Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История русской социологии




В возникновении и развитии социологии в России прослеживаются некоторые особенности:

· тесная связь социологии с идеологией;

· неприятие социологии официальными властями;

· отставание в развитии социологической мысли, связанное с насильственным прерыванием социологической традиции в 30-50-е годы XX века.

В развитии социологии в России выделяют несколько этапов:

· дореволюционный период (80-90-е гг. XIX в. – 1917 г.),

· 1917 г. – конец 20-х годов XX века,

· 60 - 80-е годы XX века,

· современный этап (конец 80-х годов – до настоящего времени).

Теоретическая социология в России на первом этапе развивалась в рамках двух основных течений: западническом и славянофильском.

Западническое течение было представлено множеством направлений, из которых в наибольшей степени получили развитие позитивизм и марксизм.

Представители позитивизма – Н. Кареев, П. Лавров, М. Ковалевский и др.

Марксистские взгляды развивали П. Струве, Н. Бердяев, Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Бухарин и др. Впоследствии марксизм становится официальной идеологией в России.

В рамках славянофильства наиболее значимым являлось религиозно-консервативное течение, представители – В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др. Обосновывали особый путь исторического развития России, связывая его с особыми условиями жизни и национальными чертами русского народа.

После революции 1917 года развитие социологии в России характеризовалось следующими процессами:

· формирование системы социологического образования, создание кафедр и отделений социологии в ряде российских университетов, издание учебников;

· широкое распространение получили эмпирические социологические исследования, особенно в области социальных проблем труда.

Один из видных социологов-теоретиков этого периода – Питирим Сорокин, основатель кафедры социологии в Петроградском университете. В 20-х годов XX века П. Сорокин эмигрировал, работал в США, где приобрел мировую известность. П. Сорокин является создателем ряда основополагающих социологических концепций: социокультурной динамики (рассматривает исторический процесс как смену типов культур), интегральной теории человеческой личности и общества, теории социальной стратификации и социальной мобильности.

В 30-50-х годов развитие социологии в Советском Союзе было прервано. В годы массовых репрессий был нанесен огромный ущерб сообществу российских социологов.

Возрождение социологии начинается на рубеже 50 - 60-х годов в условиях политической «оттепели». Характерной чертой этого периода является жесткая зависимость социологии от официальной идеологии – возрождение социологии происходило в условиях идеологического контроля. В этот период возобновляются эмпирические исследования, особенно в сфере труда. Происходит дальнейшая институционализация социологии: создана Советская социологическая ассоциация (1962 г.), кафедра социологических исследований в МГУ (1964 г.), Институт социологических исследований (1969 г.), журнал «Социологические исследования» (1974 г.). Создаются социологические службы на предприятиях.

Современный этап начался в период перестройки и экономических реформ (конец 80-х годов). Его характерные черты:

· развитие социологического образования, подготовка профессиональных социологов;

· расширение контактов с зарубежными социологами, знакомство с зарубежной социологической литературой;

· резкий рост количества эмпирических исследований, в том числе в новых для российской социологии сферах (маркетинговые, политические исследования и т.п.), совершенствование методики социологических исследований.

 

Литература

1. Антология русской классической социологии: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – Разд. 2.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Издательская группа Прогресс, 1993.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Книжный дом «Университет», 1997. – Лекции 3-7.

4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учеб. пособие. – М.: Магистр, 1999. – Гл. 1.

5. Громов И. А. и др. Западная теоретическая социология. – СПб.: Ольга, 1996. – Гл. 1-6.

6. История социологии в Западной Европе и США. Учеб. для вузов. – М.: Норма-Инфра, 2001. – Гл. 1-10, 14-17.

7. Кареев Н.И. Основы русской социологии. – СПб.: «Издательство Ивана Лимбаха», 1996. – Предисловие.

8. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – Разд. 1.

9. Курбатов В.И.Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2001. – Ч. 3-8.

10. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Минск: ЗАО «Экономпресс», 2000. – Гл. 1.

11. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – Разд. 2.

12. Харчева В. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Гл. 2-4.

Контрольные вопросы

1. Для чего нужно знать историю развития науки вообще, социологии, в частности?

2. Каковы основные причины возникновения социологии как науки?

3. Какие современные парадигмы, по вашему мнению, наиболее перспективны?

4. Что, по вашему мнению, означает кризис современной социологической теории? В чем он проявляется?

5. Каковы особенности современного этапа развития отечественной социологии?

 

Тема 3. Методология и методика

социологических исследований

 

План

1. Социологический способ исследования.

2. Понятие программы социологического исследования. Структура программы.

3. Понятие метода в социологии. Классификация социологических методов.

4. Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов.

5. Количественные и качественные методы в социологии.

 

1. Социологический способ исследования

Принципиальным положением при рассмотрении данного вопроса является то, что социологическая информация приобретается различными способами, но уровня научного познания социолог может достичь только с помощью обоснованной методологии и методики исследования.

В данном вопросе раскрывается содержание понятия методологии, какими критериями она руководствуется. Раскрывается отличие между социальным и социологическим исследованием.

 

2. Понятие программы социологического исследования. Структура программы

При определении понятия и содержания программы социологического исследования нужно исходить из реализации общетеоретических и методологических принципов теории познания, общесоциологической теории, отраслевых и специальных социологических дисциплин. В структуре программы выделяется ее методологическая и методическая часть. Определяется цель, задачи, объект и предмет социологического исследования. Методическая часть включает: определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее компьютерной обработки.

Цель социологического исследования - выявить, описать и объяснить закономерности социальных процессов, отношений, явлений. Такое объяснение можно рассматривать как социологическую теорию. Типы социологических теорий - объясняющая, прогнозирующая, классифицирующая, функциональная.

Схема Уоллиса по разработке теории. Можно проверить теорию путем выдвижения гипотезы, которая проверяется с помощью наблюдений, после чего делаются эмпирические обобщения. Используется выборочная совокупность, репрезентирующая генеральную совокупность. Виды выборки: вероятностная, раздельная, групповая. Разрабатывается модель исследования.

 

3. Понятие метода в социологии.

Классификация социологических методов

Самыми распространенными из методов сбора информации для социологического исследования являются эксперимент, опрос и интервью, наблюдение, а также использование статистики и документов.

Суть эксперимента заключается в изучении воздействия исследуемой переменной на поведение экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

Интервью и опрос - это получение устных или письменных ответов представителей выборочной совокупности, обработка, анализ и обобщение этих данных методами математической статистики. Методы организации интервью и опросов (групповые и индивидуальные), каналы коммуникации с респондентами.

Наблюдение как метод сбора информации. Достоинства и недостатки наблюдения. Формы и виды наблюдения.

Вторичная информация и ее значение для социологического исследования. Качественные и количественные методы анализа вторичной информации. Контент-анализ документов и текстов.

 

4. Эксперимент в социологии.

Классификация социологических экспериментов

Основные признаки социального эксперимента и его структура:

· Экспериментатор.

· Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся экспериментатором.

· Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для прооведения эксперимента.

· Экспериментальный объект - группа лиц, согласившаяся участвовать в экспериментальном исследовании.

Этапы организации и проведения социального эксперимента: теоретическая постановка гипотезы; разработка программы проведения эксперимента; реализация программы; анализ и оценка полученных результатов.

Социальные эксперименты по характеру объекта и предмета исследования подразделяются на социологические, экономические, правовые, социально-психологические, этические, эстетические и т.д.

По характеру исследовательских процедур различают реальные и мысленные эксперименты.

 

5. Количественные и качественные методы в социологии

Количественные методы - основаны на различных измерениях. Качественные методы используются, когда анализируются так называемые «мягкие материалы» - документы, публикации и другие тексты. В них возможно использовать интерпретацию, умозаключения, философскую трактовку.

Сущность методов «Case – study» и культурно-этнографического.

Методы обработки социологической информации.

 

Литература

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – Разд. 1.

2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1998.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1998.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.1: Методология и история. – М.: Инфра-М, 2000. – Разд. 1, Гл. 6, 7, 8.

5. Завгородний А.И., Шахматова Н.В. Методика эмпирических исследований в социологии: Учеб. пособие. – Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1995.

6. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: курс лекций. – М.: Инфра-М, 1998. – Гл. 5-8, 11.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для вузов. – М.: Добросвет, 2000. – Гл. 1. параграф. 3,4; Гл. 2; Гл. 4. параграф 1, 3; Гл. 5. параграф 4.

 

Контрольные вопросы

1. Каково понятие методологии, ее роль в разработке программы социологического исследования?

2. Что является целью разработки программы социологического исследования, ее структура?

3. В чем заключается проблемная ситуация, проблема, объект и предмет социологического исследования?

4. Как можно определить цель, задачи, гипотезы социологического исследования, интерпретация основных понятий?

5. Что такое выборка и ее значение в проведении социологического исследования?

6. Какие бывают виды опросов?

7. Что такое социометрия, наблюдение в социологии?

8. Какие существуют методы обработки документов?

9. Каковы структурные элементы программы социологического исследования?

10. Раскройте этапы проведения социологического исследования?

11. Изложите основные вопросы корреляционного анализа и выбора признаков группировки статистических данных?

 

Тема 4. Социальные общности

 

План

1. Социальная общность в системе общественных связей и отношений. Основные виды и формы общностей.

2. Социальная группа как форма социальной общности.

3. Виды социальных групп и групповая динамика.

 

1. Социальная общность в системе общественных связей и отношений. Основные виды и формы социальных общностей

Рассматривая «социальную общность» в системе общественных связей и отношений, необходимо обратить внимание на значимость этой категории и показать исторический аспект ее исследования.

Отметить, что одним из первых, кто начал размышлять об этом, был Т.Гоббс. Исходя из оснований человеческой природы, он сделал вывод о том, что страсть, делающая людей склонными к миру, есть страх смерти и инстинкт самосохранения. Для осуществления мира люди обязаны выполнять общественный договор как связующее звено общности, и естественные законы, основанные на золотом правиле нравственности. Свою концепцию английский философ излагает в аспекте естественных принципов, лежащих в основе общности и развивает до необходимости создания государства – «левиафана» с его атрибутами.

Типологический анализ общностей, существовавших в истории, был проведен в 1887 г. немецким социологом Ф.Теннисом. В работе «Общность и общество», а позднее, в 1931 г. во «Введении в социологию», он дает концептуальную схему от общинной социальности как традиционного общества до становления общественной организации в виде современного сложноструктуированного социального целого.

В этом плане Теннис одним из первых представил развернутую систему социологии, в которой, по выражению Рене Кенинга, современного немецкого социолога, вся социология строилась вокруг понятия «общность» и против понятия «общество».

В современных социологических теориях существует несколько концепций взаимосвязи «общности» и «общества» и, в соответствии с этим, сложились критерии для определения этих категорий.

Большинство определений категории «общность» сводится к тому, что это совокупность людей, объединенная устойчивыми социальными связями и отношениями, обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей своеобразие.

Это качественно целостное социальное образование. Устойчивые связи людей выражены в единстве их объективных и субъективных характеристик. В единстве образа жизни, тенденций и перспектив развития.

Важно обратить внимание на то, что в качестве объективной основы может быть тип деятельности, включенность в определенные хозяйственные связи, социальная идентификация, условия жизнедеятельности и т.д. Может быть и духовная основа: традиции, язык, ценностные ориентации. Следует отметить качественную целостность общности.

Социальная общность - явление социологически универсальное: она как бы пронизывает все стороны, все сферы жизни. Она имеет не только свое социально-экономическое бытие, но и проявляется в области политики, идеологии. Каждая социальная общность конкретно исторична: в каждой стране свои особенности.

Говоря об основных видах и формах общностей, следует рассмотреть различные основания, выделить формальные и неформальные признаки, обратить внимание на многообразие видов и форм общностей.

 

2. Социальная группа как форма социальной общности

При анализе социальной группы как формы общности необходимо обратить внимание на ее определение. Следует отметить, что конкретным видом социальной общности является социальная группа. Исторически первое четкое определение социальной группы дал Т.Гоббс в «Левиафане». Отметил, что это «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Впоследствии этот термин используется экономистами, политиками, историками. В ХIХ века социолог Гумплович основной социальной группой объявил биологическую расу. Американский социолог Р. Мертон определяет группу как совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность данной группе. Характерной особенностью, по мнению Р. Мертона, является не только членство, но и единство, сплоченность.

Необходимо отметить, что у всех групп есть один общий признак: их члены взаимодействуют, поэтому группа есть сообщество взаимодействующих и взаимно влияющих друг на друга индивидов. Более того, члены группы воспринимают самих себя как «мы», в отличие от «они».

Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Своеобразный ключ к основам общественной жизни использует П.А. Сорокин. Он выделяет ценности, нормы, значение и влияние их на соотношение типов различных групп в социальной структуре.

 

3. Виды социальных групп и групповая динамика

При изучении этого вопроса необходимо отметить, что в социологической литературе существует большое количество разнообразных классификаций групп. С точки зрения методологии и методики классификация представляет собой вычленение из статистической целостности социальных групп таких, которые имеют одинаковые в определенном значении характеристики.Такую классификацию произвел американский социолог Е. Юбэнк. Он обозначил семь основных признаков:

· на основе этнической или расовой принадлежности;

· на основе уровня культурного развития;

· на основе типов структуры, существующей в группах;

· на основе задач и функций, выполняемых группой;

· на основе преобладающих типов контактов между членами группы;

· на основе различных видов связей, существующих в группах;

· на других принципах.

Следует обратить внимание на существование реальных и условных, или статистических групп. По времени выделяют классификацию постоянных и временных групп. По количественной характеристике различают малые, большие и средние группы. Организационно оформленные - формальные и неформальные. Есть группы первичные и вторичные.

Значительный интерес социологов привлекает групповая динамика. Основателем этого направления является американский социальный психолог К. Левин. Динамика включает следующие аспекты: групповые процессы и групповые состояния. Их соотношения, например, такие: лидерство - организованность, конкуренция - активность, адаптация - сплоченность, более полно характеризуют сущность малой группы. При этом необходимо обратить внимание и на групповые эффекты. (Эффект «синергии», эффект «маятника» и др.).

Групповая динамика представлена и уровнями их развития. Уровень - это качественный этап, характеризующий социально-психологическую зрелость группы. Исследователь Е.С.Кузьмин выделяет три уровня: номинальную группу, кооперацию и коллектив. Л.И.Уманский, предложив критерии уровней развития групп, предлагает семь типов, точнее - уровней: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, корпорация и коллектив.

В дополнение к исследованию групповой динамики необходимо обратить внимание на квазигруппы и их характеристики.

 

Литература

1. Мендра А. Основы социологии. – М.: Nota Bene, 1999. – Гл. 2, 8.

2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. – М.: Наука, 1994. – Гл.3, 4.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. – М.: Прометей, 1994. – Разд. 3.

4. Фролов С.С. Социология. – М., 1996. – Гл. 8, 10.

5. Харчева В.С. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Гл. 3. параграф 5.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки социальной общности.

2. Укажите различия между понятиями «социальная группа», «группа» и «социальная общность».

3. Конформизм: это благо или беда?

4. Назовите характеристики малой группы.

5. Как вы воспринимаете малую группу и толпу? Где себя ощущаете более комфортно?

 

 

Тема 5. Личность как активный субъект

общественной жизни

 

План

1. Понятие личности. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

2. Социологические концепции личности.

3. Понятие социализации личности, ее уровни и формы.

 

1. Понятие личности. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности

Данный вопрос рассматривается с точки зрения того, что социология не может игнорировать основные базовые характеристики людей, влияющие на социальные взаимодействия.

Такая позиция требует провести смысловые различия между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Следует подчеркнуть социологический подход к изучению личности и его специфику, которая отличает его от философского и психологического.

Отсюда возникают теоретические и практические проблемы:

1. Насколько глубоко поддается изменениям человеческая природа?

2. Что самое важное при определении человеческого поведения - наследственность или среда?

Раскрыть развитие представлений о человеке как личности, которое прошло несколько этапов: Древний Китай (VI - I веков до н.э.), Древняя Индия (VII - IV веков до н.э.), Древняя Греция (VI - IV веков до н.э.), Средневековье (IV - XIV веков н.э.), Возрождение (XIV - XVI веков н.э.), Просвещение (XVII - XVIII веков н.э.).

 

2. Социологические концепции личности

· Структурный функционализм, основателями которого были Э.Дюркгейм, А.Р. Радклифф-Браун;

· Концепция социальных статусов и социальных ролей;

· Концепция взаимодействия личности со средой (З. Фрейд, К.Левин);

· концепция диспозиционной регуляции поведения личности (В.А. Ядов);

· Теории развития личности Ч. Кули, Э. Эриксона, Ж. Пиаже.

 

3. Понятие социализации личности, ее уровни и формы

Следует подчеркнуть, что под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого передается созданная и накопленная к этому времени культура. При этом культура понимается достаточно широко.

Социализация является объектом изучения многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и т.д.

Следует подчеркнуть широкий социологический подход к пониманию социализации:

· Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем.

· Специфика групп и инструментов общества, затронутых процессом социализации (институт брака, формальные и неформальные коллективы и группы).

· Ценности, нормы и привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.

Социализация личности раскрывается конкретными этапами: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. Подчеркиваются агенты социализации, их функции и факторы.

 

Литература

1. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О, Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Учеб. для вузов. – М.: Анкил, 1998. – Темы 11, 13, 14.

2. Руденко Р.И. Практикум по социологии. - М.: ЮНИТИ, 1999. – Тема 6.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. – М.: Прометей, 1994. – Разд. 5.

 

Контрольные вопросы

1. Какие типы личности вы знаете? По каким признакам они определяются?

2. Определить соотношение природного и социального в развитии личности, а также факторы, способствующие его саморазвитию.

3. Раскройте социологические концепции личности.

4. Каковы социологические показатели характеристики личности?

5. В чем сущность ролевой концепции личности?

6. Что такое ценностные ориентации и их значение в жизни человека?

7. Что вы понимаете под «социализацией» личности? Каковы ее формы?

 

Тема 6. Социальные связи и социальное поведение

 

План

1. Социальные контакты.

2. Понятие и типы социального действия.

3. Социальное взаимодействие и поведение.

4. Роль социальных норм в социальном взаимодействии.

 

1. Социальные контакты

Под социальными контактами понимают мимолетные кратковременные связи между людьми. Выделяют несколько типов контактов:

· пространственные, через визуальное восприятие находящихся в окружающем пространстве людей;

· заинтересованности состоят в выборе социального объекта, отвечающего потребностям и интересам данного индивида;

· обмена (предметами, информацией, образцами поведения и т.п.).

Социальные контакты в огромном количестве присутствуют в ежедневной жизни каждого человека. Они играют важную роль в изучении места отдельного индивида в системе социальных связей, в частности на уровне социальных групп, исполнения им социальных ролей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.