Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продажа товаров на рынке




 

Товары Количество проданных товаров, тыс. Цена за единицу товара, руб. Индивидуальные индексы цен    
    Январь Апрель Январь Апрель
    q0 q1 p0 p1
Картофель, кг Молоко, л Яйцо, шт.     4,0 6,0 1,4 5,0 5,0 1,2 1,25 0,83 0,86

Решение:

1. Агрегатный индекс цен Пааше:

или 102,8%

Индекс показывает, что в апреле по сравнению с январем цены на данную группу продуктов на рынке выросли в среднем на 2,8%.

Из-за повышения цен население (покупатели) фактически пе­рерасходовали средств:

тыс.руб.

2. Агрегатный индекс цен Лайспейреса:

или 99,1%

Индекс показывает, что в апреле по сравнению с январем цены на рынке не на все продукты, а только на январскую группу, сни­зились в среднем на 0,9%.

Условная (т.е. только на январскую группу товаров) экономия средств населения (покупателей) от повышения цен составила:

тыс.руб.

3. По имеющимся данным можно исчислить индекс физиче­ского объема проданных товаров (товарооборота):

или 95,2%

Следовательно, физический объем проданных товаров (товаро­оборот) в апреле по сравнению с январем уменьшился на 4,8%, или на 2170 - 2280 = - 110 тыс. руб.

Рассмотрев индекс цен, аналогично рассуждаем и при по­строении всех других индексов качественных показателей.

Производство любой продукции связано с материальными за­тратами (сырье, топливо, энергия, износ оборудования и инстру­ментов и пр.), а также с оплатой труда работников предприятий.

Сумма затрат в денежном выражении, связанных с произ­водством и реализацией продукции или выполнением опреде­ленных работ, составляет издержки производства. Издержки производства производственных предприятий выступают как се­бестоимость продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — важнейший пока­затель эффективности деятельности предприятия, представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производ­ства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, мате­риалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Очевидно, чем экономнее расходуются материалы, энергия, чем меньше другие виды материальных затрат, чем правильнее органи­зованы труд и его оплата, тем меньше себестоимость продукции.

Себестоимость является частью отпускной цены продукции, и следовательно, стоимости продукции. Снижение себестоимо­сти продукции (работ, услуг) без ущерба для ее качества или снижение ее удельного веса в полной стоимости продукции - важное условие обеспечения конкурентоспособности товара на рынке, источник получения дополнительной прибыли.

Индекс себестоимости продукции характеризует среднее изменение себестоимости единицы продукции отчетного периода по сопоставимому с базисным периодом кругу продукции. Фор­мула агрегатного индекса себестоимости продукции имеет вид:

(8.12)

 

где ∑ q1 z1 — затраты на производство продукции отчетного периода;

q1 z0 — затраты на производство той же продукции, если бы

себестоимость единицы продукции осталась на уров­не базисного периода.

Рассчитанный по формуле (8.12) индекс себестоимости по­казывает, во сколько раз уменьшился (возрос) в среднем уро­вень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его снижение (рост) в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Если из значения индекса себестоимости вычесть 100%,т.е. (Iz-100), то разность покажет, на сколько процентов в среднем уменьшился (возрос) уровень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде.

Разность между числителем и знаменателем характеризует экономию (—), перерасход (+) в затратах от снижения себестои­мости единицы продукции:

Как указывалось выше, наряду с агрегатными индексами общие индексы могут быть построены как средние взвешенные из индивидуальных, тождественные агрегатным.

Покажем преобразование агрегатного индекса качественного показателя в средний гармонический и средний арифметический на примере индекса цен.

В тех случаях, когда неизвестны отдельные значения q1 и p1, но дано их произведение q1 p1, (товарооборот текущего периода) и индивидуальные индексы цен ,а сводный индекс должен быть исчислен с отчетными весами, — применяется средний гармонический индекс цен. Причем, индивидуальные индексы должны быть взвешены таким образом, чтобы средний гармони­ческий индекс совпал с агрегатным. Из формулы определяем неизвестное значение

, подставляем его в знаменатель агрегатной формулы (8.9) и получаем средний гармонический индекс цен, который тождественен формуле Пааше:

 

(8.13)

Весами индивидуальных индексов ip в этом индексе служит

стоимость отдельных видов продукции отчетного периода в це­нах того же периода q1 p1 .

Если из индивидуального индекса цен выразим цену отчетного периода p1= i0 p0 и подставим в числитель агрегат­ного индекса цен (8.10), то получим средний арифметический ин­декс цен, тождественный агрегатному индексу Ласпейреса:


(8.14)


Весами осредняемых индивидуальных индексов в этом ин­дексе служит объем товарооборота в базисном периоде (p0 q0).

Аналогично индексу цен исчисляются и средние индексы себестоимости продукции.

Рассмотрим применение среднего индекса цен на примере.

Задача 4. Пусть имеются данные о продаже товаров в магазине (табл.8.4).

Таблица 8.4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.