Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма преподнесения материала

Для того чтобы сделать свою речь более выразитель­ной и убедительной, экскурсовод должен уметь исполь­зовать различные приемы оживления речи и эффек­тивные формы преподнесения материала но теме.

Еще Д. Карнеги отмечал, что нас интересуют не­обычные факты об обычных вещах. Экскурсовод дол-ясен рассмотреть небольшое количество вопросов и про­иллюстрировать их рассказами, представляющими интерес для экскурсантов с чисто человеческой точки.фения. Не следует рассказывать экскурсанту все, что экскурсовод знает по затронутому вопросу. В одной экскурсии невозможно должным образом рассмотреть больше нескольких крупных подтем.

Учитывая приоритетность в экскурсии зрительного ряда, рекомендуется насыщать речь фразами, создаю­щими образы, а также словами, которые вызывают перед глазами экскурсантов целую вереницу картин. Очень эффективно использование контрастирующих идей.

В речи экскурсовода недопустим поучительный тон. Нельзя также подчеркивать ту зависимость, в которой находится экскурсант от экскурсовода. Рекомендует­ся вести себя с экскурсантами так, как будто можно ожидать, что они будут высказывать свое мнение, встав­ляя в рассказ экскурсовода свои ремарки. Поэтому экскурсовод может представить себе, что кто-то задал ему вопрос и что он отвечает на него. Например, он может сказать: «Вы спросите, откуда я это знаю. Я вам скажу...». Такие вопросы кажутся совершенно естественными. Это согреет выступление. Экскурсия перестанет быть официальной.

Что же еще улучшает форму преподнесения мате­риала? Во-первых, прямая речь, которая дает почув­ствовать атмосферу другой эпохи или эффект присут­ствия во время решающего исторического события. Кроме того, при рассказе о напряженных событиях, в момент нарастания действий, а значит, и эмоций у экскурсантов, очень эффективно использование назыв­ных предложений, оживляющих речь и ведущих к смене настроения аудитории. Оживляет речь и приме­нение инверсии — обратного порядка слов, с помо­щью которого подчеркивается смысл или значение ка­кого-то одного слова. Также приемлемы неожиданные выводы, приемы стилизации, то есть нарочитой ими­тации особенностей стиля языка другой эпохи, иро­ния, литературные изречения, крылатые фразы, по­словицы и поговорки.

Экскурсоводу следует всегда помнить, что интерес заразителен. Экскурсионная аудитория наверняка бу­дет им охвачена, если сам экскурсовод им проникнет­ся. Однако невозможно завоевать интерес экскурсан­тов путем механического соблюдения существующих правил. Необходим индивидуальный, избирательный и творческий подход.

В экскурсионной речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело иногда не столько в том, что говорит экскурсовод, сколько в том, как он это говорит. Однако многие экскурсоводы игнорируют своих экскурсантов, увлеченно рассказывая о чем-либо. Они как будто бы говорят сами с собой. Между ними нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение уби­вает беседу, оно также убивает экскурсию.

При подготовке к проведению экскурсии следует подумать об изменении тона рассказа в зависимости от содержания фактического материала, который из­лагает экскурсовод. Д. Карнеги писал: «Хорошее вы­ступление — это разговорный тон и непосредствен­ность, несколько акцентированные... Любой человек способен произнести речь. Если вы в этом сомневае­тесь, проверьте сами: сбейте с ног самого невежествен­ного человека, какого только знаете, и, когда он под­нимется, он, вероятно, что-то скажет, причем скажет без всяких запинок. Мы хотим, чтобы вы обладали такой же непосредственностью, выступая перед ауди­торией. Чтобы выработать это качество, нужно прак­тиковаться. Не подражайте другим. Если вы говорите непосредственно, вы не похожи ни на кого на свете. Вносите в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только вам манеру».

Индивидуальность экскурсовода может проявлять­ся и в той тематике, которую он для себя выбрал. При условии естественного и непосредственного тона его эмоции и чувства будут изменяться в зависимости от того, о чем он в данный момент говорит. Рассказ ве­дется в зависимости от содержания, например, в при­поднятом тоне. Волнение в связи с теми или иными событиями могут вызвать у экскурсовода гнев, отвра­щение, радость, гордость, восхищение или печаль. Это ведет к изменению звучания голоса.

Однако не следует весь рассказ на экскурсии, даже по самой интересной теме, способной взволновать ауди­торию, вести в возвышенном тоне, превращать его в мелодекламацию. Экскурсоводу необходимо избегать как монотонности, вялости, так и излишней припод­нятости, неоправданных эмоций, ложного пафоса, крик­ливости. Они наносят вред делу, снижают эффектив­ность проводимой экскурсии. Необходимо иметь в виду, что экскурсовод не в состоянии вызвать только свои­ми эмоциями эмоциональный подъем у экскурсантов. Основным источником эмоций у слушателей является фактический материал, примеры из жизни, умело из­ложенные события, изображенные им, методически умело построенный показ памятников истории и куль­туры, достопримечательных мест.

Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содер­жанием рассказа. Они могут много раз изменяться на протяжении экскурсии — ускоряться или замедлять­ся. Различают темп речи как скорость протекания во времени — быстрый, средний, медленный, а также плавный и прерывистый. Быстрый темп речи — 75 слов в минуту, средний — 60 слов, замедленный — 45 слов. Скороговорка (80 и более слов в минуту) недо­пустима в любой аудитории, она мешает усвоению эк­скурсионного материала, быстро утомляет слушателей. В речи экскурсовода основные положения излага­ются значительно медленнее остального материала. Материал, который развивает, иллюстрирует основные положения, наиболее важные мысли, может излагать­ся в более быстром темпе. Но самое главное — вкла­дывать душу в выступление перед экскурсантами. Под­линная эмоциональная искренность поможет больше, чем любые правила.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особые методические приемы | Главные предпосылки успеха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.