КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтетический учет
Для учета основных средств применяются бухгалтерские счета 10 «Основные средства» и 11 «Другие необоротные материальные активы». Счета является активными, основными, инвентарными. На дебете отображается поступление средств, на кредите — их списание. Сальдо, только дебетовое, показывает наличие средств на определенную дату по первоначальной стоимости.
Типовые бухгалтерские записи по счету 10 «Основные средства» представлены ниже.
Типовые бухгалтерские записи по счету 11 «Другие необоротные материальные активы» представлены ниже.
Вопрос 3: Документальное оформление операций по поступлению и выбытию(ликвидации) основных средств и других необоротных материальных активов.
Первичные документы по учету ОС утверждены приказом Министерства статистики Украины от 29.12.95г. № 352. Данным приказом утверждены 16 учетных форм: ОЗ-1 "Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств"; ОЗ-2 "Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов"; ОЗ-3 "Акт списания основных средств"; ОЗ-4 "Акт на списание автотранспортных средств"; ОЗ-5 "Акт № об установке, пуске и демонтаже строительной машины"; ОЗ-6 "Инвентарная карточка учета основных средств"; ОЗ-7 "Описание инвентарных карточек учета основных средств"; ОЗ-8 "Карточка учета движения основных средств"; ОЗ-9 "Инвентарный список основных средств"; ОЗ-14 "Расчет амортизации основных средств" (для промышленных предприятий);
ОЗ-15 "Расчет амортизации основных средств" (для строительных организаций); ОЗ-16 "Расчет амортизации для автотранспорта". Кроме вышеуказанных документов в бухгалтерию могут поступать и быть использованы и другие документы, подтверждающие покупку, приобретение ОС, их передачу, продажу. Это могут быть: накладные, счета, счета фактуры, грузовые таможенные декларации и пр. Приемка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этой цели приказом или распоряжением руководителя предприятия. Как правило, на предприятии создается постоянно действующая комиссия, в состав которой включают, например, главного механика, специалиста по строительству, инженера по технике безопасности, бухгалтера, работника, которому сдается под ответственность объект основных средств. Ввод в действие объектов основных средств, а также их покупку комиссия оформляет актом приемки- передачи(внутреннего перемещения) основных средств по форме №ОЗ-1, в одном экземпляре на каждый объект. Можно составлять один акт на несколько принимаемых объектов основных фондов, но это допускается лишь в отношении хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, принимаются одновременно и под ответственность одного и того же лица. Акт является единственным первичным бухгалтерским документом, в котором указывается состав комиссии, подробная характеристика объекта, источник приобретения (создания), год постройки или выпуска заводом, дата ввода в эксплуатацию, краткая техническая характеристика, результаты испытаний, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указывается также, кто принял необходимые сведения для начисления износа. В том случае, когда на предприятие поступают основные средства, бывшие в эксплуатации, в акте приемки- передачи указывают суммы износа. Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией после утверждения руководителем предприятия передается в бухгалтерию. Приемка законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений и увеличивающих их балансовую стоимость, оформляется актом приемки- сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов(форма № ОЗ-2). Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет стороннее предприятие, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр передают предприятию, производившему капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию.
На основании вышеперечисленных документов бухгалтерия открывает инвентарную карточку(ОЗ-6), присваивает объекту порядковый номер, который затем проставляет в акте приемки- передачи. Инвентарные карточки являются основанием для ведения аналитического учета основных средств. На основании инвентарных карточек контролируется наличие и сохранность объектов основных средств. Хранятся карточки в бухгалтерии предприятия, в картотеке или в алфавитном порядке или в разрезе классификационных групп или по инвентарным номерам. Если в процессе эксплуатации объекта был произведен ремонт объекта, его реконструкция, то в карточку должны быть занесены сведения о новой первоначальной стоимости. При выбытии объекта инвентаризационные карточки изымают и хранятся они отдельно в течении установленного срока. При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений предприятия, по которым затраты(издержки) учитываются отдельно, следует открыть наряду с общей инвентарной карточкой на объект(здание) в целом также справочные инвентарные карточки с пометкой «Для начисления амортизации» отдельно по каждому направлению затрат в соответствии с утвержденным распределением площади и балансовой стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями. Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки(записи в книгу) в бухгалтерии не хранится, а передается под расписку в соответствующие подразделения предприятия. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях(форма № ОЗ-7), которые ведутся бухгалтерией (в 1-м экз.) по классификационным группам(видам) объектов основных средств.
Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации, хранения) осуществляется в инвентарном списке(форма № ОЗ-9) у лиц, ответственных за их сохранность. Инвентарный список по местам нахождения основных средств и материально- ответственным лицам выписывается в 2-х экземплярах. Один экземпляр, подписанный работником бухгалтерии должен быть у материально- ответственного лица, чтобы работник знал, что за ним числится, за что он несет материальную ответственность. Второй экземпляр в бухгалтерии.. Предприятиям разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках, которые в этом случае выписываются бухгалтерией в двух экземплярах,- второй экземпляр передается по месту нахождения объекта. При перемещении объекта этот экземпляр вместе с накладной на перемещение(форма № ОЗ-1) передается по новому месту нахождения. Накладная на внутреннее перемещение основных средств из одного подразделения в другое составляется в двух экземплярах работником подразделения- сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у подразделения- сдатчика. Аналогичная накладная выписывается при передаче основных средств в эксплуатацию из запаса. Для контроля за движением основных средств в течение отчетного периода должна заполняться карточка учета движения основных средств (ОЗ-8). Такие карточки могут открываться на каждую классификационную группу: - машин и оборудования - транспортных средств - хоз. инвентаря и пр. В карточках, в течение года по месяцам отражается сведения о поступлении объекта по соответствующей группе(общей суммой), списание, выбытие объекта. Кроме того должен быть указан остаток на начало и конец каждого квартала. На карточках также отражается начисление амортизации за каждый месяц по группе. Данные этой карточки используются при составлении годовой финансовой отчетности предприятия. На предприятиях с небольшим количеством инвентарных объектов учет основных средств может быть организован в инвентарной книге или ведомости. Для учета движения других необоротных активов в настоящее время не разработаны типовые унифицированные формы первичных документов, поэтому для их учета можно использовать вышеперечисленные формы, а также типовые формы первичных документов по учету МБП. Если в ходе перемещения основных средств производится разборка его фундамента или какой- либо части объекта или демонтаж всего объекта, то это оформляется актом по форме № ОЗ-3. Для списания пришедших в негодность объектов основных средств, как и для приемки, создается специальная комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет акт на списание основных средств(форма № ОЗ-3), а при списании грузового или легкового автотранспорта, прицепа или полуприцепа- акт на списание автотранспортных средств (форма № ОЗ-4). В акте указываются: наименование объекта, его инвентарный номер, дата ввода в эксплуатацию, место эксплуатации, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа за период эксплуатации, обоснование необходимости списания с баланса. Также в нем определяются затраты по ликвидации объекта и стоимость материалов, которые должны быть оприходованы после совершения операции. В акте делается расчет результатов от ликвидации. При составлении акта на списание автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля, а при списании основных средств, выбывших в следствие аварии, к акту прилагается копия акта об аварии, а также объясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые относительно виновных лиц. Акт на списание составляется в двух экземплярах. После утверждения руководителем предприятия первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у материально- ответственного лица и служит основой для сдачи на склад полученных в результате ликвидации объекта материалов. На принятые в аренду объекты основных средств инвентарные карточки не открываются. Регистром аналитического учета у арендатора является полученная от арендодателя копия инвентарной карточки, которая хранится в бухгалтерии арендатора отдельно.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |