Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Формулировка проблемы

А. Осмысление проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречие между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.

1) Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анали­за от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив). Предварительный анализ проблемной ситуации:

а) внешние наблюдения;

б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации;

в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследовании;

г) свободные интервью с экспертами.

2) Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

3) Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

4) Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность):

- теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории б данной сфере;

- практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно измены (ясны) способы его практического осуществления.

 

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

1) Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок.

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

2) Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержание вопроса (установки).

3) Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необхо­димость строгих организаций, уточнений проблему путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задач исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов реше­ния поставленной проблемы.

В своей совокупности данные процедуры про­граммы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постановка исследовательской проблемы | Теоретико-прикладная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.