Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа современного менеджмента




 

Новое направление в теории менеджмента развивается практически параллельно со школой поведенческих наук и школой эмпирического менеджмента. Главными особенностями школы современного менеджмента является разработка и применение системного, ситуационного и процессного подходов в управлении организациями, а также использование экономико-математических методов при планировании и моделировании деятельности субъекта хозяйствования в условиях динамичной внешней среды.

Основателями данной школы являются Ст. Бир, Н. Винер, Р. Аккоф, Ст. Янг, Дж. Миллер, М. Портер, И. Ансофф и др.

Представители современного менеджмента полагались на рассмотрение любой организации как открытой системы, взаимосвязанной с внешней средой потоками информации.

Организацию можно представить как совокупность двух самостоятельных, взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления), обеспечивающих развитие субъекта хозяйствования на рынке.

Как видно на рис. 16, между управляющей и управляемой подсистемами управления существуют каналы связи, обеспечивающие взаимодействие организации с внешней средой.

 
 

 

 


Обозначения: Е – внешняя среда организации;

Ес – канал внешней информации, поступающей к субъекту управления;

Ео – канал внешней информации, поступающей к объекту управления;

Ое – канал внутренней информации, поступающей от объекта управления во внешнюю среду;

Со – канал передачи управляющих воздействий;

Ос – канал обратной связи

Рис. 16. Схема организации открытого типа

 

К субъекту управления по каналу Ес поступает информация о внешних изменениях на рынке (спрос, предложение, цены, поведение конкурентов и др.), а также по каналу обратной связи Ос поступают сведения о состоянии объекта управления (выполнение планов, отчеты, реакция работников, слухи и т. п.). На основании анализа этой информации субъект управления принимает конкретное управленческое решение и по каналу передачи управленческой информации Со доводит его до объекта, т. е. осуществляет соответствующее управляющее воздействие. Результат этого решения или воздействия снова передается через канал обратной связи в управляющую подсистему. На исполнение решений оказывает также влияние внешняя информация, поступающая к объекту управления по каналу Ео (условия труда, социальное обеспечение, зарплата на других предприятиях и т. п.).

Управляющая подсистема наблюдает за состоянием внешней среды и регистрирует состояние объекта управления, прогнозирует возможные его изменения в соответствии с динамикой внешней среды и поддерживает выбранную траекторию развития.

Таким образом, управляющая система есть своеобразный орган переработки информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющее воздействие, обеспечивающее реализацию целей организации в условиях меняющегося внешнего окружения.

Управляющее воздействие подразделяется на прямое и косвенное. Прямое – это приказы, распоряжения, плановые задания по выпуску продукции, прибыли и рентабельности, производительности труда, фонду заработной платы и т. п., которые являются обязательными для выполнения. Косвенное воздействие связано с определением желательных границ изменения внешних параметров в соответствии с интересами предприятия и самого объекта управления. В рамках этих границ объект управления может самостоятельно функционировать. Реализуется косвенное воздействие через создание системы экономических стимулов, которые формируют материальные интересы работников к достижению ожидаемого руководством результата.

Особое внимание представители современной школы уделяли изучению влияния внешних факторов на организацию. Под внешней средой организации понимается совокупность факторов внешнего окружения (потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов и др.), влияющих на эффективность функционирования организации на рынке.

Главными характеристиками внешней среды являются:

1) взаимосвязанность факторов внешней среды – определяет уровень воздействия одного фактора на другие;

2) сложность внешней среды – подразумевает число факторов, которые организация должна учитывать в своей деятельности, а также уровень вариативности каждого фактора. В более сложном окружении формируется более сложная структура управления организацией. При анализе внешней среды изучаются факторы, указанные на рис. 17.

3) подвижность среды – это скорость происходящих изменений в окружении организации. Наиболее быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные изменения наблюдаются в мебельной и деревообрабатывающей промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых продуктов. Сложности функционирования в условиях высокоподвижной среды требуют наличия систем гибкого руководства и информационного обеспечения управленческих решений.

4) неопределенность внешней среды – это относительное количество информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также уверенность руководства в точности этой информации. С увеличением неопределенности внешнего окружения при отсутствии релевантной информации затрудняется принятие эффективных решений и возникают проблемы в развитии организации. В таких условиях менеджмент ориентируется на децентрализацию и стимулирование инноваций, применение проектных, матричных и других органических структур управления, позволяющих своевременно обновлять используемые бизнес-модели и повышать устойчивость компании к внешним изменениям.

 

 


 

 

Рис. 17. Факторы внешнего окружения организации

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние организации. К этим факторам относят: поставщиков, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей продукции (услуг), конкурентов, профсоюзы.

Поставщики. В соответствии с системным подходом организация – это механизм преобразования входов в выходы. Основными входами являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, является наиболее характерным примером прямого влияния среды на операции и ценность работы организации. В целом поставщики подразделяются на поставщиков сырьевых ресурсов, поставщиков капитала (банки, инвесторы, инновационные фонды) и поставщиков трудовых ресурсов (вузы, ссузы, центры занятости, фирмы по найму персонала, профсоюзы).

Законы и государственные органы. Каждое предприятие, фирма попадают под действие многочисленных правовых ограничений. Сложность и подвижность, а иногда даже неопределенность законодательства создает многочисленные трудности для работы предприятия на рынке. Организации должны соблюдать и требования органов государственного регулирования, обеспечивающих принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции. Например, комитет по ценам обеспечивает реализацию государственной ценовой политики и осуществляет контроль соблюдения законодательства в области ценообразования.

Потребители. Согласно П. Драккеру, единственной подлинной целью бизнеса является создание потребителя. Выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. По мнению П. Драккера, некоммерческие и государственные организации также имеют своих потребителей, которыми являются граждане страны.

Конкуренты – это наиболее значимый внешний фактор. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какие товары можно продать и по какой цене. Руководство должно четко понимать, что организация должна обслуживать потребителей также эффективно, как это делают конкуренты. Только в этом случае она способна выжить в условиях конкурентной борьбы. Например, фирма «Харли-Дэвидсон», которой в 1955 г. принадлежало 70% рынка мотоциклов, к 1970 г. сохранила только 5%, а к 1983 г. – 3,7% своего рынка. Это вынудило руководство компании искать выход из сложившейся ситуации и применять нестандартные меры радикального маркетинга при продвижении продукции. При поддержке нового руководства фирмы был создан первый клуб фанатов данной марки, посредством которых изучалось мнение покупателей, устранялись основные дефекты, укреплялась репутация компании, что позволило со временем увеличить долю рынка до 35%. Однако сейчас такие клубы имеются почти у всех конкурентов, что снижает их эффект.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них, как правило, опосредованно (через факторы прямого влияния). Например, рост инфляции снижает реальные доходы населения, в результате чего покупатели начинают приобретать меньший объем товаров или услуг, т. е. инфляция (косвенный фактор) повлияла на поведение потребителей (фактор прямого влияния). К этим факторам относят состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, отношение местного общества к бизнесу и международные факторы.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее среды прямого воздействия. Руководству часто приходится опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором организации, определяющим ее эффективность и конкурентоспособность. Главными крупными технологическими нововведениями, которые сильно повлияли на деятельность организаций, являются компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия. Наукоемкие предприятия, имеющие дело с высокими технологиями, должны достаточно быстро реагировать на новые разработки конкурентов и сами предлагать нововведения для поддержания своей конкурентоспособности.

Состояние экономики влияет на стоимость вводимых ресурсов организации и покупательскую способность потребителей. При наличии высокой инфляции организация может принять решение об увеличении запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с целью сдерживания роста издержек в будущем и снижения финансовой устойчивости компании. Руководство может принять решение взять кредит, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле. При прогнозировании спада экономики организация может предпринять меры по снижению запасов готовой продукции в связи с возможными трудностями со сбытом, сократить штат работников или отложить планы расширения бизнеса.

Социокультурные факторы представляют собой различные установки, жизненные ценности и традиции, которые оказывают влияние на функционирование организации. Организации должны прогнозировать изменения ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности организаций. В целях эффективного учета влияния социокультурных факторов в мире корпораций формируется важная новая дисциплина – управление общественными проблемами компании.

Особенно важным становится изучение социокультурных факторов при выходе организации на международный уровень, так как различия в культуре, ценностных установках и традициях в разных странах могут оказать негативное влияние на развитие бизнеса. Например, неудачная деятельность фирмы «МаксФактор» в Японии (косметика), компании «Кэмпбелл Суп» (концентрированные пищевые продукты) – в Бразилии, где данные товары не пользовались спросом [18].

Политические факторы. Тесно взаимосвязанные с социокультурными факторами настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов организаций, установление налоговых льгот или льготных пошлин, требования относительно найма работников, законодательство по защите потребителей, стандарты техники безопасности, охраны окружающей среды, контроль цен и заработной платы. Для организаций, ведущих операции в других странах, большое значение имеет фактор политической стабильности, гарантирующей сохранность прав инвестора.

Отношения с местным населением. Отношение населения к деятельности организации имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия после политического окружения и действий правительства. В целях поддержания хороших отношений с населением организации используют такие инструменты, как финансирование местных школ, благотворительная деятельность, поддержка талантливой молодежи, финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры, сферы культуры и т. п. Это позволяет укрепить имидж организации в регионе и создать надежные условия для долгосрочного функционирования и поддержки со стороны общества и местных государственных органов управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.