КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1.Финансы, сущность, функции, роль. Финансовая система и характеристика ее звеньев. Государственные финансы, их роль, составФинансы - совокупность ден. отношений возникающих в процессе формирования, распределения, использования централиз. и децентрализ. фондов ден. средств, в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечение условий расширенного воспроизводства. Термин появился в 13-15 в. в торговых регалиях (с лат. – ден. платежи). Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по функциям. Деньги - всеобщий эквивалент, с помощью кот измеряются затраты труда Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД. Отличительные признаки финансов: 1. материальная основа фин отношений – деньги; финансовые отношения возникают в момент движения денге, когда происходит их передача, перечисление и т.д. 2. финансы носят фондовый характер. Источник фондов – ВВП 3. наличие двух субъектов, один из кот наделен особыми полномочиями – гос-ва 4. регулирование с помощью фискального аппарата Финансовые отношения возникают между предприятием и работником по поводу з/п, дивидендов, пособий и т.д.; Между предп-ем и его филиалами (перераспределение оборотных сред-в, финансовых и трудовых ресурсов); между предприятиями (оплата счетов, продукции, осущ-е инвестиций инновационных проектов, санкции и нарушения); между предп-ем и гос-вом (налоги, обязательные платежи, финансирование из гос. бюджета, гос. заказ); между предп-ем и банками (кредиты, займы, расчет, счета, хранение средств); между гос-вом и населением (налоги трансферты); между банком и населением (займы, вклады. кредитные карты). Материальная основа финансовых отношений – финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Главным материальным источником всех ден фондов выступает НД страны, а фин ресурсы складываются из следующих источников: 1. средства, аккумулирующие госбюджетные системы 2. ср-ва внебюдж. фондов 3. ресурсы, полученные самим предприятием. Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государство) и децентрализ-ми (ресурсы хоз. субъектов ден. средств самих предприятий) Финансовые отношения – это ден. отношения, но лишь те кот. связаны с формированием и исполнением централизованных и децентрализованных средств. Социально-экономическая сущность финансов заключается в вопросе: «за счет кого и где получить финансовые ресурсы и в чьих интересах их использовать». Сущность финансов проявляется в их функциях. В основном выделяют 2 функции: 1. распределительная 2. контрольная. Эти 2 функции параллельны во времени т.к. каждая финансовая операция включает с одной стороны распределение общего продукта и НД, а с другой стороны контроль за ними. Распределительная функция заключается: 1. в создании основных доходов и первичных доходов путем распределения НД среди участников материального производства. 2. в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения НД между производственной и не производственной сферами. Без участия финансовых отношений не могло бы быть перераспределения. Основная цель распределительной функции – это мобилизация необходимых фин. ресурсов и распределение их по целевому назначению. 4 принципа основы распределительных отношений: 1. распределительные отношения носят исторический характер. 2. заключ. в самом процессе воспроизводства (производства –распределение –обмен -потребление) 3. явл. производными от форм собственности 4. характер и принципы распределения подчинены определенным целям. Стадии процесса распределения подраздел на 2: 1. образуются фонды для размещения материальных затрат предприятий. 2. образуются фонды потребления и накопления не производственной сферы. Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованию по целевому назначению, по средствам регламентации фин информации и стимулирование процесса расширенного воспроизводства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом. Основными подконтрольными показателями или объектом контроля является: прибыль, себестоимость, выручка от реализации. Цель контроля состоит в обеспечении проведения единой финансовой и денежной политики, законченности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов. Защита финансовых интересов, недопущение целевого использования государственных ресурсов и их хищения. Контроль направлен на увеличение эф-ти в хоз. дея-ти, увеличение дохода, более рациональное и бережное расходование средств и материальных ценностей. В зависимости от субъектов осущ-их финансовый контроль выделяют следующие виды финансового контроля: · государственный, · ведомственный, · внутрихозяйственный, · независимый. Гос фин контроль осущ-ся органами гос власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Ведомственный – проводит контрольно-ревизионное управление министерств и ведомств внутри сферы деятельности. Внутрихоз-ые – проводятся финансово-экономическими службами самих предприятий. Независимый – проводится аудиторскими фирмами По формам фин контроль разделяется на: -предварительный -текущий -последующий Предварительный проводится на стадии составления финансовых планов и в его задачу входит предотвращение не рационального использования финансовых ресурсов. Текущий проводится в процессе исполнения фин планов для исключения нарушения фин дисциплины. Последующий проводится по итогам фин периода и направлен на выявление целесообразности расходования определенных фин ресурсов при выполнении фин планов. По широте обхвата контроль бывает: полный или частичный; · комплексный или тематический; · сплошной или выборочный. По характеру проверяемых материалов: контроль документативный или фактический. Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |