Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая социология изучает обратные связи

Лекция 16. Элементы политической социологии.

Политика изучает то, как нужно манипулировать людьми.

Объект политики - взаимодействие между политическим и социальным.

При изучении политической сферы можно столкнуться со следующими сложностями:

1. Трудно дать определение. Как самой политике, так и основным её составляющим.

2. Политические явления очень разобщены. А установить связь между ними почти невозможно.

3. Трудно отделить личность наблюдателя от социальной ситуации.

4. Трудно четко эмпирически измерить политический феномен.

5. Невозможен контролируемый эксперимент.

История политического учения.

I. Первый период. До шестнадцатого века центром политической теории было государство. Это означает, что всё политическое относится к государству.

Тогда политики видели следующие истоки государства:

a) Естественное образование (Аристотель, Платон). Индивиды объединяются в семьи, семьи в селения, а селения - в города и государства. Таким образом, каждый человек - политическое существо.

b) Государство - искусственное образование (автор теории Томас Гоббс). Естественное состояние человека - война всех против всех.

Общество приравнивалось к государству, а гражданина рассматривали как частное лицо и участника политической жизни. Кроме того, считалось, что человек поглощается государством.

В этот период предполагалось, что идеальное государство - аристократия, потому что такая форма государства справедлива. В большинстве оказываются бедные люди. Николо Макиавелли говорил, что идеально то государство, которое эффективно и помогает правителю достигать того, что он хочет.

При рассмотрении стратификации рассматривали только верхушку, беднота никого не интересовала.

В целом, политическая наука представляла собой слияние этики и политики.

II. Второй период - переходный для политической теории. Продлился от семнадцатого до девятнадцатого века. Тогда появились не связанные с государственной властью общественные науки.

Были предложены новые истоки государства. Джон Локк, а также Жан-Жак Руссо выдвинули теорию, согласно которой государство - результат исторического прогресса, целью которого является защита граждан и частной собственности.

Общество отделяется от государства и появляется гражданское общество - система и политических, и неполитических интересов.

Относительно природы человека говорили, что он - член общества, которое поглощает государство.

Теперь идеальным государственным строем стали считать демократию. Провозглашается свобода делать всё, что разрешают законы, которые мы сами для себя и создали. Происходит разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную.

В этот период политическая наука отказывается от ценностных суждений.

III. Третий период. Начался в девятнадцатом веке. Теперь общество в центре внимания. Вместо идеи верховной власти выходит на первый план идея плюрализма. Принимается сосуществование различных социальных групп, которые разделяют влияние между собой. Приоритет общества перед государством весьма однозначен. Появляются новые ценности: свобода, братство, равенство и тому подобные явления. А также ценность общественного мнения. Начинают обсуждать социальные проблемы.

Сегодня политическая социология использует в исследованиях различные методологические подходы, собственную терминологию. Рамки исследований в политической социологии не всегда четко обозначены. Социологи считают, что политическая социология в той или иной мере связана с функционированием политических институтов, поэтому концентрируют внимание на восприятии населением власти и различных форм ее существования. Политическая социология объясняет явления с точки зрения политического сознания и политического поведения как всего общество, так и различных социально-классовых групп. Современная политическая социология стремится преодолеть ранее существовавшее противопоставление государства и общества: государство рассматривается как один из политических институтов, а политические институты как разновидность социальных институтов.

 

Характерная черта политической социологии - ее национальная специфика. Если в Соединенных Штатах исследования носят эмпирический характер и касаются различных аспектов политической власти и конфликтов, то в Федеральной Республике Германия они были тесно связаны с государствоведением и политической философией, а в Великобритании, например, - с политической историей и политической экономией.

Политическая социология в России XIX - начала XX веков имеет ряд отличительных черт, в связи с историческими особенностями положения гуманитарной мысли России. Развиваясь под сильным влиянием господствующих западных учений, русская политическая социология не только находилась на уровне мировой науки в целом, но иногда и опережала её, что было связано с остротой социальных противоречий российского общества.

В Советском Союзе на протяжении долгих лет проблемы политической социологии исследовались и преподавались исключительно в рамках исторического материализма и научного коммунизма, изредка к этому добавлялись правовые науки. С 1990 до 1991 год наметился переход к специализации и институционализации политической социологии.

О предмете политической социологии как о науке до сих пор ведутся дискуссии, в основном, в связи с тем, что политическая социология сложилась в результате синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки и, развивалась в рамках каждой из этих наук.

Политическая социология может появиться только вследствие сочетания социологического и политологического подходов. Подлинная политическая социология поэтому является междисциплинарным прорывом, занимающимся поиском широкомасштабных моделей, включающих данные каждого составляющего компонента в качестве переменных.

Например, если речь идет о партиях, политическая социология предполагает объяснение того, как партии определены. Полная картина требует объяснения, в какой мере партии - зависимая переменная, отражающая социальную стратификацию и, наоборот, степень, до которой это разделение определяет действия элиты и отражает структуры партийной системы.

Мир вокруг нас непрерывно политизируется. А это значит, в первую очередь, что власть правительства растет с колоссальной скоростью. Повышение значения политики приводит к снижению роли объективных факторов. Все объективные долженствования все больше подчинены и обусловлены политической неясностью. В таких условиях возрастает значимость политических наук, способных предречь такую неопределенность.

Современные исследователи чаще высказывают следующие точки зрения:

1. Политическая социология определяется как социологическое объяснение проявления власти (автор теории Ежи Вятр).

2. Политическая социология - наука, занимающаяся общественными основами власти во всех институционализированных секторах социума (автор Моррис Яновиц).

3. Как дисциплина, изучающая отношения между обществом и государством, а также социальным строем и политическими институтами (Сеймур Mapтин Липсет).

4. Как часть общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных форм политической деятельности и политического сознания.

5. Как ветвь социологической науки, раскрывающая отношение общества к государству и институтам распределения и развития власти, которое проявляется в направленности политического сознания и политического поведения.

Несмотря на различия между подходами ясно, что речь идет об изучении влияния социальной сферы на политическую, иначе говоря, о метафизике их взаимодействия и взаимовлияния.

Исходя из того, что политическая социология - отрасль социологии, концентрирующаяся на анализе взаимодействия политики и социума, политика определяется в терминах класса действий, а не в понятиях совокупности институтов или организаций. Политика - это особая совокупность социальных действий, формируемых в разных контекстах.

В более формализованных науках (физика, например) совокупность экспериментальных наблюдений обычно выводится в строгой логической манере из предпосылок и теорем, так что не подтверждающиеся наблюдения требуют изменения в принятых посылках или теории. В социальной науке мы не можем достигнуть этого уровня. Теории здесь зачастую нечетко и неадекватно сформулированы, их связи с "реальным миром" произвольны. Отсюда: вариации теоретических подходов в объяснении одной и той же совокупности данных. Такое состояние, близкое к теоретической анархии, характерно в настоящее время для социальных наук.

Идущий в обществе политический процесс социально обусловлен, и все, что связано с ним, едино и с теми или иными социальными группами, их статусом, ролью, интересами и политической активностью.

Только изучая повседневность политических институтов, можно выявить систему связей и зависимостей, а также тенденции в их функционировании, понять причины неэффективности, приводящие к дестабилизации и конфликтам.

Сказываются и недостаток политической культуры, и политическая неопытность толпы, позволяющей втягивать себя в межнациональные и другие конфликты, по причине неумения своевременно сориентироваться в истинных целях политических лидеров.

Политическая социология дает обобщенное знание того, как-то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе групп и тому подобных явлениях отражается на функционировании политической системы в целом или какого-то её элемента. Она позволяет обнаружить социальные обстоятельства, как способствующие политическому согласию и стабильности, так и вызывающие разнообразные "дисфункции", провалы, напряженность, политический экстремизм в тех или иных формах, политические риски.

Характеризуя исследовательские возможности политической социологии, можно попытаться выделить ключевую категорию её терминологического аппарата. Если, например, в политической экономии Карла Маркса центральной явилась категория "товар", в социологии - категория "социальное", в экономической социологии - категория "социально-экономическое", то в политической социологии в качестве таковой может рассматриваться понятие "социально-политическое". Оно помогает увидеть и понять смысл других, во многом производных от него категорий, имеющих характер соединения. Данная категория направляет на обнаружение социальных факторов, условий, связей, истолковывающих направленность и основной смысл политической деятельности тех или других субъектов. Достаточно часто в науке рассматриваются политическая сфера и экономическая как непосредственно взаимосвязанные субстанции, и игнорируется социальная сфера, которая их опосредует. Ни экономическая, ни политическая деятельность не могут быть правильно поняты, если за границами научного анализа останутся действующие субъекты, то есть социальные общности с их специфическими интересами и механизмами взаимодействия. Изучение социальной детерминированности политических отношений и деятельности, определение закономерностей взаимовлияния политической и социальной сфер в конкретных исторических условиях и является предметом политической социологии.

Политическая социология имеет свою структуру, как и любая другая. Схематично ее можно представить как совокупность нескольких разделов: исторического, общетеоретического и специализированных.

Исторический раздел должен включать систематизированные знания о процессе формирования данной науки, этапах ее развития, времени возникновения ключевых теоретических положений и концепций.

Общетеоретическая часть содержит объяснение и обоснование подходов к изучению социальных основ установившейся в обществе власти, общественной подоплеки функционирующих в обществе политических сил и институтов, их задачи и методов действия. Эта часть выполняет функцию непосредственной методологии по отношению к специальным разделам, занимающимся рассмотрением отдельных участков политической деятельности и отдельных институтов. К ним относится изучение:

1) политических процессов;

2) политических партий, движений;

3) политического поведения;

4) политического сознания;

5) политической культуры;

6) политических конфликтов;

7) внешнеполитической деятельности;

8) социально-политического прогнозирования.

Специальный раздел политической социологии должны составлять методы и процедуры исследования политических отношений, процессов, явлений.

На сегодняшний момент особенное значение приобретают проблемы политической стабильности общества и конструктивной направленности активности масс.

Сейчас возникают новые вопросы, в частности, в связи с деятельностью оппозиционных политических сил и отношением к ним президента и правительства. Политический и идеологический плюрализм становится нормой жизни, внося в нее много нового и непривычного.

Разгосударствление собственности, ее приватизация, развитие частного предпринимательства приводят к изменениям не только в социальной структуре общества, но и в его политической организации. Это вызывает последующие усиление политического противостояния разных социальных сил. Понять и исследовать связанные с этим процессы - насущная задача политической социологии.

В структуре политической социологии одним из ее разделов должно быть изучение внешнеполитической деятельности. Это можно объяснить, прежде всего, той ролью, которая отводится ей в решении проблем, как выживания человечества, так и обновления общества.

 

Лекция 17
Социальная стратификация. Социальная мобильность и дистанция

Для того чтобы рассказать о мобильности в социальном пространстве необходимо обрисовать, что это такое. Социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся близко в геометрическом пространстве могут быть далеко друг от друга в социальном пространстве и наоборот. Социальное пространство представляет собой вселенную, состоящую из всего народонаселения земли. Там, где нет человеческих особей или живет только один человек, не может быть социального пространства. А значит, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за точки отсчета.

Самый распространенный метод определения социального положения объекта в социальном пространстве довольно прост:

1. Для начала необходимо указать отношений человека к определенным группам;

2. Следующий шаг - рассмотрение взаимоотношений этих групп внутри популяции;

3. И наконец, изучение отношения данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.

Таким образом, социальное положение - это совокупность его взаимосвязей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с её членами. Положение человека в социальной вселенной определяется путём установления этих связей, а совокупность таких групп и также совокупность положений внутри каждой их них составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Горизонтальная ось отражает социальные группы, а вертикальная ось - позиции внутри этих социальных групп.

Социальная мобильность же - это явление перемещения индивида внутри социального пространства.

Социальная стратификация - это дифференциация данной совокупности людей на классы в иерархическом порядке. Она основывается на неравномерном разделении прав и привилегий, ответственности и обязанности, существовании или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Социальная стратификация - постоянная характеристика любого организационного общества, нестратифицированных обществ не бывает.

Никогда не существовало и не существует ни одной стабильной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Общества без расслоения, с действительным равноправием индивидов внутри него - миф, так и никогда не ставший реальностью за историю человечества. Такое утверждение, возможно, выглядит в некотором роде парадоксальным, и все-таки оно справедливо. Формы и пропорции расслоения могут различаться, но его суть стабильна, причем не только для человеческого общества, но даже и для растительного и животного миров.

А если даже в первобытной общинной древности нет возможности найти нестратифицированный социум, подавно бесплодны усилия разыскать его в более поздние эпохи развитых и сложных цивилизаций. Здесь явления расслоения делаются уже всеобъемлющими, без исключений. Конечно, по форме и в пропорциях они могут быть весьма разнообразны, но дифференциация существовала повсеместно и во все времена. Среди аграрных и в особенности индустриальных обществ социальная стратификация становится максимально удобопонятной и приметной. Все современные демократические общества тоже не являются исключениями из правил. Мы знаем, что в конституциях таких государство записано правило, согласно которому “все люди равны”, но только совершенно наивный человек может допустить отсутствие социальной стратификации при демократии, обеспечиваемое лишь этой записью. Достаточно вспомнить ступени градации от Генри Фонда до нищего, от президента США до полицейского, от доктора права или философии до бакалавра гуманитарных наук, от ведущего специалиста до простого обывателя. Вполне достаточно одного упоминания этих различающихся рангов и регалий, чтобы отметить, что в процветающих демократиях социальная стратификация отнюдь не меньше, чем в недемократических обществах.

Отсюда можно резюмировать, что социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократии уравнителей - проще говоря, повсюду.

Если эвклидово (то есть геометрическое) пространство трехмерно, то социальное - многомерно. Это означает, что существует более трех вариантов группировки индивидов по социальным признакам. Эти варианты мы будем называть формами. Перечислим основные формы и критерии, которые их определяют.

1) Экономическое расслоение. Основные критерии данной формы стратификации: доход, накопленное богатство, уровень жизни.

2) Политическая стратификация. Эта форма дифференциации в качестве критериев использует авторитет индивида, его доступ к власти.

3) И, наконец, профессиональная стратификация. Она, в свою очередь, основывается на престиже ремесла, которым занята личность и его власти внутри профессиональной группы.

Вышеописанные формы принято считать основными. Обыкновенно эти формы тесно взаимосвязаны между собой. Например, человек, у которого есть престижное рабочее место, со временем может достигнуть и более высокого экономического статуса. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав. Разумеется, самые богатые не всегда достигают вершины профессиональной пирамиды. Но это скорее исключения.

Получается, что между различными индивидами в социальном пространстве есть некое расстояние, которое называют социальной дистанцией.

Таким образом, общество можно представить в виде пирамиды. Необязательно она будет привычной для нас треугольной формы. Допустим, если мы делаем пирамиду для экономической стратификации, то на нижних слоях будут самые бедные, а вверху - наиболее богатые. Социальную пирамиду можно описать с помощью нескольких параметров:

Профиль - графическое изображение социальной стратификации, дающее представление о распределении индивидов в социальной стратификации. Иными словами, очертания этой пирамиды.

Высота - социальная дистанция между высшим и низшим критериями социальной стратификации.

В связи с различными изменениями в государстве, социальная пирамида может менять свой вид. Например, революция может изменить соотношение бедных и богатых, в результате научно-технического прогресса престижными станут другие профессии и это повлияет на профессиональную пирамиду. Подобные колебания принято называть флуктуацией.

Следует выделить два основных типа флуктуаций. Рассмотрим их на примере экономической стратификации, как самой понятной. Первый тип флуктуации выражается через экономическое обогащение или обеднение социальных групп как единого целого. Второй же характеризуется изменением экономического профиля социальной пирамиды, её возвышением или уплощением.

В течение продолжительного времени флуктуации высоты и профиля пирамиды тщательно изучались в поисках закономерностей. Вот основные гипотезы, выдвигавшиеся социологами:

Гипотеза Парето заключается в том, что профиль экономической стратификации или частность распределения дохода в любом обществе или, по крайней мере, во многих представляет собой нечто постоянное и единообразие и может быть выражено логико-математической формулой, где Х - доход; У - количество людей с доходом, превышающим Х. Высота пирамиды постоянно растёт. Для того чтобы показать несостоятельность гипотезы, достаточно вспомнить, что высота и профиль экономической стратификации изменяются от страны к стране и с течением времени. Экономическая стратификация может вытянуться или сократиться, стать более или менее крутой.

Гипотеза Карла Маркса. Идея заключается в заявлении о том, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации. Иными словами, объемы средних слоев постоянно снижаются и они постепенно беднеют, тем временем богатство концентрируется у меньшего числа индивидов. Профиль экономической стратификации представляет собой узкий слой средних классов, обедневший пролетариат у основания и малая группа магнатов капитала на вершине пирамиды. Теория Маркса также признана неверной.

Не раз предпринимались попытки доказать существование периодичности в изменениях экономической дифференциации, но закономерностей во флуктуациях так и не было найдено. Однако отрицать их наличие до сих пор ни кто не берется.

Под социальной мобильностью принято понимать любые переходы личности, группы или социального объекта (чаще всего под социальным объектом подразумевают ценности), то есть все то, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Существует два основных типа: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социальных объектов из одной социальной группы в другую, ограничиваясь пределами одного и того же уровня. Горизонтальной мобильностью называют перемещения территориальные, религиозные, политические, семейные, профессиональные без смен и сдвигов в вертикальных позициях.

Вертикальная мобильность представляет собой те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Она может быть как восходящая, так и нисходящая (своего рода социальный подъём и социальный спуск). Восходящие течения мобильности существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Нисходящие течения рассматриваются аналогичным образом: это либо падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; или же деградация социальной группы в целом, понижение её ранга на фоне других групп или разрушение её социального единства.

Случаи, когда один индивид осуществляет проникновение в более высокие или наоборот, более низкие слои встречаются очень часто и не нуждаются в объяснении. Но вариант, когда перемещается целая группа, встречается несколько реже и его следует разъяснить более подробно.

В качестве иллюстрации можно взять исторический пример. Занимать высокое положение при дворе Романовых или Габсбургов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. После падения династий автоматически произошло и социальное падение связанных с ними рангов. Большевики же в России до революции наоборот не имели какого-либо особо признанного высокого положения. А в революционное время эта группа преодолела громадную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все её члены массово были подняты до статуса, прежде занимаемого царской аристократией.

Кроме указанных выше качественных, существуют также и количественные параметры социальной мобильности:

Интенсивность. Она определяет вертикальную социальную дистанцию или количество слоёв (экономических, профессиональных, политических), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим движении за определенный промежуток времени.

Всеобщность. Тоже количественный показатель, считает число индивидов, которые изменили своё социальное положение в вертикальном направлении за конкретный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов принято называть абсолютной всеобщностью вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; а пропорция таких индивидов ко всему населению даёт относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Обобщенный показатель вертикальной экономической мобильности определенного общества можно получить при помощи объединения интенсивности и относительной всеобщности в определенной социальной сфере.

Общие принципы вертикальной мобильности следующие:

Утверждение первое гласит о том, что маловероятно, что когда-нибудь существовали общества, социальные пласты которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в её трёх основных ипостасях - экономической, политической, профессиональной.

Утверждение второе заключается в отрицании существования общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а проникновение из одного социального слоя в другой осуществлялось бы без всяческого сопротивления.

Согласно третьему утверждению, интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности различается в разных обществах, то есть в пространстве.

Утверждение четвертое аналогично третьему, только говорит о времени: интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильность колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Утверждение пятое: в вертикальной мобильности в её трёх проявлениях нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления её интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

 

Лекция 18
Социология образования

Если не уметь рассматривать образовательные вопросы с широких социальных позиций, невозможно оценить объективную роль этого института в обществе как наиболее "дальнодействующего" фактора научно-технического прогресса, а также экономического, социально-политического и духовного развития общества.

Социология образования изучает образовательную структуру как социальный институт, анализирует ее взаимодействие с обществом.

Социология образования возникла в начале двадцатого века. Изучение такого важного вопроса начинали Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс. Отправными точками для изучения этой отрасли стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.

Когда в 60-е годы в странах Запада резко возрос интерес к социологии образования, это произошло, в первую очередь, в связи с отставанием действующих систем образования от требований научно-технической революции. Тогда и подняли вопрос о кризисе образования. Со временем внимание к проблеме только усиливается. Сегодня проблемы социологии образования достаточно интенсивно разрабатываются во многих развивающихся странах, где исследуется роль образования в преодолении их экономической и культурной отсталости.

В России развитие социологии образования, как и социологии в целом, шло непростым путем. Дело в том, что уже в конце XIX века в России сложилась мощная социологическая школа, проводились обширные социологические исследования, в том числе и по проблемам молодежи, образования. Начиная с 1917 года, социология развивалась очень активно, в российских исследованиях был ярко выражен социологический подход к образованию.

В 30-е годы после одного неугодного правительству исследования социология была объявлена "вне закона". Стали закрывать исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Само образование теперь рассматривалось только с педагогических и психологических позиций, что ограничило возможности более значительных и глубоких теоретических исследований названных. Образование теперь стало рассматриваться в качестве обособленной системы, вне каких-либо значимых взаимосвязей с обществом. Это не только на много лет замедлило развитие теории, но и нанесло урон практике.

К проблемам социологии образования стали возвращаться только ближе к 60-м годам. Сейчас в России уже достаточно широкая сеть исследовательских центров, разрабатывающих программы решения проблем социологии образования, в которую все более активно включаются и педагогические вузы России.

 

Исходя из того, что образование трактуется в качестве социальной категории, необходимо отметить, что его состояние и функционирование определяется системой царящих в обществе социальных связей и отношений.

Образование тесно взаимосвязано со всеми областями общественной жизни. Например, экономика обусловливает материальную базу для сферы образования, определяет его содержание в плане системы дисциплин, а также спектра специальностей и профессий. В частности, в пятидесятые годы двадцатого века в СССР активно развивались технические специальности. Соответствующие институты стали наиболее популярными. Финансово-экономические и юридические специальности наоборот, были практически не востребованы обществом. На сегодняшний день все наоборот, 85 процентов рынка труда заполняются различного рода менеджерами. Юристы, финансисты и экономисты стали пользоваться огромным спросом, достигнув позиций в списке самых популярных профессий. С иностранными языками все происходит аналогичным образом.

Кроме экономики на систему образования непосредственное влияние оказывает политическая сфера. Та или иная система образования формируется в зависимости от того, демократический режим в обществе или тоталитарный, открытое общество или закрытое.

Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне тоже влияет на всю систему образования. Здесь речь заходит о религиозных и нравственных ценностях общества и семьи, о традициях, принадлежности к тому или иному социальному слою и группе и многих других тонкостях. Иными словами, каково общество, такова и система образования. Например, мы знаем, что во многих исламских странах раньше стоял запрет на женское образование. Это был не политический запрет, но культурный.

Вместе с тем образование все-таки независимая система. Институт образования имеет сравнительную самостоятельность, он способен активно воздействовать на функционирование и развитие общества. От уровня образования зависит квалификация трудовых ресурсов, а значит и состояние экономики государства. Именно через развитие образования Японии удалось сделать качественный прорыв в экономической области. Сегодня эта зависимость возрастает все больше и больше.

Система образования формирует гражданина своей страны. Именно поэтому происходит воздействие на политическую сферу общественной жизни. Она же воссоздает социально-профессиональную структуру общества и выступает важнейшим средством социальной мобильности и социальных перемещений.

Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние и на духовную жизнь общества.

Так что и сегодня правомерно будет говорить о диалектической взаимосвязи образования и общества, которую подчеркивал Карл Маркс: "С одной стороны, для установления правильной системы образования требуется изменение социальных условий, с другой стороны, для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования". В итоге мы натыкаемся на замкнутый круг. Поиск способа его разомкнуть в сегодняшних условиях завоевывает все более актуальную практическую значимость. В обществе возрастает нестабильность, все его сферы находятся в глубоком упадке. Так и система образования испытывает не лучший свой период, катастрофически ухудшается его финансовое и материальное положение. Даже в послевоенном 1946 году доля расходов на образование в нашей стране составляла более 10 процентов в национальном бюджете. Нельзя отрицать того, что в этом была одна из причин, по которой СССР смог первым осуществить выход в Космос. К концу двадцатого века (при правительстве Ельцина) ситуация в этом отношении стала очень тревожной. Доля расходов на образование постоянно падала (в 1988 году - 9%, в 1990 году - 6,6%, в 1993 году - менее 3%). Однако в последние годы, после прихода к власти нового президента появилась тенденция к улучшению положения. В то же время в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Португалия эта доля никогда не отпускалась ниже 10%, а в ряде стран продолжает расти и за счет этого Россию уже успели обогнать.

Какова в этих условиях должна была быть позиция учителя, педагога, мы сможем понять, если посмотрим на диалектическую пару - образование и общество. Мы отмечали, что система образования способна значительно влиять на общество. Было бы ошибочным надеяться на то, что с выздоровлением общества выздоровеет образование, и занимать бездеятельную позицию. Всегда в одних и тех же условиях были учителя, школы, которые оставляли яркий след в душах своих питомцев, давали не только глубокие знания, но и пробуждали благородные качества, которые они затем как эстафету несли дальше. И были те, кто "отбывал" уроки. Таким образом, вне зависимости от общего состояния социума, мы можем говорить о том, что систему образования нужно развивать индивидуально. Каждый может сделать что-то в направлении развития этого института. Это будет вкладом в исцеление не только самого образования, но и общества в целом.

Каждое общество, если оно думает о своем будущем, должно знать, что положительные изменения в системе образования вызывают своего рода "цепную реакцию" прогрессивных сдвигов в самых разных сферах общественной жизни, и наоборот: негативные изменения в образовании имеют тенденцию репродуцирования и ведут к регрессу общества.

В современном мире неизмеримо возрастает роль образования, что определено объективными причинами. Человечество вступает в третью цивилизованную революцию - информационную и осуществляет переход к информационному обществу. Свидетельством продвинутой страны по пути прогресса все в большей степени будут выступать уровень образования населения, его качество и значительность охвата. Знания, информация в самом широком смысле этого слова становятся все более возрастающей ценностью. Естественно, что в таких условиях все более актуальной становится проблема непрерывного образования. Образование не завершается получением свидетельства или диплома, оно продолжается всю жизнь.

Со временем начинают возникать новые условия, которые меняют не только роль образования в обществе, но ещё и его цели, задачи и содержание.

Еще много веков назад образование и школа должны были выполнять не только обучающую функцию, но и становиться источником совершенствования и гармонизации общества и отдельных индивидов. Но сегодня этого уже недостаточно. Глобальные проблемы со всей остротой поставили перед человечеством вопрос выживания, сохранения жизни на Земле. Разрешение его возможно лишь посредством рассмотрения в единой связи Человека - Общества - Природы - Космоса.

Система взаимосвязи Человек - Общество отражается в ранее разработанной Робертом Хэнви концепции глобального образования, включающей пять основных принципов.

Первый принцип предполагает воспитание широты и глубины видения мира, признание равноценными и равноправными любые способы воззрения на мир, любые возможные "образы мира".

Целью второго принципа является воспитание человеческого внимания к глобальным проблемам. Каждый индивид должен осознавать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает значительное влияние на жизнь каждого, и, наоборот, от каждого зависит общее положение в социуме.

Третий принцип основывается на предположении воспитания уважения к чужой культуре, умении вести диалог на равных, понимании и осознании роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.

Четвертым принципом концепции глобального образования является формирование систематичного мышления, понимания естества различных систем, в том числе политических.

И, наконец, пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.

Проанализируем далее трансформацию модели образования, подходя к нему как к обстоятельству, обуславливающему развитие личности. Развитие цивилизаций обеспечивается, прежде всего, за счет деятельности творческих личностей или небольших лидирующих групп. Именно благодаря меньшинству совершается прорыв в будущее, пока большинство ведет себя весьма консервативным образом. А это означает, что при возникновении цивилизаций образование призвано становиться максимально динамичным средством формирования творческой личности и лидирующего меньшинства. С другой стороны, перед образованием поставлена задача спровоцировать консервативное большинство подняться до уровня лидеров, без чего невыполнимо развитие общества. Иначе говоря, образованию принадлежит приоритетная роль в деле разрешения противоречий между новой складывающейся цивилизацией и отстающей консервативной культурой.

Если в этой связи говорить о проблемах России, у нас они приобретают свою специфику. На мировые цивилизованные процессы здесь накладываются специфические черты, связанные с решительными реформами, происходящими в обществе. В данном случае происходит не только замена экономической и политической систем. В этой связи подвергаются глубочайшей переоценке ещё и духовные основы общества, его идеалы, которые многие годы наполняли смыслом жизнь каждого человека. Теперь единая идеология ушла в прошлое, и сегодня человек должен самостоятельно сделать свой выбор.

Если говорить о сущности и роли образования в третьем тысячелетии, к нему нужно подходить со стороны анализа двух разновидностей регулирования общественной жизни: стихийного и сознательного. В современных условиях императив выживания человечества предстает как императив смены парадигм истории - перехода от стихийной парадигмы к управляемой на базе общественного интеллекта. При этих условиях, общественный интеллект можно понимать в более широком смысле как управление будущим через функции прогнозирования, планирования, формирования системы ценностей и так далее. Основополагающим механизмом воспроизводства общественного интеллекта выступает образование, которое становится базисом существования и развития общества наравне с производством материальных благ.

К тому же важно отметить, что собственно институт образования должен ориентироваться не столько на прошлое и настоящее, сколько на будущее, чтобы носить опережающий характер.

 

Лекция 19

 

Теория праздного класса

Теория праздного класса появилась на свет благодаря социальному теоретику Торстейну Веблену. Его по праву считают основоположником данного институционалистического направления. «Теория праздного класса» была написана Торстейном Вебленом, уроженцем Норвегии ещё в 1899 году.

Он говорил, что институт Праздного Класса зарождался постепенно. Это начало происходило во время перехода от миролюбивого уклада жизни к воинственному укладу.

Для возникновения института праздного класса необходимо соблюдение следующих условий:

1. У общности должен быть хищнический уклад жизни;

2. Средства для поддержания жизнедеятельности должны быть достижимы на сравнительно свободных условиях. Это условие необходимо для того, чтобы появилась возможность освободить существенное количество индивидов от непрерывного участия в трудовой деятельности.

Институт Праздного Класса достигает точки своего наивысшего развития на более поздней ступени существования варварской культуры (к примеру, в феодальной Европе). В подобных обществах различия между классами соблюдаются чрезвычайно строго и специфической особенностью классовых свойств, являются отличия между видами деятельности подобающих отдельным классам. Верхние пласты общества освобождаются от производственной деятельности. С этого момента за ними фиксируются те занятия, которые принято считать более престижными (например, военное дело или управление государством). Существует правило: верхние страты социума не могут заниматься производственной деятельностью. Одновременно в этом содержится и экономическое выражение их более высокого, чем у остальных, положения. Непроизводственные виды деятельности, которыми разрешается заниматься высшим стратам, можно разделить на следующие области: управление, военное дело, служение религии, спорт и разнообразные развлечения.

Институт Праздного Класса зарождался из начавшегося ранее размежевания видов деятельности. Согласно такому разделению, одни виды деятельности считаются почетными (это разнообразная доблестная деятельность), а другие - менее (сюда входят, в основном, необходимые повседневные занятия).

В процессе эволюции культуры возникновение Праздного Класса произошло одновременно с зарождением частной собственности. Это случилось, потому что оба института представляют собой результаты воздействия одних и тех же экономических явлений. Мотив, который лежит в основании частной собственности - соперничество между индивидами. Таким образом, начальная фаза формирования института собственности - это стадия приобретения через захват, а уже следующая ступень - организация производственной деятельности. Приобретения начинают цениться теперь не только в качестве доказательства успешного завоевания или набега, а скорее как свидетельство превосходства собственника данных материальных ценностей над другими членами общества. В последствие для того, чтобы овладеть почетным положением в социуме, владение определенной собственностью становится обязательным. Когда обладание собственностью делается основанием для уважения людей, оно становится также необходимым для самоуважения. Также, мотивом к накоплению имущества становится власть, даруемая богатством.

Так и возникает демонстративное потребление, а также и демонстративная праздность.

Костяком, на котором основывается позитивная репутация, теперь является денежная сила. Логично, что теперь необходимо демонстрировать наличие денежных средств. Это возможно, благодаря праздности и демонстративному потреблению.

Производственная трудовая деятельность постепенно становилась показателем более низкого положения в обществе. Она воспринималась будто унижающая личное достоинство индивида. Для того чтобы заполучить и сберечь авторитет среди других людей, только обладания властных полномочий и состоятельности недостаточно. Для этого богатство и власть необходимо сделать самоочевидным, потому что почтение будет оказываться только лишь после предъявления соответствующих доказательств. Праздное существование представляет собой максимально наглядное, веское и убедительное подтверждение наличия денежных средств, а, следовательно, и превосходства силы в целом. Квазимиролюбивая стадия производства может быть охарактеризована учреждением налаженной системы рабского труда. С этого момента отличительной особенностью в жизни Праздного Класса становится демонстративное избавление от всяческой полезной деятельности. Воздержание от труда является свидетельством обеспеченности, состоятельности, а также представляют собой доказательство общественного положения. Повсеместно, где начинает срабатывать критерий демонстративной праздности, появляется и второстепенный праздный слой. Он крайне беден, но все равно не способен снизойти до прибыльных занятий. Чаще всего это либо те люди, которые достаточно недавно обанкротились и ещё не могут привыкнуть к своему новому положению. Либо группа индивидов, которые стремятся выдать желаемое за действительное и, не имея достаточных запасов и пассивных доходов, ведут праздный образ жизни. В последствии они, разумеется, могут быть разорены.

Дело в том, что термин праздности не имеет ничего общего с леностью. Он только лишь подразумевает непроизводственное использование времени. Институт Праздного Класса зарождается вместе с институтом собственности, который появлялся с возникновением собственности на других людей. Среди них были пленники после завоеваний, жертвы долгового рабства и, главным образом, женщины. В результате они становились не только прислугой, но иногда и женами господина. Однако их праздность ключевым образом отличается от полноправной праздности господина. Основное различие заключается в том, что за женой или прислугой все равно закрепляются особенности достаточно непростого труда (женщины занимались обслуживанием своего господина и обстановки в доме). Именно поэтому праздностью это можно назвать только лишь в том смысле, что представители настоящего пласта исполняют относительно небольшую производственную работу. Таким образом, возникает ещё один побочный, или, иначе говоря, производный праздный слой. Его функция заключается в представлении праздности подставным образом, с целью повышения почета первичного праздного класса. Подразумевается, что чем богаче сам человек, тем богаче его окружение: жена, дети, слуги и тем они многочисленнее.

Для того чтобы наглядно показать и подтвердить собственную праздность в глазах окружающих, зарождается феномен праздного потребления. Для общества это служит дополнительным доказательством благородного происхождения и высокого положения личности. Например, черная икра используется людьми высших сословий не столько как средство утоления голода, сколько показатель праздности, потому как стоит она довольно дорого. Кроме того, праздное потребление касается не только образа жизни, питания и развлечений человека. Оно зачастую влияет и на воспитание, образование и духовное развитие личности.

Однако помимо стремления к праздности, в каждом человеке наличествует инстинкт мастерства. Этот инстинкт ограничивает человека, не позволяя ему (в особенности на миролюбивой стадии) проявлять обыкновенную расточительность. Для того чтобы расстаться с деньгами, индивиду необходима хотя бы показная цель. Здесь вполне можно использовать все тот же пример с черной икрой, когда человек стремится её употреблять якобы не потому что она так дорого стоит, но по причине голода.

Кроме того, до тех пор, пока производственная трудовая деятельность продолжает выполняться наемными работниками или вовсе рабами, люди продолжают воспринимать её как унизительную, что препятствует инстинкту мастерства оказывать серьезное влияние. Однако в тот момент, когда квазимиролюбивая стадия преобразуется в миролюбивую производственную стадию, чертами которой являются наемный труд и денежная оплата, инстинкт мастерства вырабатывает убеждения индивидов относительно того, что достойно поощрения.

Получается, своей теорией Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Зачастую последующие поступки приводят к расточительству, что, в свою очередь, может привести и к банкротству. Происходит так, потому что высшие почести возводятся тем группам, кто, благодаря контролю над частной собственностью, извлекает из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. Отсюда напрашивается заключение: рыночную экономику будет характеризовать не столько результативность, эффективность и соответствие поставленным целям, сколько демонстративное расточительство, преднамеренное снижение объемов производительности и завистливое сопоставление.

Так что же такое демонстративное потребление? В первую очередь, это потребление товаров и услуг сверх необходимости. Например, все мы привыкли к фразе «автомобиль не роскошь, а средство пере6движения». Однако приобретение слишком дорой автомашины, обладающей свойствами, в которых нет необходимости (как правило, это какой-то особенный дизайн) или нескольких автомобилей - это демонстративное потребление. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими начинает отличать человека от окружающих (возникает эффект завистливого сравнения).

Демонстративная праздность, если следовать аналогии, - это непроизводственное потребление времени, которое осуществляется соответствующим образом. Самыми яркими примерами могут послужить изучение иностранных языков или обучение игре на фортепиано. Вряд ли человеку в жизни будут необходимы эти навыки (в особенности, если это будут уже неиспользуемые или просто редко употребляемые наречия), так что подобное образование - пример праздного потребления времени.

Помимо демонстративной, существует ещё и подставная праздность. Она представляет собой некоторого рода подставное использование как времени, так и каких-то материальных ценностей в таком количестве, какое необходимо для выполнения нормы денежного благополучия.

Соответстве6нно, в этой теории критерием, разделяющим общество на классы, является стимул к конкуренции. Этот же стимул, а также и само соперничество приводит общество к возникновению частной собственности. Ведь конкуренция - это желание показать, что индивид в чем-то преуспел в большей степени, чем остальные. И, завладев большим объемом имущества, он свое богатство (или удачу) может продемонстрировать.

Хотелось бы внести некоторые пояснения к тому, что говорилось выше. Немного подробнее об основных исторических стадиях человеческого развития, которые выделял Торстейн Веблен:

1. миролюбивая;

2. хищническая;

3. квазимиролюбивая.

Дело в том, что на различных этапах человечество жило в обстоятельствах взаимного сотрудничества. Ранее, как представлялось автору концепции, не существовало ни собственности, ни обмена или механизма цен. Этот этап жизни человечества Торстейн Веблен назвал миролюбивой стадией. Уже впоследствии, когда был накоплен избыток материальных благ, военачальники и жрецы нашли выгодным править остальными людьми, потому что к этому момента часть населения была освобождена от необходимости участвовать в производственном процессе. Таким образом, и началось зарождение института праздного класса. По мере того, как мирные занятия исчезали, уступая место грабежам и военным походам, начинала зарождаться хищническая стадия развития. Именно на этом этапе развития и начал подавляться генетически свойственный индивиду инстинкт мастерства. Если прежде человек боролся с природой, то теперь ему приходилось сражаться в основном с другими людьми. В центре нового образа жизни появилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман.

И последняя стадия человеческого развития вступает в свои права тогда, когда люди принимаются маскировать собственную хищническую природу. То есть в более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся миролюбивые навыки только хоронились под маской мирных форм поведения. К этому моменту окончательно установилась общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды. Внешние признаки отличий содержались в выставленном напоказ безделье и потреблении, которое было рассчитано на демонстрирование богатства.

Однако, несмотря на объективно различающееся материальное положение представителей различных классов, Веблен акцентирует внимание читателей на том, что различия между классами представляют собой исключительно различия в сознании.

Конечно, помимо различий в сознании, имеются ещё и вещественные символы социального статуса. Обычно это такие предметы потребления, которые свидетельствуют косвенным способом на принадлежность личности к тому или другому классу посредством характеристик потребления человека.

 

Лекция 20
Социология труда

Труд представляет собой обязательно целесообразную человеческую деятельность, на нем основывается жизнедеятельность людей. Сегодня труд предполагает определенную общественную форму, определенные отношения индивидов в ходе трудовой деятельности. Вследствие этого история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. А главное, труд - это природное и ключевое условие жизнедеятельности человека. В широком понимании, под трудом подразумевают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Ключевые формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали. Ценность труда в развитии человека и общества заключается не только в прямой пользе от создания материальных и духовных ценностей. Кроме этого, в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, обогащает свои знания. Творческий характер труда проявляется в новых идеях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда и других прогрессивных технологиях, которые уже ведут к созреванию новых потребностей.

Социология труда - одна из практически важных отраслей социологического знания, разработанных в прошлом. На сегодня, социология труда - наиболее развитая область российской социологии. Это повлияло на появление некоторых экономических специальностей. Например, в 1987 году во многих вузах специальность "социология и экономика труда" заменила "экономику труда". А это показатель того факта, что без социального знания уже невообразим продуктивный процесс руководства в трудовом коллективе.

Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Социология труда представляет собой одну из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.

Целью социологии труда является исследование социальных явлений, процессов, а также разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Основная задача социологии труда заключается в расширении знаний о реально имеющейся деятельности, а также содействии утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Кроме того, социология труда ставит перед собой следующие подзадачи:

· Исследование и оптимизация социальной структуры общества и трудового коллектива.

· Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

· Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

· Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

· Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

· Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

Трудовая деятельность всегда вплетена в определенные социально-экономические обстоятельства, локализована во времени и пространстве, а также связана с конкретными социально-профессиональными группами. Оттого социальные форма и условия труда, его социальная организация так интересуют социологов.

Рынок труда действует в границах конкретного экономического пространства и представляет собой механизм связей между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и потенциальным работником, который предлагает свою рабочую силу в данный момент. На рынке труда существует специфический, несвойственный другим ситуациям предмет. Это обмен квалификации, знаний, умений, способностей и времени человека на заработную плату и прибыль. Таким образом, индивиды, которые продают и покупают труд и составляют рынок труда.

Его главные компоненты: биржи труда, государственный фонд содействия предпринимательству, фонд занятости, центры подготовки кадров, коммерческие центры бизнеса, пенсионный фонд и другие организации.

Для того чтобы человек приступил к трудовой деятельности или вступил в трудовые отношения, его необходимо мотивировать.

Мотив - это побуждение индивида, социальной группы или общности людей к активной деятельности. Этот позыв напрямую связан с целью удовлетворить определенные потребности, которые, в свою очередь, можно определить как заботу личности о достатке необходимых условий для собственного существования и самосохранения.

Мотивы в сфере трудовой деятельности могут служить для реализации многообразия функций, которые оказывают влияние на поведение работника. К этим функциям принято относить следующие пять:

· Оправдательная, когда в мотиве закладывается отношение индивида к должному, к нормируемому снаружи стандарту, эталону поведения, социальной и нравственной норме.

· Направляющая, когда мотив ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.

· Мобилизующая, когда при необходимости мотив концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности.

· Смыслообразующая, когда мотив обусловливает субъективный смысл данного поведения работника, выявляя его личностный смысл.

· Опосредующая, когда мотив появляется на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их воздействие на поведение.

Наиболее популярная теория о мотивации и потребностях - пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Он говорил, что все потребности можно разделить на следующие группы:

1. Физиологические потребности;

2. Необходимость безопасности;

3. Любовь и сопричастность;

4. Уважение и самореализация.

Здесь они перечислены в иерархическом порядке, начиная от самых основных. Другими словами, после удовлетворения физиологические потребности, для личности возрастет актуальность безопасности и так далее.

Кроме основных потребностей, человеком может двигать интерес - определенное выражение осмысленных потребностей.

Трудовая деятельность помогает реализовать следующие потребности и интересы:

1. Потребность в самоуважении (для её удовлетворения индивид может осуществлять добросовестную трудовую деятельность вне зависимости от контроля трудовой деятельности и установленной заработной платы, руководствуясь стремлением получения позитивного мнения о себе как о личности и работнике);

2. Потребность в самоутверждении (чтобы её реализовать, работник может выдавать высокие количественные и качественные показатели в труде для того, чтобы его одобрили и повысить авторитет, получить похвалы, положительное отношение к себе со стороны окружающих);

3. Потребность в признании и социальной роли (хорошая работа для личности в данном случае становится способом «быть кем-то»);

4. Потребность в самовыражении, собственной активной позиции (в данном случае труд представляет собой самоцель, а также актуально стремление к поддержанию здоровья через активность);

5. Потребность в продолжение рода и самовоспроизводстве (цель реализуется через труд косвенно, зарабатывая деньги, индивид повышает благополучие семьи);

6. Потребность в досуге и свободном времени;

7. Потребность в стабильности;

8. Потребность в общении;

9. Потребность в социальном статусе;

10. Потребность в социальной солидарности (здесь через труд личность реализует свое желание «быть как все» и проявлять собственную добросовестность перед партнерами и коллегами);

11. Материальные интересы (интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей).

Потребности по-другому можно назвать стремлениями к реализации ценностей. Среди ценностей различают ценности-цели (то есть терминальные, они воспроизводят стратегические цели существования человека: здоровье, любовь, занимательная работа и другие) и ценности-средства, которые представляют собой средства достижения целей.

Характер трудовой деятельности влияет на техническое и экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, а также социальные различия в общественном положении, социальном статусе, материальном благополучии, использовании свободного времени и тому подобных характеристиках. Чиновник, ученый, бухгалтер, учитель, рабочий, фотограф, строитель, уборщица - социально-профессиональные различия между представителями этих профессий основываются в первую очередь на характере труда.

Таким образом, в ходе любого исследования социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе характер труда, как совокупный, так и индивидуальный, должен быть учтен первым делом.

Содержание труда предопределяет конкретную трудовую деятельность, степень физического и интеллектуального напряжения, конструктивные обязанности, санитарно-гигиенические условия и остальные соответствующие характеристики. Труд рабочих в авиации, фотоателье, магазине, строительстве, на сборочном конвейере, железной дороге различается по содержанию, которое, в свою очередь, в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, индивидуальными характеристиками каждого работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

При проведении социологических исследований содержания трудовой деятельности можно использовать такие разделения, как, к примеру, ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то можно выделить более подробные градации: простой ручной труд и сложный ручной труд (основанный на длительной подготовке и мастерстве работника), простой и сложный механизированный труд, простой и сложный автоматизированный труд.

Кроме того, содержание труда может значительно повлиять на индивидуальное отношение человека к работе, которую он выполняет. В частности, если среди трудящихся, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность осуществляемой деятельностью до ста процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах - только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезные затруднения.

В каждом государстве состав трудящихся может значительно различаться - люди предпочитают различные профессии. Например, в России очень много ремонтников. В промышленной среде приходится держать миллионы ремонтников для того, чтобы своевременно обслуживать оборудование, которое эксплуатируется длительными периодами и устаревает не столько морально, сколько физически. Количество людей, которые занимаются изготовлением запасных частей и ремонтом оборудования значительно превышает численность работников, занимающихся выпуском новых устройств. Аналогичная ситуация происходит и с производственными мощностями. Поддержание в рабочем состоянии сотен тысяч километров магистральных нефтепроводов и газопроводов становится для России настоящей проблемой.

В этой лекции были рассмотрены только наиболее ключевые характеристики содержания труда, которые должны быть учтены в социологическом исследовании социальных проблем труда и трудовой деятельности.

Разуметься, несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации, образования работников тоже необходимо учесть. Основная тенденция - происходит отставание уровня профессиональности, качества трудовых ресурсов от определенного содержания труда, однако в реально существующих обстоятельствах уровень квалификации работников является завышенным. При условии нехватки работников многие руководители, стремясь удержать работников, преувеличивает их действительную квалификацию, для того чтобы иметь причину платить более высокую заработную плату. Эта проблема имеет отношение к работникам и физического, и умственного труда. Те люди, которые владеют несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, обыкновенно, качественней выполняют порученную работу.

В современных условиях больше всего содержание труда могут охарактеризовать два фактора:

1. Баланс физических и умственных нагрузок в процессе труда. При возрастании процента умственного труда, повышается и богатство содержание труда, а значит и его привлекательность для работника, и удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях.

2. Соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше уровень профессиональной квалификации, тем больше потребность участия в формировании управленческих решений. Искусство управления заключается в том, чтобы сориентировать исполнителей для выбора нужного решения. Иногда может быть полезно, делегировать долю управленческих функций.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 15. Расовое и этническое неравенство | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.288 сек.