Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два основных аспекта организационного процесса

 

Если поставлены цели организации, то для их реализации кто-то должен фактически выполнять задачи, вытекающие из поставленных целей. Для выполнения за­дач необходим эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей.

Определение: организация это процесс создания струк­туры предприятия, которая дает возмож­ность людям эффективно работать вместе для достижения поставленных целей. Ор­ганизация как процесс представляет со­бой функцию, которая непосредственно связана с координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотно­шений людей, их выполняющих.

Имеется два основных аспекта организационного процесса;

1.Деление организации на подразделения соот­ветственно целям и задачам. Указанный вопрос с доста­точной степенью подробности рассмотрен в разделе "Структуры хозяйственных организаций".

2. Взаимоотношения полномочий, которые свя­зывают высшее руководство с низшими уровнями рабо­тающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Этот аспект организации является наиболее фундаментальным, чем первый аспект. Ниже будем рассматривать именно этот аспект организацион­ного процесса.

 

7.2. Делегирование, ответственность, полно­мочия

Организационный процесс в части взаимоотно­шения полномочий невозможно понято без предваритель­ного понимания "делегирования" и связанных с ним "полномочий" и "ответственности".

Определение: "делегирование" - это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Критическая роль делегирования обозначена в самом его определении. Это есть средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников огромное число задач, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если какая-то суще­ственная задача не делегирована другому человеку, то руководитель вынужден выполнять ее сам,

Определение: "ответственность" представляет собой обя­зательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Важно понять, что ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному.

В крупных организациях, например, руководите­ли высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют боль­шинство конкретных задач, но они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных.

Определение: "полномочия" - это ограниченное право использовать ресурсы организации и на­правлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Если какое-то лицо принимает на себя ответственность за удовлетворительное решение некоторой задачи, то организация должна предоставить ему требуе­мые ресурсы.

Полномочия делегируются должности, а не инди­виду, который занимает ее в данный момент.

Следует отличать полномочия от власти. Эти по­нятия часто путают.

Полномочия - это есть делегированное, прису­щее данной должности право использовать ресурсы орга­низации. Полномочия, другими словами, определяют что лицо, занимающее какую-то должность, "имеет право де­лать".

Власть - это реальная способность действовать или влиять на ситуацию. Власть определяет, что лицо, обладающее властью, "действительно может делать". Можно иметь власть, не имея полномочий.

 

7.3. Линейные и аппаратные (штабные) пол­номочия

Отметим, что полномочия всегда ограничены. В некоторых случаях пределы полномочий значительно из­меняют характер полномочий. В результате имеются два основных типа полномочий: линейные и аппаратные (штабные).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы организаций и организационных структур | Штабные полномочия. Определение:Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к дру­гим подчиненным
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.