Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т.4.Финансовые ресурсы. Финансовое планирование и прогнозирование




Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъек­тов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслужи­вающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъекты и объекты финансовых ресурсов. Субъектами финан­совых ресурсов выступают: 1) домохозяйства; 2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами; 3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юри­дических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в соци­ально-экономических прогнозах страны.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые от­ношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

1) децентрализованные финансовые ресурсы, которые соз­даются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычлене­ния из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопле­ния капитала в форме амортизационного фонда, выручки от
выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также про­исходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);

2) централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Состав финансовых ресурсов. В состав финансовых ресурсов входят:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а так­же от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кре­дит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег,государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по Ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансы и финансовые ресурсы не тождественные поня­тия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.

Финансовые ресурсы, их формирование и использование на­ходит отражение в сводном финансовом балансе РФ.

Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ре­сурсы трех источников:

1) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2) средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.

 

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ре­сурсов на макро- и микро- уровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование – это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы – это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

– метод математического моделирования;

– нормативный метод;

– балансовый метод;

– метод коэффициентов;

– метод экстраполяции и др.

 

Т5. Содержание и принципы организации финансов предприятия, организация учета

 

Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и на­циональный доход.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации (предприятия) создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий.

Современные коммерческие организации (предприятия) фун­кционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяй­ствования, с жесткой конкуренцией. Основной целью их пред­принимательской деятельности становится не столько макси­мальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумноже­ние собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих орга­низаций (предприятий) возникают определенные финансовые от­ношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источ­ников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются Деньги. Финансовые отношения являются частью денежных от­ношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств.

Финансы коммерческих организаций (предприятий) это фи­нансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формиру­ется собственный капитал, целевые централизованные и децен­трализованные фонды денежных средств, происходит их распре­деление и использование.

Финансовые отношения. По своему экономическому содержа­нию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппи­ровать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания организации (пред­приятия) - связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала.
Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. Уставный капи­тал является первоначальным источником формирования произ­водственных фондов, приобретения нематериальных активов;

2) между отдельными организациями (предприятиями)
связанные с производством и реализацией продукции, возник­новением вновь созданной стоимости. К ним относятся финан­совые отношения между поставщиком и покупателем сырья, ма­териалов, готовой продукции и т.п., отношения со строитель­ными организациями при осуществлении инвестиционной дея­тельности, с транспортными организациями при перевозке гру­зов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финан­совый результат коммерческой деятельности:

3) между организациями (предприятиями) и их подразделе­ниями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) по поводу финансирования расходов, распределения и использования при­были, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на ор­ганизацию и ритмичность производства;

4) между организацией (предприятием) и ее работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и разме­щении акций и облигаций в акционерном обществе, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования тру­довых ресурсов;

между организацией (предприятием) и вышестоящей ор­ганизацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация при формировании, распределении и ис­пользовании централизованных целевых денежных фондов и ре­зервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследователь­ских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств, оптимизацией их использования и направлена на под­держку и развитие предприятий;

6) между коммерческими организациями (предприятиями)
связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных пред­приятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

7) между коммерческими организациями (предприятиями) и финансовой системой государства при уплате налогов и осу­ществлении других платежей в бюджет, формировании внебюд­жетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, при­менении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между коммерческими организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерче­ских банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании дру­гих банковских услуг;

9) между коммерческими организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

10) между коммерческими организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами в ходе размещения инве­стиций, приватизации и др. Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения.

Однако все они носят двусторонний характер, и их матери­альной основой является движение денежных средств. Движени­ем денежных средств сопровождается формирование уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Функции финансов коммерческих организаций. Финансам коммерческих организаций (предприятий) присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.

Посредством распределительной функции происходит форми­рование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроиз­водство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечи­вающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаро­производителей, хозяйствующих субъектов и государства в це­лом. С распределительной функцией финансов связано форми­рование денежных фондов и резервов коммерческих организа­ций (предприятий) посредством распределения и перераспреде­ления поступающих доходов. К ним относятся: уставный капи­тал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, ва­лютный фонд и др.

Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страхо­вых институтов.

При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъ­екта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воз­действии распределительных отношений на эффективность про­изводства. Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности, сложившуюся систему рас­пределительных отношений в коммерческой организации (пред­приятии) и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью обеспечения ее финансовой устойчивости. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов коммерческих организаций (предприятий).

Объективная основа контрольной функции стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполне­ние работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и де­нежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводствен­ный процесс (распределительная функция) и тем самым связы­вают воедино все фазы воспроизводственного процесса: произ­водство, обмен, потребление. Однако распределить и использо­вать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего раз­вития. От эффективности производства, снижения затрат, рацио­нального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.

Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

1) непосредственно хозяйствующий субъект путем всесто­роннего анализа финансовых показателей, оперативного кон­троля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, заказчи­ками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;

2) акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложениям денежных средств, полу­чением прибыли и выплатой дивидендов;

3) Министерство РФ по налогам и сборам в лице налоговых органов, которые следят за своевременностью и полнотой упла­ты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

4) Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, контролирующий финансо­во-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, ис­пользующих бюджетные средства;

5) коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

6) независимые аудиторские фирмы при проведении аудитор­ских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной дея­тельности коммерческих организаций и предприятий свидетель­ствует об эффективности применяемых форм и методов управ­ления финансовыми ресурсами. И. наоборот, отрицательный ре­зультат или его отсутствие говорят о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возмож­ности банкротства коммерческой организации (предприятия).

 

Т.6. Финансы коммерческих организаций

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовы­ми резервами.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реа­лизация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты неза­висимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирова­ния, направления вложения денежных средств с целью извлече­ния прибыли и приращения капитала, повышения благосостоя­ния владельцев фирмы.

Рынок стимулирует коммерческие организации (предприятия) к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созда­нию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации (предприятия) для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимо­отношения коммерческих организаций (предприятий) с бюдже­тами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необхо­димые налоги в соответствии с установленными ставками, уча­ствуют в формировании внебюджетных фондов. Государство оп­ределяет и амортизационную политику. Начисление амортиза­ции по основным средствам, приобретенным до 1998 г., проис­ходит по нормам, установленным законодательно. Законода­тельно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.

2. Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа
одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупае­мость затрат на производство и реализацию продукции, выпол­нение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие про­изводства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций (предприятий) от­носятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьез­ные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реали­зовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажир­ского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сель­ского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих от­раслей. Такие предприятия по мере возможности получают го­сударственную поддержку в форме дополнительного финанси­рования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

3. Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской дея­тельности проявляется не только ее участниками, но и государ­ством в целом. На уровне отдельных работников организации (предприятия) реализация этого принципа может быть обеспе­чена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения госу­дарством оптимальной налоговой политики, способной обеспе­чить финансовыми ресурсами не только потребности государст­ва, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельно­сти, экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.

Сама коммерческая организация (предприятие) может спо­собствовать реализации данного принципа соблюдением эконо­мически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, собственного капитала, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью организаций (предприятий), ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в настоящее время имеются слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер; из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации (предприятия) не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

4; Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и ре­зультаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законода­тельством. Организации, нарушающие договорные обязатель­ства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кре­дитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным организациям, не спо­собным отвечать по своим обязательствам, может быть приме­нена процедура банкротства.

Руководители организаций несут административную ответст­венность за нарушение налогового законодательства в соответ­ствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К отдельным работникам организаций (предприятий) при­меняется система штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.

Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

5. Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется усло­виями предпринимательской деятельности, сопряженной с оп­ределенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно, на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предпри­ниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском не­возврата денег в срок. Финансовые вложения организаций (предприятий) также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств либо получением дохода ниже предполагае­мого. Наконец, могут иметь место прямые экономические про­счеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансо вое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

Финансовые резервы могут формировать коммерческие организации (предприятия) всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Для акционерных обществ формирование финансового резерва установ­лено законодательно.

На практике из-за низких финансовых возможностей не все организации (предприятия) образовывают финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.

Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии, и для их реализации в каждой конкрет­ной экономической ситуации применяются свои формы и мето­ды, соответствующие состоянию производительных сил и произ­водственных отношений в обществе.

 

Т.7. Бюджет и бюджетная система РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное устройство страны характеризуется бюджетной системой и бюджетной классификацией.

Бюджетная система представляет собой совокупность всех бюд­жетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных фи­нансов.

Структура бюджетной системы определяется структурой государ­ственного управления. Сектор государственного управления в Рос­сии, как в республике с федеральным устройством, охватывает фе­деральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. В унитар­ных (единых) государствах существует два уровня управления: цен­тральный и местный (муниципальный).

Основные типы институциональных единиц, относящихся к сек­тору органов государственного управления, следующие:

федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппа­рат Президента Российской Федерации, аппараты федеральных ми­нистерств и ведомств; государственные учреждения здравоохране­ния, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды; учреждения (посольства, представительства, консульства) Российской Федерации за границей; региональные органы управления: органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерции аппараты президентов республик в составе Российской Федерации, аппараты исполнительной власти Российской Федерации; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, наука-финансируемые за счет бюджета субъектов Российской Федерации внебюджетные фонды, создаваемые субъектами Российской Федерации; представительства субъектов Российской Федерации;

Устные (муниципальные) органы управления: органы законодательной (представительной) власти, аппараты местной администрации, аппараты местной исполнительной власти; государственные учреждения здравоохранения образования, культуры и искусства, финансируемые из местного бюджета; внебюджетные создаваемые местной администрацией.

Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в ос­новном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

Соответственно бюджетная система Российской Федерации по своей структуре состоит из трех уровней. К первому относятся феде­ральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Ко второму -бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональ­ных государственных внебюджетных фондов. К третьему -- местные бюджеты. В унитарных государствах бюджетные системы являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные бюджеты не должны включаться в бюджеты членов Федерации, а в унитарных - соответственно в государственный бюджет.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных государ­ственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются соответственно в форме федеральных законов или законов субъек­тов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными ак­тами представительных органов местного самоуправления.

Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финан­сов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие це­левое назначение. Как правило, такие фонды создаются для реше­ния крупных проблем, требующих специального внимания со сторо­ны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюдже­та, капитализация доходов и займы.

Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фон­ды. В России к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социально­го страхования, Фонд обязательного медицинского страхования Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.

Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в Россия составляются и утверждаются на один финансовый год, соответствующий календарному году. При этом финансовые операции относятся к тому периоду времени, когда они действительно имели мест а не к бюджетному периоду, для которого они были утвержден.В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обязательствам будут отражать фактическое состояние бюджета.

 

Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов федерации образует консолидированный бюджет Российской Феде­рации. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фон­ды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составной частью бюджетной системы является также бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как это предусмот­рено Бюджетным кодексом (ст. 28 Кодекса), базируется на следующих принципах:

принцип единства бюджетной системы, предусматривающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной доку­ментации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансиро­вания расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;

принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих ви­дов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществ­лению расходов за органами государственной власти различных уровней;

принцип самостоятельности бюджетов, означающий:

право законодательных (представительных) органов всех уров­ней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств и определять источники финансирования дефицитов соответст­вующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм пре­вышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уров­ней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, за исключением случаев, связанных с изменение законодательства;

принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;

принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств, означающий необходимость достижения заданных результатов при минимальном расходе средств или достижения наи­лучшего результата с использованием определенного бюджетом объ­ема средств;

принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из источников финансирования не могут быть увязаны с определенными расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов;

принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проек­там бюджетов;

принцип достоверности бюджета, означающий надежность пока­зателей прогноза социально-экономического развития и реалистич­ность расчетов доходов и расходов бюджетов;

принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финан­сирование конкретных целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.