Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние культуры на эффективность организации




Характеристика организационных культур

Организационные переменные Административная культура Предпринимательская культура
1. Система контроля Извне (руководитель) Изнутри (работник)
2. Собственность Собственник процесса Собственник имущества
3. Возможности Ждет момента Ведет поиск
4. Решение проблем Рационально-логическое Интуитивное
5. Передача полномочий Централизация Децентрализация
6. Организационная структура Иерархическая Сетевая
7. Отношение субординации «Взрослый – ребенок» «Взрослый – взрослый»
8. Организационный фокус На организацию На человека
9. Производственная стратегия Снижение стоимости Дифференциация производства
10. Главные цели Производительность Эффективность
11. Подход к управлению Системный Ситуационный
12. Работа проектируется с позиций Интеграции Автономии
13. Выполнение работы По правилам Творческое
14. Проводимые изменения Модификация Радикальные
15. Основополагающий курс действий Делать дело правильно Делать правильное дело

Административная и предпринимательская культуры – это диаметрально противоположные подходы, ориентированные на различные системы ценностей и технологии менеджмента. Изменение (развитие) организационной культуры связано с большими трудностями и происходит в организации очень медленно. Возможность кардинального изменения (переход от административной к предпринимательской культуре) возникает при наличии серьезных проблем (угроза банкротства), стимулирующих приход новых менеджеров, обновление системы ценностей, норм поведения и отношений [17].

 

 

В современных условиях организационная культура является своеобразным связующим звеном между различными структурными подразделениями, уровнями управления и индивидами в организации. Выбор определенного вида и типа культуры оказывает значительное влияние на эффективность взаимодействия людей и достижения успешного конечного результата деятельности, а также повышение степени удовлетворенности трудом со стороны самих работников.

Модель Сате рассматривает влияние культуры на организационную эффективность через семь процессов:

ü кооперация между работниками и подразделениями организации (индивидуальная и групповая работа);

ü принятие решений (минимум разногласия, компромиссы);

ü ведение контроля (административный – формальный авторитет, плановый – ориентация на цену);

ü коммуникации (в одних организациях ценится открытость, неформальность в коммуникациях, в других – наоборот);

ü посвященность организации (отождествление себя с организацией, стремление помочь организации);

ü восприятие организационной среды (клиент всегда прав);

ü оправдание своего поведения (неудача – урок на будущее).

Модель ПитерсаУотермана представляет набор ценностей организационной культуры, обеспечивающей успех компаний:

ü вера в действия (принятие рискованных решений);

ü тесная связь с потребителем;

ü поощрение людей как главного источника производитель-ности и эффективности;

ü знание того, чем управляешь (личные контакты);

ü не заниматься тем, чего не знаешь;

ü простая структура и немногочисленный штат управления;

ü одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации (жесткость – тесная связь работников через понимание ценностей организации; гибкость – минимум вмешательства руководства).

Модель Парсонса определяет связь между культурой и результатами деятельности организации через функции, которые позволяют ей выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели – AGIL:

ü адаптация;

ü достижение целей;

ü интеграция;

ü легитимность.

Организационная культура будет определять успех организации, если разделяемые в организации ценности помогают ей своевременно адаптироваться и достигать целей, интегрировать свои части в единое целое и добиться признания людьми или другим организациями.

Модель конкурирующих ценностей КвинаРорбаха имеет трехмерное построение:

1) интеграция – дифференциация – направленность в сторону контроля или в сторону гибкости;

2) внутренний фокус – внешний допуск – решение проблем в организации или укрепление положения во внешней среде;

3) средства / инструменты – результаты / показатели – концентрация внимания на процессы (планирования, установление целей и др.) или на конечные результаты (выработка, эффективность).

Управление организационной культурой может осуществляться двумя способами. Первый способ предполагает реализацию видения высшего руководства, которое должно вызывать энтузиазм у большинства сотрудников организации. Второй способ осуществляется с нижних уровней управления. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации и решению проблем. Изменение культуры – это достаточно сложный и длительный процесс, предусматривающий постоянную социализацию новых членов организации и правильное планирование этой работы [8].

При управлении культурой необходимо использовать системный метод, учитывающий влияние семьи, образования, экономики, политики, здоровья, религии и других факторов на выбор подхода.

литература

 

1. Абчук, А. В. Азбука менеджмента / А. В. Абчук. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 272 с.

2. Андреев, А. Ф. Основы менеджмента / А. Ф. Андреев [и др.]. – М.: Юрайт, 1999. – 295 с.

3. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. – Минск: Экоперспектива, 2000. – 320 с.

4. Беляцкий, Н. П. Менеджмент: стиль лидерства / Н. П. Беляцкий. – Минск: Экоперспектива, 1998. – 189 с.

5. Брасс, А. А. Основы менеджмента: учеб. пособие / А. А. Брасс. – Минск: Экоперспектива, 1999. – 239 с.

6. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 256 с.

7. Веснин, В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. – М.: Институт междунар. права и Триада Лтд., 1996. – 384 с.

8. Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардика, 1998. – 528 с.

9. Волков, И. Г. Личность руководителя и стили руководства / И. Г. Волков. – М.: Республика, 1992. – 225 с.

10. Глущенко, Е. В. Теория управления / Е. В. Глущенко. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 332 с.

11. Гончаров, В. В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В. В. Гончаров. – М.: Дело, 1998. – 365 с.

12. Гончаров, В. В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 2 т. / В. В. Гончаров. – М.: Дело, 1997. – Т. 1. – 586 с.

13. Дойль, Питер. Менеджмент: стратегия и тактика / Питер Дойль; пер. с англ. Т. Карасевич, А. Вихровой, В. Кузина, Д. Раев-ской. – СПб.: ПИТЕР, 1999. – 560 с.

14. Дункан, У. Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / У. Д. Дун-кан. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 348 с.

15. История менеджмента: учеб. пособие / под ред. Д. В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

16. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2000. – 336 с.

17. Лэнд, Питер Э. Менеджмент – искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента / Питер Э. Лэнд; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 143 с.

18. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, В. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. М. А. Майоровой, Э. В. Шустер, А. А. Быковского, А. К. Кушниренко, Э. М. Попова. – М.: Дело, 1994. – 701 с.

19. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 478 с.

20. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг; пер. с англ. Д. Раевской. – СПб.: ПИТЕР, 2001. – 512 с.

21. Неверов, А. В. Менеджмент: учеб. пособие / А. В. Неверов, Е. Е. Вершигора. – Минск: Амалфея, 2008. – 495 с.

22. Основы менеджмента и маркетинга: учеб. пособие / под ред. Р. С. Седегова. – Минск: Выш. шк., 1995. – 382 с.

23. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А. П. Панфилова [и др.]. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 240 с.

24. Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 432 с.

25. Современный бизнес / Д. Дж. Речмен [и др.]; пер. с англ. И. Ю. Лавровой, Л. В. Максимовой, В. Д. Медвинской, Л. А. Минц. – М.: Республика, 1995. – 431 с.

26. Управление организацией / А. Г. Поршнев [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 736 с.

27. Управление организацией / М. В. Петрович [и др.]. – Минск: Дикта, 2008. – 864 с.

28. Управление – это наука и искусство / А. Файоль [и др.]; пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – 351 с.

29. Цыпкин, Ю. А. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с.

30. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Дж. Шелдрейк; пер. с англ. А. Чех. – СПб.: ПИТЕР, 2001. – 352 с.

31. Якокка, Ли. Карьера менеджера / Ли Якокка; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 452 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие..........................................................................................................  
1. Общее представление о менеджменте.................................................... 1.1. Предмет и содержание менеджмента. Основные категории дисциплины……………………………………………………………………. 1.2. Необходимость управления организацией и особенности управленческой деятельности………………………………………………… 1.3. Разделение управленческого труда. Уровни управления………….. 1.4. Основные законы, закономерности и принципы управления……... 1.5. Взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами……………...  
2. История развития теории менеджмента………………………….. 2.1. Предпосылки и этапы развития менеджмента…………………….. 2.2. Школа научного менеджмента……………………………………... 2.3. Административная школа управления…………………………….. 2.4. Школа человеческих отношений…………………………………... 2.5. Школа поведенческих наук (бихейвиоризма)…………………...… 2.6. Эмпирическая (практическая) школа управления…………………. 2.7. Школа современного менеджмента………………………………... 2.8. Развитие отечественной теории и практики управления…………...  
3. Функции управления……………………………………………….. 3.1. Функции управления, их понятие и содержание………………….. 3.2. Общие функции управления организацией………………………... 3.3. Конкретные (производственные) функции управления……………  
4. Методы управления……………………………………………….... 4.1. Сущность и классификация методов управления…………………. 4.2. Организационно-административные методы управления………… 4.3. Экономические методы управления……………………………….. 4.4. Социально-психологические методы управления………………….  
5. Организационные структуры управления…………………...…... 5.1. Сущность, типы и виды организационных структур……………… 5.2. Норма управляемости: сущность, факторы, структуры…………… 5.3. Виды традиционных структур управления………………………... 5.4. Органические (адаптивные) структуры управления………………. 5.5. Выбор, оценка и совершенствование организационных структур управления……………………………………………………………….  
6. Принятие управленческих решений……………………………… 6.1. Понятие об управленческих решениях и их видах………………… 6.2. Процесс принятия рациональных решений……….……………….. 6.3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений………………. 6.4. Понятие о моделировании. Модели принятия решений…………... 6.5. Методы принятия управленческих решений……………………….  
7. Информация и коммуникации в системе менеджмента………… 7.1. Сущность и виды коммуникаций. Влияние коммуникаций на эффективность управления………………………………………………... 7.2. Элементы и этапы коммуникационного процесса………………… 7.3. Виды коммуникационных барьеров……………………………….. 7.4. Направления совершенствования коммуникаций………………….  
8. Стили руководства………………………………………………….. 8.1. Традиционная классификация стилей управления………………… 8.2. Классификации стилей руководства в рамках управленческой решетки Блейка – Мутона……………………………………………….... 8.3. Модели адаптивного стиля руководства…………………………...  
9. Социальная ответственность и этика управления………………. 9.1. Роль бизнеса в развитии общества…………………………………. 9.2. Социальная и юридическая ответственность……………………… 9.3. Этика и современное управление…………………………………... 9.4. Улучшение показателей этичности поведения……………………..  
10. Формирование организационной культуры……………………. 10.1. Сущность и содержание организационной культуры…..…..…….. 10.2. Тип организационной культуры и ее развитие…………………… 10.3. Влияние культуры на эффективность организации………………  
Литература ………………………………………………………….…..  

 


Учебное издание

Демидовец Виктор Павлович




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.