Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие предложения товара

Какие же другие факторы кроме цены влияют на предложение товара на рынке? В чем состоит особенность их влияния на предложение товара?

Этими факторами являются:

1. Количество производителей (продавцов) на рынке

2. Уровень применяемой технологии

3. Цены на факторы производства

4. Ожидания производителей

5. Налоги, субсидии, льготы и т.д.

Количество производителей (продавцов) данного товара на рынке. Поскольку рыночное предложение товаров складывается из совокупности индивидуальных предложений, то увеличение количества производителей ведет к общему увеличению предложения. Если число производителей увеличилось с 1000 до 1500, то предложение будет расти при уменьшении количества производителей с 1000 до 500 рыночное предложение будет падать.

Уровень применяемой технологии. Более высокий уровень технологии, примененной в производстве товаров, обычно снижает издержки их производства. Следовательно, будет наблюдаться повышение прибыли, что толкает производителей к увеличению предложения данного товара, то есть кривая предложений в этом случае сместится вправо. Снижение уровня применяемой технологии и отсутствие по какой-либо причине возможностей модернизации производства вызовет общее падение производства и снижение предложения данного товара на рынке. В этом случае кривая рыночного предложения сместится влево. Цены на факторы производства. Любое изменение цен на потребляемые производственные ресурсы обязательно приводит к снижению или увеличению издержек производства товаров. А это, в свою очередь, влияет на уровень прибыли и на изменение предложения товаров. Снижение цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает прибыль, что ведет к увеличению предложения. И, наоборот, повышение цен на факторы производства увеличивает издержки производства и снижает прибыль, что приводит к уменьшению предложения. Снижение цен на ресурсы и увеличение предложения перемещает кривую предложения вправо. А повышение цен на ресурсы и снижение предложения смещает кривую предложения влево.

Налоги и субсидии. Налоги рассматриваются производителями как разновидность издержек производства. Поэтому их увеличение приводит к росту издержек производства и, соответственно, к снижению предложения. И, наоборот, государственные субсидии на производство какого-либо товара фактически снижают издержки его производства и таким образом увеличивают величину его предложения. Государство через налоги, субсидии, таможенные пошлины может оказывать прямое влияние на величину предложения определенного товара на рынке.

Ожидание производителей. Ожидание будущих изменений цены на производимую продукцию влияет на величину текущего предложения данного товара. Ожидание, например, повышения цен на кукурузу в условиях начинающейся засухи или признаков поражения сельскохозяйственных культур вредителями приведет к тому, что продавцы сельскохозяйственной продукции придержат на складах значительное ее количество в расчете на более выгодную ее продажу в перспективе по более высоким ценам. Все это приведет к снижению текущего предложения сельхозпродукции на рынке. Ожидание ее импорта вынудит ее продавцов резко увеличить ее текущее предложение, чтобы снизить возможные убытки.

Достижения равновесия спроса и предложения на рынке

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Для этого надо наложить друг на друга кривые спроса и предложения.

В точке встречи С спрос Д качественно равен предложению S и цена Р1 выступают как уравновешивающая цена или цена равновесия при более высокой цене Р2, выгодной производителям, но не выгодной потребителям, возникает избыток или излишек предложения продукции над спросом. Куда же девать этот излишек? Держать его на складе? Но это означает дополнительные расходы на хранение, на аренду помещения, отопление, электричество, охрану и т. д. Дополнительные издержки невыгодны производителям. Поэтому в этих условиях они вынуждены будут пойти на снижение цены продукции. Избыток в результате конкуренции между продавцами будет также способствовать снижению цены вплоть до цены равновесия.

При цене ниже цены равновесия выгодной покупателям, но невыгодой производителям, образуется излишек спроса, дефицит или неудовлетворенный спрос потребителей. В этом случае, в условиях конкуренции между покупателями, потребители будут готовы заплатить за товар более высокую цену. Повышение цены будет увеличиваться до точки Е, где достигается равновесие спроса и предложения и устанавливается. В этой точке выравнивается требуемое и предлагаемое количество данного товара. Как мы видели, равновесная цена определяется в результате взаимодействия спроса и предложения без вмешательства со стороны государства. Этот принцип является основополагающим принципом классического капитализма. Однако, государство может вмешиваться в рыночные процессы и осуществлять регулирование цен в различных формах. Во-первых, путем определения потолка цен. В этом случае государство определяет максимальную цену на ряд товаров, которые продавцы не имеют права повышать. Как правило, такие товары как хлеб, молоко, сахар, чай и некоторые другие. В этом случае государство преследует цель обеспечение населения этими товарами первой необходимости по доступным ценам. Характерной чертой этого метода регулирования цен является то, что продавец может продать товар по цене ниже потолка цены на этот товар, но не может перешагнуть его.

Во-вторых, государство может регулировать цены путем установления минимальной цены на товар. В этих условиях продавцы не могут продавать товары по цене ниже минимально установленной. Это государство делает для стимулирования производителей каких-то товаров.

Государство вмешивается иногда в рыночный механизм не путем прямого регулирования цен, о котором мы говорили выше, а через воздействие на внешние факторы, определяющие спрос и предложение на рынке. С этой целью государство может, например, стимулировать потребительский спрос на некоторые товары путем установления высоких таможенных пошлин на аналогичные импортные товары. Той же цели служат и дотации государства производителям сопутствующих товаров, по мере повышения доходов населения усиленная реклама определенных товаров.

Государство также может воздействовать и на предложение товаров путем дотаций на сырьевые ресурсы, снятие пошлин на импортные машины и оборудование. Государство может предоставить льготные кредиты местным национальным производителям. Ясно, что эти факторы влияют не только на спрос и предложение, но и на установление равновесной цены.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, определяющие спрос на данный товар на рынке | Эластичность спроса и предложения. В соответствии с законом спроса потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.