Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая наука и ее роль в жизни общества




Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ

Москва 2012

ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В.В. Манцев

(ВВЕДЕНИЮ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ)

РУДН, кафедра государственного и муниципального управления Факультета гуманитарных и социальных наук

В условиях перехода России к рыночной экономике особое значение приобретает изучение экономической теории студентами, особенно неэкономических специальностей, для которых и предназначен этот курс. В связи с этим целью курса является ознакомление студентов с экономическими законами и категориями, а также с механизмом функционирования рынка. Необходимым становится изучение студентами положительных и отрицательных сторон рынка, его особенностей в современных российских условиях.

Другой задачей данного курса является рассмотрение сущности и последствий острых социально-экономических проблем, которые затрагивают каждого в условиях современной России. Поэтому важной целью данного курса будет содействие в формировании у студентов гражданской, патриотической позиции, собственного мнения на причины и последствия этих проблем для нашей страны в целом и для каждого ее гражданина в частности.

Одной из целей курса является пробуждение интереса к изучению социально-экономических явлений и процессов в условиях существующего у ряда студентов негативного предубеждения в отношении экономической теории, которая иногда рассматривается ими как не имеющая для них практического значения.

Возрождение России настоятельно требует усиления социально-экономической подготовки нашей учащейся молодежи, которая во все большей степени начинает ориентироваться на частную практику и предпринимательскую деятельность. Эта тенденция проявляется на практике в стремлении студентов получить второе дополнительно экономическое образование.

 

 

Исторически человек всегда стремился разгадать тайны экономических процессов. Всегда у него было желание проникнуть в тайны природы и общества, в котором он живет. Многочисленные наблюдения привели человека к осмыслению того, что материальное производство и их благосостояние подчинены таким же могущественным, но скрытым от их непосредственного взора, общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того, чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения и описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в их суть, определить движущие силы экономического прогресса.

Отдельные экономические воззрения были у таких ученых древности как Аристотель, Платон, Конфуций, в индийских эпосах Махабхарата и Рамаяна, Однако, это были лишь разрозненные элементы экономических знаний. Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими экономические явления в России были Ордын Нащекин и Иван Посошков.

Но законченный вид экономическая наука приняла в период зарождения и становления капитализма. Антуан Монкретьен (1575–1621) назвал ее политэкономией от древнегреческих слов: политейя, что означает общественное устройство, ойкос — дом или хозяйство, номос — законы. Среди основоположников экономической теории необходимо отметить таких французских ученых как Франсуа Кенэ, Робер Тюрго, Пьер Буагильбер, а также английских идеологов Вильяма Петти, Адама Смита, Давида Рикардо.

Определенное время экономическая наука развивалась в едином потоке. Но на определенном этапе своего развития она разделилась на два русла: буржуазную и марксистскую экономическую теорию. Причиной этому послужили различные взгляды отдельных ученых на сущность и исторические перспективы капитализма. Одни из них утверждали, что капитализм является вечным и универсальным обществом, лучше всего отвечающим внутренней сущности человека. Другие же считали, что капитализм является преходящим в историческом плане обществом в силу своего противоречивого и социально несправедливого устройства. Первые стали представлять собой западную буржуазную экономическую мысль, а вторые основали марксистское направление экономической науки. Западная экономическая мысль была представлена такими известными учеными как Нассау Сениор, Жорж Сисмонди, Томас Мальтус, Жан Сэй и некоторыми другими теоретиками. Марксистское направление экономической мысли неразрывно связано с именами Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина.

Современная западная экономическая мысль в настоящее время представлена тремя основными направлениями: неолиберализмом, неокейнсианством и неоинституционализмом.

Неолибералы выступают за максимально возможную свободу рынка от всякого вмешательства. Они, как и их предшественники А. Смит и Д. Рикардо, считают, что рынок и сейчас может сам по себе решать основные экономические проблемы. Лидером этого направления является американский ученый Милтон Фридмэн — руководитель чикагской школы. Его сторонников в различных странах называют чикагскими мальчиками. В России это А. Чубайс, Г. Греф, А. Кудрин, А. Илларионов и др.

Неокейнсианцы считают, что рынок в настоящее время не в состоянии справиться с решением современных экономических проблем. Поэтому государство должно различными методами вмешиваться в рынок, помогая ему решать экономические проблемы. Идейным лидером этого направления является Джон Кейнс. Вмешательство государства в рынок может осуществляться либо директивным командным, либо индикативным рекомендательным методом. В настоящее время ярким представителем неокейнсианства является японский экономист Сабуро Окита. Под его руководством в Японии осуществлены подлинные экономические реформы, которые вывели эту страну на передовые позиции в мире.

Представители неоинституционализма требуют учитывать влияние на экономику различных неэкономических факторов: политических, психологических, национально-культурных, религиозных и т. д. Лидерами этого направления являлись Вернер Зомбарт и Питирим Сорокин. Видными представителями этого направления являются Раймон Арон, Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген.

Российская экономическая наука представлена уже упоминавшимися нами первым известным российским экономистом Ордыном Нащекиным, руководителем монетного печатного двора и советником императора Петра I Иваном Посошковым, разработчиком первого налогового кодекса страны Василием Татищевым, идеологами трудового крестьянства Александром Чаяновым и Александром Пчелинцевым, основателем теории больших и малых циклов экономической активности Николаем Кондратьевым, нашими современниками Сергеем Глазьевым и Александром Бузгапиным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.