Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтетический учет

Для учета основных средств применяются бухгалтерские счета 10 «Основные средства» и 11 «Другие необоротные материальные активы».

Счета является активными, основными, инвентарными. На дебете отображается поступление средств, на кредите — их спи­сание. Сальдо, только дебетовое, показывает наличие средств на определенную дату по первоначальной стоимости.

 

Типовые бухгалтерские записи по счету 10 «Основные средства» представлены ниже.

Счет 10 "Основные средства" корреспондирует
по дебету с кредитом счетов: по кредиту с дебетом счетов:
13"Износ (амортизация) необоротных активов "  
15 "Капитальные инвестиции" 13 "Износ необоротных активов"
18 «Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие внеоборотные активы " 18 «Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие внеоборотные активы "
37 "Расчеты с разными дебиторами " 28 " Товары "
40 «Зарегистрированный (паевой) капитал" 37 "Расчеты с разными дебиторами "
41«Капитал в дооценках» 42«Дополнительный капитал»
42«Дополнительный капитал»  
46«Неоплаченный капитал» 85«Прочие затраты»
47«Обеспечение будущих расходов и платежей»  
48«Целевое финансирование и целевые поступления» 94«Прочие расходы операционной деятельности»
53«Долгосрочные обязательства по аренде» 97«Прочие расходы»
64«Расчеты по налогам и платежам» 99«Чрезвычайные расходы»
68 «Расчеты по другим операциям»  
74«Прочие доходы»  

Типовые бухгалтерские записи по счету 11 «Другие необоротные материальные активы» представлены ниже.

Счет 11 «Другие необоротные материальные активы»
по дебету с кредитом счетов: по кредиту с дебетом счетов:
13"Износ (амортизация) необоротных активов "  
15 "Капитальные инвестиции" 13 "Износ необоротных активов"
18 «Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие внеоборотные активы " 18 «Долгосрочная дебиторская задолженность и прочие внеоборотные активы "
23 «Производство» 28 " Товары "
37 "Расчеты с разными дебиторами " 37 "Расчеты с разными дебиторами "
40 «Зарегистрированный (паевой) капитал" 39«Расходы будущих периодов»
41«Капитал в дооценках» 42«Дополнительный капитал»
42«Дополнительный капитал»  
46«Неоплаченный капитал» 85«Прочие затраты»
48«Целевое финансирование и целевые поступления» 94«Прочие расходы операционной деятельности»
53«Долгосрочные обязательства по аренде» 97«Прочие расходы»
64«Расчеты по налогам и платежам» 99«Чрезвычайные расходы»
68 «Расчеты по другим операциям»  
74«Прочие доходы»  

Вопрос 3: Документальное оформление операций по поступлению и выбытию(ликвидации) основных средств и других необоротных материальных активов.

Первичные документы по учету ОС утверждены приказом Министерства статистики Украины от 29.12.95г. № 352. Данным приказом утверждены 16 учетных форм:

ОЗ-1 "Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств";

ОЗ-2 "Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов";

ОЗ-3 "Акт списания основных средств";

ОЗ-4 "Акт на списание автотранспортных средств";

ОЗ-5 "Акт № об установке, пуске и демонтаже строительной машины";

ОЗ-6 "Инвентарная карточка учета основных средств";

ОЗ-7 "Описание инвентарных карточек учета основных средств";

ОЗ-8 "Карточка учета движения основных средств";

ОЗ-9 "Инвентарный список основных средств";

ОЗ-14 "Расчет амортизации основных средств" (для промышленных предприятий);

ОЗ-15 "Расчет амортизации основных средств" (для строительных организаций);

ОЗ-16 "Расчет амортизации для автотранспорта".

Кроме вышеуказанных документов в бухгалтерию могут поступать и быть использованы и другие документы, подтверждающие покупку, приобретение ОС, их передачу, продажу. Это могут быть: накладные, счета, счета фактуры, грузовые таможенные декларации и пр.

Приемка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этой цели приказом или распоряжением руководителя предприятия. Как правило, на предприятии создается постоянно действующая комиссия, в состав которой включают, например, главного механика, специалиста по строительству, инженера по технике безопасности, бухгалтера, работника, которому сдается под ответственность объект основных средств.

Ввод в действие объектов основных средств, а также их покупку комиссия оформляет актом приемки- передачи(внутреннего перемещения) основных средств по форме №ОЗ-1, в одном экземпляре на каждый объект. Можно составлять один акт на несколько принимаемых объектов основных фондов, но это допускается лишь в отношении хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, принимаются одновременно и под ответственность одного и того же лица.

Акт является единственным первичным бухгалтерским документом, в котором указывается состав комиссии, подробная характеристика объекта, источник приобретения (создания), год постройки или выпуска заводом, дата ввода в эксплуатацию, краткая техническая характеристика, результаты испытаний, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указывается также, кто принял необходимые сведения для начисления износа.

В том случае, когда на предприятие поступают основные средства, бывшие в эксплуатации, в акте приемки- передачи указывают суммы износа.

Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией после утверждения руководителем предприятия передается в бухгалтерию.

Приемка законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений и увеличивающих их балансовую стоимость, оформляется актом приемки- сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов(форма № ОЗ-2). Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет стороннее предприятие, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр передают предприятию, производившему капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию.

На основании вышеперечисленных документов бухгалтерия открывает инвентарную карточку(ОЗ-6), присваивает объекту порядковый номер, который затем проставляет в акте приемки- передачи. Инвентарные карточки являются основанием для ведения аналитического учета основных средств. На основании инвентарных карточек контролируется наличие и сохранность объектов основных средств. Хранятся карточки в бухгалтерии предприятия, в картотеке или в алфавитном порядке или в разрезе классификационных групп или по инвентарным номерам.

Если в процессе эксплуатации объекта был произведен ремонт объекта, его реконструкция, то в карточку должны быть занесены сведения о новой первоначальной стоимости.

При выбытии объекта инвентаризационные карточки изымают и хранятся они отдельно в течении установленного срока.

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений предприятия, по которым затраты(издержки) учитываются отдельно, следует открыть наряду с общей инвентарной карточкой на объект(здание) в целом также справочные инвентарные карточки с пометкой «Для начисления амортизации» отдельно по каждому направлению затрат в соответствии с утвержденным распределением площади и балансовой стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки(записи в книгу) в бухгалтерии не хранится, а передается под расписку в соответствующие подразделения предприятия.

Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях(форма № ОЗ-7), которые ведутся бухгалтерией (в 1-м экз.) по классификационным группам(видам) объектов основных средств.

Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации, хранения) осуществляется в инвентарном списке(форма № ОЗ-9) у лиц, ответственных за их сохранность. Инвентарный список по местам нахождения основных средств и материально- ответственным лицам выписывается в 2-х экземплярах. Один экземпляр, подписанный работником бухгалтерии должен быть у материально- ответственного лица, чтобы работник знал, что за ним числится, за что он несет материальную ответственность. Второй экземпляр в бухгалтерии..

Предприятиям разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках, которые в этом случае выписываются бухгалтерией в двух экземплярах,- второй экземпляр передается по месту нахождения объекта.

При перемещении объекта этот экземпляр вместе с накладной на перемещение(форма № ОЗ-1) передается по новому месту нахождения. Накладная на внутреннее перемещение основных средств из одного подразделения в другое составляется в двух экземплярах работником подразделения- сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у подразделения- сдатчика. Аналогичная накладная выписывается при передаче основных средств в эксплуатацию из запаса.

Для контроля за движением основных средств в течение отчетного периода должна заполняться карточка учета движения основных средств (ОЗ-8). Такие карточки могут открываться на каждую классификационную группу:

- машин и оборудования

- транспортных средств

- хоз. инвентаря и пр.

В карточках, в течение года по месяцам отражается сведения о поступлении объекта по соответствующей группе(общей суммой), списание, выбытие объекта. Кроме того должен быть указан остаток на начало и конец каждого квартала. На карточках также отражается начисление амортизации за каждый месяц по группе. Данные этой карточки используются при составлении годовой финансовой отчетности предприятия.

На предприятиях с небольшим количеством инвентарных объектов учет основных средств может быть организован в инвентарной книге или ведомости.

Для учета движения других необоротных активов в настоящее время не разработаны типовые унифицированные формы первичных документов, поэтому для их учета можно использовать вышеперечисленные формы, а также типовые формы первичных документов по учету МБП.

Если в ходе перемещения основных средств производится разборка его фундамента или какой- либо части объекта или демонтаж всего объекта, то это оформляется актом по форме № ОЗ-3.

Для списания пришедших в негодность объектов основных средств, как и для приемки, создается специальная комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет акт на списание основных средств(форма № ОЗ-3), а при списании грузового или легкового автотранспорта, прицепа или полуприцепа- акт на списание автотранспортных средств (форма № ОЗ-4). В акте указываются: наименование объекта, его инвентарный номер, дата ввода в эксплуатацию, место эксплуатации, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа за период эксплуатации, обоснование необходимости списания с баланса. Также в нем определяются затраты по ликвидации объекта и стоимость материалов, которые должны быть оприходованы после совершения операции. В акте делается расчет результатов от ликвидации.

При составлении акта на списание автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля, а при списании основных средств, выбывших в следствие аварии, к акту прилагается копия акта об аварии, а также объясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые относительно виновных лиц.

Акт на списание составляется в двух экземплярах. После утверждения руководителем предприятия первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у материально- ответственного лица и служит основой для сдачи на склад полученных в результате ликвидации объекта материалов.

На принятые в аренду объекты основных средств инвентарные карточки не открываются. Регистром аналитического учета у арендатора является полученная от арендодателя копия инвентарной карточки, которая хранится в бухгалтерии арендатора отдельно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аналитический учет | Основные средства зачисляются на баланс по первоначальной стоимости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.