Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В контексте формирования социального порядка

Идеология и структура социального построения

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Вопросы к самопроверке

1. Назовите цель и способ идеологии социал-демократии.

2. Какие ментальные элементы характерны для белорусской нации? Совпадают ли они с установками восточно-православной (русской) цивилизации?

3. Какая идеология, на Ваш взгляд, обладает наибольшим косолидирующим потенциалом?

4. Согласны ли Вы, что социал-демократия имеет стратегический шанс стать завершающей идеологией в эволюции социального строительства?

 

На основании рассмотренных идеологических концепций системы личность – общество можно структурировать логику образования социума:

 

идеология-знание государство-власть

ведущий социальный

социал.субъект интерес капитал-прибыль эк. институты-деньги

 

социальный социальная этика

порядок политика и право

 

Ведущий социальный субъект обладает парой необходимых и первичных социальных ресурсов – материальным (стратегические средства производства и их прибыль) и идеальным (связка идеология-знание). На данном фундаменте он создает институциональный инструмент государственной власти и на правовой базе легитимизирует собственную идеологию и этику осуществлением определенной социальной политики в плане построения социального порядка, приз-ванного, в первую очередь, удовлетворить и поддержать исходный социальный интерес.

Логика этой структуры является, по существу, каркасом всего социального функционирования на целемотивационном идеологическом фундаменте.

Экономику следует признать первичной социальной сферой с точки зрения формирования важнейших социальных ресурсов (капитал-прибыль) и инст- рументов (денег), а также в аспекте создания ведущих классовых субъектов. По-литика же утверждается первичной социальной сферой по критерию главенства социальной цели (социальное строительство-управление) и тоже по ресурсно-инструментальному статусу (идеология-знание, власть).

Можно составить структурно-динамическую модель системы личность – общество, содержащую следующие социальные элементы:

· всеобщее социальное пространство в координатах «социальные субъек- ты – идеология». Активизация социальных субъектов на мотивационном основании своих социальных интересов и в контексте идеолого-мировоззренческого антагонизма конструирует определенный социальный порядок в русле утверж- денного идеологического базиса.

Социальный порядок как результат социальной политики содержит:

· иерархию социальных субъектов (в том числе и экономико-политичес-кую) с установлением ведущей социально-позиционной группы, обладающей всеми необходимыми социальными ресурсами для построения личностно-обще-ственной системности и её управления;

· общественную культуру как совокупность социальных объектов, имею-щую свою структуру, функциональность и динамику (например, движение экономической связки капитал – товар – прибыль). Важнейшим идеальным элементом данной составляющей социального порядка является этика ведущего социа- льного субъекта, которая выходит за свои границы и становится общественной (то есть – объективизируется) в смысле социальной доминантности;

· модальную систему личности, приобретающую «праксиологическую вооруженность» по мере формирования социальных интересов и ценностных ориентаций. Это происходит на поле социального порядка, где активизированы коллективно-общественные факторы субъектной социализации.

Качество социального порядка определяется структурным единством между модальной личностью (элементарным социальным субъектом) и связкой общественная мораль-социальная иерархия в аспекте их соответствия. Например, социальная политика ведущего социального субъекта состоит в формировании на базе определённых идеологических принципов экономико-политичес-кого неравенства и модального типа личности, который предельно ему соответствует своей способностью бороться и занимать там высшие позиции. С другой стороны, ведущий субъект всевозможными методами пытается нейтрализовать другие личностные типы, тоже сформированные практикой его идеологии, но несущие потенциал революционности своей социальной отчуждённостью. Это одна из принципиальных составляющих социального порядка, определяющая его устойчивость в системном единстве личности и общества.

Таким образом, идеология, являясь сегодня исходной формой выражения социального интереса, функционирует созидательным источником, а также эталоном в социально-политическом строительстве. И именно поэтому, «когда раз-рушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство ни казалось сильным и грозным» [1. С. 5].

Если первичность идеологии в экономико-политической сфере очевидна, то её связь, например, с религией носит относительно скрытый характер. Ранее религия подчиняла себе политические принципы и знание, однако на научно-идеологической стадии социальной эволюции их причинно-следственное соотношение меняется полярно. И сегодня с именем Бога, но на идеологическом фундаменте ведут борьбу с капитализмом и стремятся сохранить традицию или, наоборот, расширяют олигархические капиталы и разрушают тысячелетние нор-мы.

Идеология создает, по существу, социальное содержание Бога, полностью исключая в нем образ, «вместивший в себя все бессилие дикаря перед Природой». Идеология окончательно «опускает» Творца на землю, делает его Человеком общественным, определяя тем самым социальную функциональность религии. Она стремится освободить социально-религиозную идею от формальной оболочки церковной институциональности, раскрывая религиозное содержание социальной конкретикой и придавая вере новый, спасающий её от автономного угасания, жизненный силовой источник – научное знание.

Свою формирующе-связующую роль по отношению ко всем видам лично- стно-общественного социума идеология способна осуществлять исключительно на основании свойств собственных принципов, которые определены в своей логике развития от фундаментальности к практической конкретике, не теряя качества всеобщности.

Социальный элемент с таким набором свойств и соответствующей функциональностью появился в социальной истории по мере развития производите- льных сил и является свидетельством значительного социального прогресса, который, по сути, с этой точки зрения вышел на свою конечную стадию. Исторические предшественники идеологии – мифология, религия и философия – таким сочетанием не обладали и не могли выполнять формирующе-структурирующее социальное предназначение полноценно.

Прогресс в развитии социально-гуманитарной мысли характеризуется постепенным и окончательным разрывом с легендарно-повествовательной героикой и сверхестествием самых ранних, архаичных форм сознания, приобретением способности его высших видов к объяснению социальных законов и рациональному прогнозированию, системной активности во всех социальных сферах, но главное – к перспективе построения максимально стабильной и устойчивой личностно-общественной системы на некоторой идеологической базе, дающей возможность создания общенародного единства социальных интересов, в том числе даже в плане геополитики.

Здесь заключена эволюционная функция идеологии. Возникшая на фунда- менте объективного социального антагонизма, она парадоксально «завершит» социальную историю всеобщим социальным объединением, предоставив, таким образом, человечеству исключительную возможность оптимального, цивилизационно взаимовыгодного творческого сотрудничества и, вообще, оставит социа- льному миру шанс жизнесохранения в консолидационном русле международной солидарности.

Такая «утопия» возможна только благодаря диалектике социально-гума-нитарного знания, особенно активности её хронологически последних принципов системности, детальной конкретизации социального и логичности централизации. Данные принципы впервые становятся определяющими инструментами познания именно на идеологической стадии социальной эволюции, трансформируя саму познавательную функциональность: если «до сих пор философы лишь различным образом объясняли мир, то сегодня дело заключается в том, чтобы его изменить».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И белорусская социологическая эмпирика | И проблема индивидуальности личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.