Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к выступлению

Многие экскурсоводы особенно на начальном этапе своей профессиональной деятельности, проводя экскур­сии, страдают от волнения и неуверенности в себе. Преодоление неуверенности в себе — важнейшая, на наш взгляд, составная часть ораторского искусства экскурсовода. Однако уверенность во время выступле­ния вовсе не является талантом, дарованным лишь от­дельным выдающимся личностям. Более того, многие опытные экскурсоводы лучше думают и лучше гово­рят перед аудиторией, чем в беседе с отдельным чело­веком. Присутствие большего числа экскурсантов оказывается для них стимулом, порождает вдохновение. Экскурсовод всегда может испытывать смущение пе­ред самым началом речи, но через несколько секунд после того, как он начнет говорить, оно полностью ис­чезает. Для этого нужно соблюсти следующие четыре правила, сформулированные крупнейшим специалис­том в области ораторского искусства Дейлом Карнеги.

1. Начинайте речь с сильным и упорным стремле­нием достичь цели. Помните, что от силы вашего стремления к цели будет зависеть быстрота дос­тижения ваших успехов.

2. Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувство­вать себя неуверенно, если не будете хорошо знать то, о чем вы собираетесь говорить.

3. Проявляйте уверенность. «Чтобы чувствовать себя смелым, — рекомендует профессор Уильям Джеймс, — действуйте так, будто вы действи­тельно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности,
сменится приливом мужества».

4. Практикуйтесь. Это самое важное для достиже­ния цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание — результат не­достатка опыта. Поэтому создайте себе багаж ус­пешного опыта, и ваши страхи исчезнут.

Если экскурсовод хорошо подготовился к проведе­нию экскурсии, он может почти полностью быть уве­рен в успехе. Хорошо подготовленная речь — это на девять десятых произнесенная речь. Но что значит подготовиться к проведению экскурсии? Механически выписать на бумагу несколько фраз? Заучить эти фразы? Ничего подобного. Подлинная подготовка со­стоит в том, чтобы подобрать и скомпоновать собствен­ные мысли, выработать и оформить собственные убеж­дения и примеры.

Не рекомендуется готовить контрольный или инди­видуальный текст экскурсии за несколько часов. Экс­курсионный текст должен вызреть. Необходимо зара­нее выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, вынашивать и обсуждать. Можно сделать ее предме­том бесед. Задавать самому себе всевозможные вопро­сы на данную тему. Записывать все мысли и приме­ры, которые приходят в голову, и продолжать искать. Идеи, соображения, примеры могут приходить в самое различное время. После того как мы обдумали свою подтему в экскурсии самостоятельно, следует идти в библиотеку и изучить всю литературу на эту тему.

Экскурсоводу рекомендуется собрать значительно Больше материала, чем он будет использовать. Именно для этого и существует контрольный текст экскурсии. Важны резервные знания. Это необходимо для того, чтобы получить наиболее полный объем информации. Все факты, освещающие тему, должны быть собраны, систематизированы, изучены, «переварены» и прове­рены. Экскурсовод должен убедиться в том, что это действительно факты, а затем подумать, на какой вы­вод они наталкивают. Не существует непогрешимых, железных правил организации мыслей и построения речей. Каждая экскурсия создает свои собственные, особые проблемы. Экскурсовод должен обстоятельно осветить вопрос, которого он касается, и больше к нему не возвращаться. Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова.

Когда речь из индивидуального текста экскурсии будет готовой, ее необходимо тщательно отрепетиро­вать. Для этого можно, уединившись где-нибудь, про­изнести ее полностью, с начала до конца, с жестами, дав себе волю. Можно представить себе, что мы обра­щаемся к настоящим экскурсантам. Чем чаще это де­лаешь, тем лучше чувствуешь себя, когда настает вре­мя реального проведения экскурсии. Особенно тща­тельно следует «отрепетировать» эмоциональную ок­раску отдельных фраз и выражений. Экскурсовод не должен механически заучивать формулировки и труд­ные слова. Нужно привыкнуть к ним, понять их смысл и только после этого запомнить. Следует добиться, что­бы их употребление в речи стало естественным. В тех случаях, когда не удается этого достичь, отдельные слова нужно заменить другими, более привычными.

После всего этого экскурсовод должен выучить ин­дивидуальный текст. Записи в руках экскурсовода на пятьдесят процентов уничтожают интерес к экскур­сии. Необходимо избегать чтения индивидуального тек­ста или слишком частого использования карточек-под­сказок. Но как этого добиться? Для этого нужна хоро­шая память, которую и должен развивать экскурсовод.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология личности экскурсовода | Познавательные процессы экскурсовода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.