодежь сегодня?»

_____________________________________

Число строк зависит от характера вопроса.

Вопрос-фильтр уточнение адресата, от которого ожидается информация. Например, «Прислушиваетесь ли Вы к общественному мнению?»

1. Да

2. Нет

3. Иногда

«Если да, то согласны ли Вы с утверждением «большинство всегда право»?

1. Да

2. Нет

Главная цель данного вида вопроса отсекать тех, кто не может отвечать. Они отсеивают чужих, не относящихся к данному вопросу.

Вопрос-фильтр также рассчитан не на всех респондентов, а лишь на определенную категорию. Например, если далее в анкете последует серия вопросов об оценке каких-то качеств женщин, можно ввести в анкете дополнительную строку: «Если Вы когда-нибудь нарушали закон, то ответьте на следующий вопрос. Если нет, переходите к вопросу 18».

Вопрос-дихотомия: «Считаете ли Вы, что семейное благополучие – надежная гарантия от совершения криминогенных деяний?»

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

«Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации». Документы бывают: по форме фиксации информации – письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме; иконографическую документацию; фонетические документы.

Методы анализа документов: традиционные и формализованные. Обычно под традиционным анализом понимают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе. Формализованный анализ направлен на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников.

Примером данного метода эмпирического исследования является работа Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Свою книгу Энгельс написал, опираясь на официальные документы парламентских комиссий и прямое наблюдение условий жизни и быта рабочих.

Наблюдение – метод сбора социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Известный российский социолог В.А.Ядов дает следующее определение понятия «наблюдение». «Под наблюдением социологи подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем».

Эксперимент – метод сбора первичной социальной информации. С помощью данного метода путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

В качестве примера эксперимента можно привести знаменитые Хоторнские исследования предприятий «Вестерн Электрик» (1927-1932). На ранних стадиях исследования рассматривалась проблема зависимости «производительности труда рабочих от освещенности». Результаты исследования показали, производительность увеличивалась как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Как отмечают социологи, первоначально исследователи не обращали внимания на социальные следствия данного эксперимента для отношений между членами проверяемой и контрольной группы, или же для отношений, складывающихся между рабочими и представителями администрации в помещениях, где производились исследования (Мертон Р., 1996). И только по истечении большого периода времени исследователи стали изучать воздействие новой «экспериментальной ситуации» на отношения, складывающиеся между членами данной группы, на солидарность и единство этой группы. Они выявили, что отношения в неформальных группах рабочих оказывают гораздо больше влияние на поведение рабочего, чем физические условия работы.

Социолог должен уметь применять на практике различные тесты. Тесты широко применяют руководители, службы занятости, службы персонала.

«Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства у данного индивида».

Классификация тестов. В книге «Методы социологического исследования» тесты различают в зависимости от формы ответа (свободные, структурированные, шкалированные, графические тесты и тесты с пробелами), по исследуемому объекту (индивидуальные, социально-психологические, ситуационные).

Одной из проективных методик является тест, разработанный Ч.Осгудом, разработанный в сер. 50-х гг. Суть его состоит в том, что респонденту предлагается последовательно высказать свое отношение к некоему объекту по целому набору биполярных шкал от 1 до 7. Например, сравните два коллектива: на прежнем месте работы и на новом.

 

сплоченный 7 6 5 4 3 2 1 разобщенный

 

Если респондент положительно оценивает объект, его оценка будет приближаться к позитивному полюсу. Если респондент склонен к негативному оцениванию объекта, его оценка будет смещаться к минусу. 7 – максимальная степень выраженности «положительного» признака, 1 – максимальная степень выраженности «отрицательного» признака.

Как сосчитать средний балл по одной паре признаков? Допустим, что при численности испытуемых в 100 чел., оценки по полярным признакам «свободный» - «не свободный» выглядят следующим образом: 7 бал. – 11 чел, 6 бал. – 26 чел., 5 бал. – 20 чел., 4 бал. – 10 чел., 3 бал. – 13 чел, 2 бал. – 17 чел., 1 бал. – 3 чел.

Сначала число отметивших тот или иной балл следует умножить на значение этого балла (7*11; 6*26; 5*20; 4*10; 3*13; 2*17;1*3). Затем промежуточные результаты суммировать (77+156+100+40+39+34+3=449) и конечный результат разделить на общее число респондентов, ответивших на этот вопрос (449:100). Таким образом, средний балл составит 4,49. Как мы видим, оценка несколько смещается к положительному полюсу.

Вторая группа тестов в классификации по исследуемому объекту тесты социально-психологические. Центральное место среди них занимают социометрические тесты.

Социометрические методы были предложены американским социальным психологом Якобом Л.Морено. Социометрический метод – это «метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств, симпатии и неприязни среди членов группы». Суть данного метода заключается в том, что результатом измерения является не характеристика респондента, а отношение между респондентами.

Для сбора информации применяются социометрические карточки. Порядок заполнения карточки: респондентов просят вписать в пустующие строчки фамилии тех, кого они выбирают или отклоняют по определенным критериям. Например,

Дорогой друг!

Цель нашего исследования – определить взаимоотношения в Вашей студенческой группе, т.к. взаимоотношения оказывают сильное влияние на успеваемость всей группы. Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии однокурсников.

1. С кем бы вы хотели сидеть рядом на экзамене?

1_______________________2____________________3

2. Кого бы из членов группы вы хотели бы в первую очередь пригласить на вечеринку?

1_______________________2____________________3

3. Кого бы из однокурсников вы попросили помочь Вам в критической жизненной ситуации?

1_______________________2____________________3

Особенность этого метода заключается в том, что опрашиваемые должны быть заинтересованы в заполнении социометрической карточки и конечных результатах исследования.

Советский исследователь Е.С.Кузьмин провел социальное измерение отношений между членами группы по нескольким критериям одновременно. Для выявлении взаимоотношений в рабочей бригаде, каждому из 13 членов бригады было предложено заполнить опросный лист:

1. С кем бы Вы желали работать вместе?

а) на операции (назовите фамилии),

б) в бригаде (назовите фамилии).

2. С кем бы Вы хотели работать вместе?

а) на операции (назовите фамилии),

б) в бригаде (назовите фамилию).

3. С кем бы вы хотели дружить в свободное время?

а) отдыхать (назовите фамилии),

б) совместно учиться (назовите фамилии),

в) по-настоящему дружить (назовите фамилии).

 

Таблица – Социометрическая матрица

 

Кого выбрал, отвергнул Кто выбрал Итого Всего выборов
№ позиции Члены группы А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н + -
  А × + + + + +   + + + +          
  Б + ×     + +   +                
  В + + × + + +   + + +            
  Г   +   × + +   +                
  Д   +     × + + + -              
  Е   +     + × +                  
  Ж   +     + + × +                
  З   +     + +   ×                
  И + + +   + +   + × + + + +      
  К   +     + +   +   × + + +      
  Л   +     + +   +   + × +        
  М   + -   + +   +   + + ×        
  Н   + - + + +   + + + + + ×      
Итого +                                
-                                
Всего выборов                                

Примеч.: «+» - положительный выбор, «-» - отрицательный выбор, «0» – отсутствие выбора.

Итог социоматрицы по работе:

а) наиболее авторитетные – А, И, В, Н;

б) неожиданно низкие места – Б, Г;

в) Д, З, Е – выбрали весь коллектив, а заняли последние места.

Исследовательские центры.

Рассмотрим научные центры, которые внесли заметный вклад в развитие эмпирической и прикладной социологии.

1. Институт Гэллапа (http://www.gallup.com).

Международная исследовательская структура Gallup International была образована в мае 1947 г. Однако, успех к Дж. Гэллапу пришел раньше. В 1936 г. Дж.Гэллап, опросив в ходе президентской кампании несколько тысяч чел., верно предсказал переизбрание Франклина Рузвельта. В то время как журнал «Литерари Дайджест», проводивший опрос на 10 млн. избирателей, ошибся. Преимущество Гэллапа заключалось в том, что на небольшой выборке (3000 тыс. респондентов) он смог дать точный прогноз о политических предпочтениях всего населения США.

За первую половину XX в. Дж.Гэллап сделал три успешных прогноза итогов президентских выборов и одно неудачное. После 1948 г. американцы 12 раз избирали президента страны, и 12 раз прогнозы Института Гэллапа были верны.

В 1935 году в Принстоне Гэллап основал Американский институт общественного мнения.

2. Институт демоскопии.

Демоскопия - раздел современной прикладной социологии, связанный с изучением общественного мнения посредством анкетирования.

Институт демоскопии был основан в 1947 г. Элизабет Ноэль-Нойман в Германии. Институт создавался с целью проведения маркетинговых, медиа и социальных исследований и изучения общественного мнения.

С 1949 г. ИДА регулярно ведет анализ предвыборных настроений избирателей и прогнозирует итоги выборов, погрешность которых не превышает 1 %.

С 1959 г. на регулярной основе ИДА проводит опрос примерно 20 тыс. респондентов, в ходе которого задают вопросы о потребительских предпочтениях, планах в отношении покупки различных товаров, просмотре телепередач, чтении газет и т.д.

В России действует несколько социологических центров. Среди них: ВЦИОМ и ИНИОН РАН.

ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) был создан в 1987 г. ВЦИОМ – крупнейшая в России исследовательская организация, занимающаяся социально-экономическими, социально-политическими, а также маркетинговыми исследованиями на базе массовых опросов населения, опросов экспертов и элит, углубленных интервью, фокус-групп и других методов.

ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам) был создан в 1969 г. ИНИОН РАН – центр, занимающийся подготовкой научно-информационных и аналитических материалов по всему спектру социальных и гуманитарных наук.

На территории Республики Казахстан успешно функционируют несколько исследовательских центров. Среди них: Центр изучения общественного мнения ([email protected]). Был организован в 1988 году как РЦИОМ, в 1999 году был преобразован в частную компанию. Центр бизнес- информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia (www.bisam.kz). Компания BISAM Central Asia была создана в феврале 1997 года. Казахстанский институт стратегических исследований ([email protected]). КИСИ был создан в 1993 году Указом Президента РК. Основная задача КИСИ как государственного научно-исследовательского учреждения является научно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Казахстана.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие методы социологического исследования вы знаете?

2. Что такое опрос?

3.Что такое социологическая анкета и анкетирование?

4. Что такое интервью?

5. Что такое генеральная совокупность и выборка?

6. Что такое выборочная совокупность?

7. Что такое тест?

8. Что такое социоматрица?

9. Какие исследовательские центры вы знаете?

Рекомендуемая литература:

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007.

2. Добреньков В.И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования. М.: Академический Проект, 2010.

4. Сикевич З.В. Социологические исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования. Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

6. В.Ф. Анурин. Эмпирическая социология. М.: Академический Проект, 2003.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 13. Социология массовых коммуникаций | Тема 15. Методика обработки информации и анализ ее результатов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.