Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование бедности в XX-м веке




60-е годы - установление Управлением социальной безопасности США относительной «черты бедности» на основе количественных параметров жилья, одежды, продуктов и т. д.;

70-е годы - концепция «относительной лишенности» П.Таунсенда;

1983 г.- Ф.А. Хайек «Дорога к рабству»:

· принудительно бедность нельзя уничтожить;

· бедность необходима для общественного блага;

· пропаганда личной ответственности за свое состояние;

· государственное вмешательство в данную область должно быть ограничено.

 

Литература

1. Ильин В.И. Социальная стратификация. – Сыктывкар, 1991.

2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2000. – Лекции 9,10.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУВШЭ, 2000. – Гл. 4.

4. Кравченко А.И. Общая социология. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. – Гл. 3, 4.

5. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов / Пер. с фр. Пучковой Е.О. – М.: Nota Bene, 2000. – Гл. 10.

6. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Наука, 1995. – Гл. 7-9.

7. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб.: Алетейя, 2001. Введ., Очерк 3, 4.

8. Стратегия преодоления бедности, повышения уровня жизни населения и формирования среднего класса / Под науч. ред. М.А. Винокурова, Н.М. Токарской. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. – Разд. 1.

9. Харчева В. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Гл. 5.

 

Контрольные вопросы

1. Почему проблема социальной структуры и стратификации является одной из базовых проблем фундаментальной социологии?

2. Сформулируйте основные категории стратификации.

3. В чем состоят основные положения функциональной концепции социальной стратификации?

4. Чем социальная дифференциация отличается от социальной стратификации?

5. С помощью каких методов можно изучить и измерить социальную стратификацию?

6. Какие особенности социальной стратификации современного российского общества можно выделить?

7. Чем отличается горизонтальная мобильность от вертикальной? Приведите примеры.

8. Какие могут быть негативные последствия у восходящей вертикальной мобильности? Для личности? Группы? Общества?

 

Тема 9. Социальные институты и социальные организации

 

План

1. Понятие социального института.

2. Процесс институционализации.

3. Характерные признаки основных социальных институтов.

4. Структурные элементы основных институтов общества.

5. Функции и особенности социальных институтов.

 

1. Понятие социального института

Слово «институт» имеет много значений. Оно происходит от латинского слова institutum - установление, устройство. В настоящее время его можно трактовать в узком смысле - как научное или учебное заведение, и в широком - как некий порядок, т.е. совокупность норм, правил, принципов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, например, институт семьи.

В социологии под социальным институтом понимается устойчивый комплекс формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой, жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей.

Главное предназначение социального института - удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества. Этих потребностей всего пять, и основных социальных институтов тоже только пять:

 

ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Воспроизводство рода Семья и брак
Безопасность и социальный порядок Государство, право, политические институты
Добыча средств существования Экономические институты, производство
Передача знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров Образование, наука, культура
Решение духовных проблем, смысла жизни Религия

 

Таким образом, социальные институты обеспечивают стабильность данной социальной системы, а также механизм ее воспроизводства.

Внутри социальной системы, т.е. общества, социальные институты выполняют две важнейшие для стабильной жизнедеятельности функции:

· Способствуют социализации и интеграции новых поколений в общество, т.е. обеспечивают необходимую для существования социальной системы преемственность.

· Обеспечивают необходимый для каждой социальной системы уровень социального контроля за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества, тем самым сохраняют и поддерживают упорядоченность общественных отношений.

Исторически социальные институты происходят от общественных обычаев, традиций, которые, постепенно укрепляясь и обрастая санкциями, направляют образ жизни людей в определенное русло. Поэтому основатель институционализма Т.Веблен определял социальные институты как совокупность общественных обычаев, привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. В юридическом понимании, когда обычаи и порядки получают официальное закрепление в виде закона или учреждения, они становятся институтом.

 

2. Процесс институционализации

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и пробного поведения на устойчивое, предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов:

· Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

· Формирование общих целей;

· Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

· Появление процедур, связанных с нормами и правилами;

· Институционализация норм, правил и процедур, т.е. их регулярное практическое применение;

· Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

· Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Результатом процесса институционализации является создание четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Институты, таким образом, являются опорами порядка и организованности в обществе.

 

3. Характерные признаки основных социальных институтов

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных своих функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Понятно, что сходные пути и методы действий появляются в самых различных институтах, преследующих совершенно разные цели. Поэтому основным институтам общества присущи некоторые общие элементы, функции и признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме выражают основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ. Таким символом может стать любой материальный или нематериальный элемент культуры.

Кодексы поведения (устные и письменные). Эти кодексы (такие, как, напр., присяга, клятва Гиппократа) поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Однако формальный кодекс поведения не гарантирует должного исполнения ролей. Так, не будет выполняться институциональный кодекс в том случае, если не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях, формируемые комплексом неформальных традиций, ожиданий и правил, сложившихся в результате длительного социального опыта. Во всех институтах роли будут успешно выполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Она характеризуется как система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые объясняют окружающую действительность с точки зрения данного института. Если принятие присяги формально привязывает индивида к институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критика идеологии рассматривается как ересь, т.е. как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

 

4. Структурные элементы основных институтов общества

Таблица 2

Функции Институты Основные роли Физические черты Символич. черты
выхаживание и воспитание детей семейно-брачные отец мать ребенок дом обстановка кольца обручение контракт
добыча пищи, одежды, жилья экономические работодатель наемный работник покупатель продавец фабрика офис магазин деньги торговля марка реклама
поддержание законов, правил и стандартов политические законодатель субъект права общественные здания и места флаг кодекс хартия
содействие соборным отношениям, углубление веры религиозные священник прихожанин собор церковь крест алтарь библия  
социализация, приобщение к базисным ценностям и практикам образование учитель ученик школа колледж учебник диплом степень

Источник: А.И.Кравченко. Социология. - Екатеринбург, 1998. - с. 338

 

5. Функции и особенности социальных институтов

Так как социальные силы и интересы сложны, противоречивы и взаимосвязаны, то не всегда можно предвидеть последствия какого-либо отдельно взятого действия. Поэтому в деятельности любого института выделяются как явные функции, которые определяются как признанные цели института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, или, если они и признаны, считаются побочным продуктом

Для осуществления той цели, для которой он был создан, каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего, следующие явные функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт имеет систему правил и норм поведения своих членов, подкрепленных социальным контролем. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальных отношений и социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция - обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. С помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизованное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих людей.

3. Интегративная функция - включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

Интеграция предполагает три основных элемента:

· консолидацию или совмещение усилий;

· мобилизацию, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

· конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция Общество и его институты не могли бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри него, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов.

Дисфункции в деятельности социальных институтов и социальная дезорганизация общества.

 

Литература

1. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. – Екатеринбург: Логос, деловая книга, 1998. – Гл. 13.

2. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – Разд. 3.

3. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998. – Разд. 3, Гл. 12.

4. Социология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н Елсукова. – Минск: НТОО «ТетраСистемс», 1998. – Гл. 3, параграф 3, 7.

5. Харчева В.С. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Гл. 5, параграф 5, 6.

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте организацию как социальную систему.

2. Раскройте понятие «цель социальной организации» и их ранжирование.

3. Каковы цели, задачи и функции социальных институтов и их роль в жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека?

4. Какие основные социальные институты, которые существуют в любых цивилизованных общественных системах?

5. Как вы понимаете термин «социальный институт»?

6. Какие существуют виды социальных институтов, их функции?

7. Каковы основные функции социального института?

 

Тема 10. Социальные движения

 

План:

1. Сущность, источники и предпосылки, условия социальных движений.

2. Типология социальных движений.

3. Жизненные циклы социальных движений.

4. Социальные движения и коллективное поведение.

 

1. Сущность, источники и предпосылки, условия

социальных движений

 

Социальные движения определяются как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе». Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

В отличие от социальных институтов социальные движения высокодинамичные общественные образования и имеют неопределенный жизненный цикл. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

В отличие от социальных организаций, значительная часть социальных движений практически полностью лишена признаков организованности; социальные движения неразрывно связаны с изменениями в формах поведения, неустойчивостью культурных образцов. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статутов, в этом случае превращаясь в социальную организацию.

Социальные движения появляются и развиваются при определенных социальных условиях:

· Культурные течения, под которыми понимаются постоянно происходящие изменения в ценностях и нормах поведения людей. Концепция культурных течений была разработана М. Герсковитцем, которые им определяются как процесс, в котором «небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат этих перемен очевиден». Пример культурных течений – развитие демократического общества, эмансипация женщин, тяготение людей к материализму и, наоборот, к религии.

· Социальная дезорганизация. Любое изменяющееся общество подвержено дезорганизации. Общества различаются по степени происходящих в них изменений и по степени дезорганизующего воздействия этих изменений на культуру. Отчуждение и аномия становятся явлениями в дезорганизованном обществе.

· Социальная неудовлетворенность – это общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Существуют три основные компонента, из которых состоит социальная неудовлетворенность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и статусная неопределенность.

Основные структурные предпосылки (условия) возникновения и развития социальных движений: 1) социальная неудовлетворенность; 2) структурная блокада, способствующая возникновению социальной неудовлетворенности; 3) контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми; 4) уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность; 5) наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных движениях.

 

2. Типология социальных движений

Классификация наиболее общих признаков движений позволяет выделить их «идеальные типы»:

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения с помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев и других форм эмоциональной экспрессии. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. Например, мистерии в древности; хиппи, рокеры, люберы – в настоящее время; движения ветеранов войны и монархические движения, связанные с верой в лучшую прошлую жизнь.

Утопические движения. Со времен Томаса Мора слова «утопия» и «утопический» означают общество совершенства, существующее только в человеческом воображении. Утопические движения сводились к попыткам создания идеальных социальных систем в кружках утопистов, но впоследствии они стали активно внедряться в реалии общества. Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопических движений, были исключительно религиозными, и благом для них считалось следование воле Бога. Идеология мирских утопических движений основывалась на концепции доброго, альтруистического, кооперативного человека. В демократических современных обществах возникают движения реформ (аболиционистские, феминистские, запрещающие и др.) как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации.

Революционные движения. Они пытаются свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает, чтобы ее спасали. Л. Эдварс и К. Бринтон выделяют наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений:1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности; 2) появление побуждения к активным действиям; 3) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; 4) выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию; 5) период режима террора; 6) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти.

Движения сопротивления возникают среди тех, кто неудовлетворен тем, что социальные изменения протекают слишком быстро. Движения сопротивления – это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения (например, оппозиционные) всегда сопровождают движения реформ и революционные движения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.