Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила группового анкетирования

Социльно-демографическая часть

Основная часть

Вводная часть

Титульный лист

Порядок следования вопросов

Содержание анкеты

· титул

· название анкеты

· идентификаторы

· обращение

· пояснения

· гарантии анонимности опроса

· что делать с анкетой

· благодарность

· расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные)

· принцип «воронки»

· «дымовая» техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение)

· пол

· возраст

· образование

· социально-профессиональное положение

· культурная идентификация (семья)

· национальность

· место жительства

1. Представиться

2. Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой

3. Пояснить гарантии анонимности

4. Ответить на вопросы

5. Ненавязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг-другу)

6. Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей

7. Оказывать помощь в заполнении анкеты

8. Организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет

 

Как правило, анкета состоит из четырех частей.

1. Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает всю необходимую информацию о цели исследования и правилах ее заполнения. Цели опроса объясняют популярно, но не пространно. После обращения кратко описывается то, что хочет получить исследователь от респондента: «Просим Вас принять участие в исследовании социальных проблем труда и производства. Нам важно знать, что Вы думаете о... Нас интересует также... Ваши суждения позволят лучше изучить...». Необходимо указать название организации, проводящей опрос.

Во введении обязательно указывают на анонимность опроса и правила заполнения. В зарубежной практике принято приводить примеры вопросов со сложной техникой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Информационная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности,

3. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой».

4. Заключительная часть - здесь выражается благодарность отвечающему за участие в исследовании.

Части 1 и 4 представляют собой вспомогательный аппарат анкеты, а части 2 и 3 - основной, базисный.

Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, напоминает матрешку. Она состоит из содержательных блоков, посвященных какой-то одной теме (условиям труда, участию в голосовании и т. д.), каждый строится по той же схеме, что и анкета в целом. Блоки сосуществуют на одном анкетном пространстве, которое организовано так же (или приблизительно так же), как и каждый блок в отдельности.

Действительно, в любом тематическом блоке вопросы строятся по определенной логике.

Вначале идет фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпетентных. В уважительной форме социолог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсуждаемой проблеме (нововведению). Перед каждым блоком должен стоять вопрос-фильтр. На практике их используют редко. Причина одна: подразумевается, что социальные проблемы касаются всех. В действительности так бывает далеко не всегда. Чем конкретнее сформулирован вопрос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и тем уже та категория респондентов, которой он адресован. А это достигается с помощью вопроса-фильтра. В принципе любой тематический блок должен открываться вопросом-фильтром. Но, оказывается, и анкета в целом содержит фильтр, обеспечивающий точность адресата на уровне выборочной совокупности. Функцию такого фильтра выполняет «паспортичка». После того как мы собрали и обработали на ЭВМ все анкеты, необходимо выяснить, насколько соответствует массив реально опрошенных респондентов теоретической модели выборочной совокупности. Опросили ли мы 139 специалистов в возрасте от 23 до 30 лет? Именно это число вошло у нас в предварительную модель выборки. А что оказалось на самом деле? Где взять данные? Конечно же, из «паспортички». Если в ней оказалось много «лишних», то данные опроса будут сильно смещены.

«Паспортичка» - фильтр для анкеты в целом. Она показывает социально-демографический и профессионально-квалификационный состав, который предусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о контролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных связей. «Паспортичка» особенно нужна и полезна в гетерогенных выборках. Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют респондентов на знающих об этом и не знающих, участвующих и не участвующих, имеющих отношение к этому и не имеющих и т. д. Как только респонденты разделились на «знающих», «участвующих» и «имеющих», задается прямой вопрос. Это могут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу...»? или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то ново введения (мероприятия и т.д.)»?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примеры. Принципы формулировки вопросов | Затем - о его мнении по поводу данного мероприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.