Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к самопроверке




 

Схематизируйте логику образования социума и объясните её.

Почему экономика и политика признаются важнейшими социальными сфе-рами?

Назовите элементы социального порядка.

В чем заключена устойчивость социального порядка? Укажите причины и виды отчуждения личности от общества.

Объясните влияние идеологии на религию.

Назовите функции идеологии в социуме.

Определите последовательно этапы развития социально-гуманитарной мысли.

Объясните содержание прогресса социально-гуманитарной мысли.

Назовите основные составляющие диалектики как системы принципов науч-ного познания.

Дайте определение социально-системной трансформации.

Поясните стратегические причины социальной эволюции в марксизме, либерализме и национализме.

Перечислите обязательные признаки социально-системной трансформации.

Объясните функциональное назначение и главное свойство индивидуальнос-ти личности. На логике какого фундамента она составляется?

 

 

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Абстрактный гуманизм – всеобщее человеколюбие; любовь по отношению ко всем социальным субъектам без исключения в контексте нейтрализации социальной ненависти; качество либеральной нравственности, связанное с всепрощением и долготерпением. Классово-национальная традиция рассматривает абстрактный гуманизм как утопию и лозунг либеральной пропаганды.

Амбивалентность – двойственность, дуальность.

Гипертрофия – значительноеповышение функциональной роли определенного социального элемента (субъекта или объекта).

Гносеология – теория и процесс научного познания.

Имманенция – неизменноефундаментальноесвойство, присущее опреде- лённому социальному элементу и исходящее из качества его системности.

Космополитизм – составляющая либеральной нравственности в виде отсутствия чувства Родины. Противоположен традиционному патриотизму.

Метафизический характер менталитета – в данном контексте имеется в виду, что существование менталитета как идеального элемента общественного сознания и личности ещё хронологически не проверено опытом. Менталитет может быть признан достаточно достоверным и зафиксирован научно лишь пос- ле выполнения своей стратегической функции по мере социальной эволюции.

Модальная личность – среднестатистический социальный тип личности, наиболее характерный для определённой общественной формации.

Номинализм – направление философской мысли, устанавливающее прио- ритет единичного и отрицающее возможность формирования нового системного качества в процессе интеграции отдельных элементов. Номинализм в социологии базируется на философии субъективного идеализма, который утверждает первичность личности в социальном строительстве и социальной эволюции. Прямо связан с либерально-идеологическим принципом атомизации социального и противоположен холизму.

Праксиологическая вооруженность личности – формирование у человека социальных интересов и ценностных ориентаций по мере его социализационного развития, а также приобретение человеком опыта и поведенческих навы- ков в социальной жизни.

Протекционизм – комплекс мер национальной и социалистической внеш-ней экономической политики по созданию льготных условий функционирования для отечественных экономических институтов.

Социальная мобильность – движение социального субъекта в социальной иерархии (в частности, экономико-политической) с помощью определенных социальных факторов.

Социальность – свойство системы личность – общество, обозначающее её конкретную идеологическую модель-формацию.

Социологический позитивизм – направление социологической мысли, представляющее либеральную социальную эволюцию в контексте объективного идеализма («неклассический либерализм»). Теории Огюста Конта, Эмиля Дюрк- гейма и Герберта Спенсера составляют движение социума к капитализму на основании качественного изменения общественного сознания от традиционности к либеральной этике. Утверждает вторичность личности и базируется на философии холизма.

Философская субнаучность – имеется в виду время приоритета абстрак-тной философской мысли в социально-гуманитарном знании. По сути, это эпоха Просвещения, когда социально-гуманитарная мысль уже значительно отошла от религиозности Средневековья, но ещё не оформилась как научная система по мере диалектического процесса социологической конкретизации.

Холизм – направление философской мысли, утверждающее образование нового коллективного качества в процессе системной интеграции единичного. Социология холизма на этом основании определяет объективный приоритет коллективно-общественного в социальной эволюции и социальном строительст-ве и в этом контексте устанавливает абсолютную зависимость личности в соци- уме. С холизмом тесно связаны марксизм, национальная идея и западно-социо-логический позитивизм. Противоположен номинализму субъективного идеализ- ма.

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

Тема 2. Становление и развитие социологии (семинар 1):

· социально-философская абстрактность и социологическая конкретика: критерии и рубежи перехода;

· классификация социологических теорий;

· философско-идеологическое основание типологии социологической мысли;

· логика и основные этапы развития либеральной социологии;

· социологическое становление общинно-традиционалистского знания.

 

Тема 3. Общество, культура, личность (семинар 2):

· социальные потребности и интересы личности;

· ценностные ориентации как высший элемент личностной системности;

· личностная мотивация и общественный прогресс в теории М. Вебера;

· классическая система личности;

· менталитет личности;

· социальные качества и социальный тип личности;

· социальные факторы формирования личности;

· либидо и культура общества в социологической теории З. Фрейда;

· идеология и культура общества.

 

Тема 4. Социальные изменения (семинар 3):

· социальная эволюция в марксистской идеологии;

· социальная эволюция в либерализме;

· социальная эволюция в западно-социологическом позитивизме;

· объективный идеализм и вектор социальной эволюции в национальной идее;

· динамика развития личности и этапы её социализации;

· процесс социально-системной трансформации: определение и свойства;

· диалектика и эволюция социально-гуманитарного знания.

 

Тема 5. Социальное взаимодействие (семинар 4):

· социальная связь и её типологизация;

· социальное действие и социальные отношения;

· социальное действие в теориях М. Вебера и Т. Парсонса;

· социальная коммуникация и её виды.

Тема 6. Социальное поведение (семинар 5):

· личностно-общественное единство;

· отчуждение личности и его виды; девиантное поведение;

· социальная аномия в теории Р. К. Мертона.

 

Тема 7. Социальная структура общества (семинар 6):

· социальные признаки и социальные группы;

· социальная иерархия общества;

· социальный статус субъекта и социальная роль;

· экономические признаки и иерархия экономических групп;

· система производственных отношений и её группы;

· политические признаки и политическая иерархия.

 

Тема 10. Социальное управление (семинар 7):

· логика социального функционирования;

· цель, ресурсы, средства и инструменты социального управления;

· социальный порядок;

· постиндустриализм и приоритет социального управления;

· толпа и метод её формирования.

 

Тема 12. Методы сбора социологической информации (семинар 8):

· методы сбора социологической информации;

· опрос как метод сбора социологической информации;

· социологическое анкетирование и интервью;

· одномерный статистический анализ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.