Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3. Основные теории и направления развития личности в психологии (продолж)




Основные теории и направления развития личности в психологии (продолж).

--- Гуманистические теории К. Роджерса и А. Маслоу.

--- Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

____________________

Гуманистическое направление зародилось в 50-е годы нашего века в Калифорнии. И было названо так потому, что в основу его положено оптимистическое убеждение в возможности рассвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и управлять ею.

Наиболее известными представителями этого подхода являются американские психологи Карл Роджерс и Абрахам Маслоу (C. Rogers, A. Maslow), создавшие, так называемые, теории самоактуализации. Создавая свою теорию развития личности, Роджерс исходил из того, что всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни, сохранять и улучшать ее, т.е. стремлением к самосовершенствованию. По Роджерсу человек наделен достаточными силами и обладает всей необходимой компетентностью, чтобы развить все свои возможности. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные ему другими ценности.

Центральным в теории Роджерса стало понятие “Я”, включающее в себя идеи, цели, ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает дальнейшие перспективы своего развития.

Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного “Я”, проходит путь эволюционного развития, в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями. Оно формируется на основе разнообразного опыта общения с другими людьми и их поведения по отношению к нему. Роджер назвал эту систему представлений “реальным Я”.

Кроме того человеку свойственно представлять себя в идеальном образе таким, каким ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (“ идеальное Я”). К этому идеальному “Я” и стремиться приблизиться “Я” реальное. (Рис.2) Рассмотрим этот рисунок.

Социальное

окружение

РЕАЛЬНОЕ

Условное отно-

Идеальное “Я” “Я” шение других

 

Рис. 2. Взаимоотношения реального и идеального “Я”.

В каждом из нас существует потребность в самоуважении, заставляющая добиваться положительного отношения к себе, своим делам и поступкам. Но люди одобряют чувства, мысли и поведение других чаще всего в том случае, когда они совпадают с их собственными. Поэтому нам приходится довольно часто скрывать свои истинные мысли и чувства, проявляя вместо них те, которые получают одобрение окружающих. Т.е. наше реальное “Я” очень часто сталкивается с противоречием между идеальным “Я” и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к нашим поступкам. В конечном итоге мы все меньше остаемся самими собой, а это может привести к разладу между реальным “Я”, формируемым средой, и той частью нашей психики, от которой мы вынуждены отказаться. Таким образом, в результате несоответствия между реальным “Я”, страдающим под бременем тех или иных жизненных обстоятельств, и глубинными чувствами человека, составляющими его идеальное “Я”, возникают тревога, нарушение психологической адаптации и, как следствие, - неадаптивные формы поведения. Напротив, если мы почувствуем, что нас принимают такими, какие мы есть, мы будем смело раскрывать свои подлинные чувства и мысли.

Следовательно, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия (по Роджерсу, конгруэнтности) между реальным “Я” человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному “Я”, в этом и есть суть самоактуализации.

К. Роджерс предложил терапевтический метод, так называемую терапию, центрированную на клиенте, основанную на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно идти к реализации своих возможностей.

Цель этого метода - выработка у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, которые необходимы для приведения его реального “Я” в соответствие с его личным опытом и переживаемыми чувствами.

В отличие от психоанализа, где терапевт выслушивает пациента, чтобы понять и интерпретировать его рассказ, терапия по Роджерсу - недирективна, т.е. состоит в том, чтобы дать человеку возможность высказать свои мысли и чувства и самому осознать, как он воспринимает себя и как его воспринимают другие. Роджерс считал, что клиент сам способен определить причины своих проблем и найти способ их решения, стоит только ему оказаться в благоприятных для этого условиях, а задача терапевта - создать эти условия.

Роджерсом предлагается четыре условия, необходимых для поддержания атмосферы взаимодействия в системе “терапевт - клиент”:

1. Сохранение безусловно позитивного отношения к выражаемым чувствам клиента, даже если они идут вразрез с его собственными. Клиент должен чувствовать свою значительность и не опасаться осуждения. Развитие у человека более высокой самооценки происходит под действием 2-х механизмов:

--- во-первых, он не опасается быть отвергнутым, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны;

--- во-вторых, он уверен в том, что к нему благожелательно относятся, независимо от его успехов или неудач, и не сравнивают с другими, вызывая болезненное чувство несоответствия.

Терапевт проявляет свою веру в то, что у человека есть потенциальные возможности для понимания и изменения себя в позитивном направлении. Такое принятие клиента проявляется в основном через невербальные средства - интонацию, контакт глазами, выражение лица. Здесь имеет значение именно качество проявлений, а не количество сеансов. Детей особенно трудно обмануть пустыми словами поощрения или выражением фальшивого чувства симпатии.

2. Эмпатия - терапевт старается видеть мир глазами клиента и также, как он, переживать события. Диагностической цели при этом не ставится, просто считается, что личностному развитию способствует ощущение того, что тебя понимают.

Одним из способов выражения эмпатии является реакция на слова клиента в виде понимающего перефразирования его высказываний. Пациент понимает, что ему следует что-то уточнить или о чем-то подробнее рассказать, и у него появляется ощущение заинтересованности в себе. Таким образом, эмпатия дает человеку ободряющее ощущение того, что он не одинок, что его понимают и принимают таким, какой он есть.

3. Аутентичность - неподдельность, искренность выражений реакций терапевта в отношениях с пациентом. Она предполагает естественные, спонтанные реакции на человека, нуждающегося в помощи, не обусловленные ни его социальным статусом, ни профессиональной ролью и др. Терапевт должен отказаться от маски “профессионала” или от какого-либо другого статусного камуфляжа, т.к. клиенту, особенно ребенку, нуждающемуся в помощи, необходим такой наставник, с которым бы он испытывал чувство безопасности и непринужденности в общении.

4. Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента и от подсказки решения его проблем. Он должен просто выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и чувства пациента и формулировать их по-новому. Это приводит клиента к более реалистичному изучению, самовосприятию и пониманию своих внутренних переживаний и того, как его воспринимают окружающие. В результате развития реалистического представления о самом себе человек постепенно приобретает способность самостоятельно разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Учитывая тот факт, что клиент сам определяет, достиг ли он в результате терапии желаемых целей, решение о продолжении или прекращении контактов с терапевтом также принимает от сам. Поэтому иногда терапия, центрированная на клиенте, ограничивается всего несколькими сеансами.

______________________

Другой психолог Абрахам Маслоу, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации, создал иерархическую теорию потребностей и самореализации (самоактуализации).

Основная потребность человека - потребность в самоактуализации - в стремлении к самосовершенствованию и самовыражению. Любой человек стремится к своему расцвету, действуя в соответствии со своими возможностями и притязаниями. Но, согласно Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей личности - к его самореализации - открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей, т.е. высшие потребности не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены. Таким образом, существует определенная иерархия потребностей. (см. рис.3)

 


ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ:

реали-

зация

своих це-

лей, способ-

ностей, разви-

тие собственной

личности

 
 


ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ:

гармония, симметрия

порядок, красота

 
 


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

знать, уметь, понимать

исследовать

 
 


ПОТРЕБНОСТЬ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ):

компетентность, достижение успе-

хов, одобрение, признание, авторитет

 
 


ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ

принадлежать к общности, находиться рядом

с людьми, быть признанным и принятым ими

 
 


ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:

чувствовать себя защищенным, избавиться

от страха и неудач, от агрессивности

 
 


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ:

голод, жажда, половое влечение и другие

 


Рис.3. Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по Маслоу).

Как видно из рисунка в основании иерархической пирамиды потребностей лежат:

Физиологические потребности (есть, пить, спать и т.д.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, и которые всегда выступают на первый план. Так смертельно голодный человек не стремиться “чем-то заняться”, тем более деятельностью, в которой он смог бы проявить свою компетентность. Он думает только о том, чтобы найти какую-то пищу и съесть ее.

За ними следует потребность в защищенности (физической и психологической безопасности): стремление укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.д. Только удовлетворение этой потребности дает возможность для развития потребности в хорошем к себе отношении: быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой считаются с тобой и твоим мнением и т.д.

Если эти три категории потребностей удовлетворены, то в поведении могут возникнуть невозможные прежде новые черты. Человек начинает вновь, как в детстве, восхищаться миром, ему хочется попробовать что-то новое, увидеть новые цели, отказаться от рутины. Он перестанет бездумно и безропотно подчиняться мнению большинства, руководства, властей и начнет прислушиваться у собственным чувствам, стараться объективно оценивать факты и события окружающей действительности и высказывать свои взгляды, даже рискуя стать непопулярным, и таким образом, начнет принимать на себя все большую ответственность. Новые формы поведения будут способствовать развитию самоуважения, способности к творчеству, заботе о других людях и, в целом, о благополучии человечества. Человек достигает, в конечном итоге стадии самореализации, самоактуализации. В каждый момент жизни у любого из нас есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, возникающих на пути к цели, или отступление, отказ от борьбы, сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает преодоление препятствий, движение вперед, к цели.

Разумеется, здесь представлен идеальный путь, который проходит очень небольшая часть людей. По Ж. Годфруа - более 90% - останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, которые поглощают всю их энергию.

______________________

Американский психолог немецкого происхождения Эрик Эриксон (E. Erikson), окончивший Венскую школу психоанализа и эмигрировавший из фашистской Европы в США, продолжал развивать теорию Фрейда. Опираясь на представления о психосексуальном развитии человека в 50-х годах нашего века он разработал теорию, в которой делается акцент на социальные аспекты развития, на проблемах адаптации человека к социальному окружению.

Концепцию Эриксона называют эпигенетической, поскольку в своих взглядах он придерживался принципа генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения и до старости.

Центральными понятиями в периодизации Эриксона являются идентичность и самоидентичность (эгоидентичность). Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах, действуя в самых разных жизненных обстоятельствах, - вот та “пружина” - движущая сила развития, которая лежит в основе периодизации Эриксона.

Ребенок вступает в процессе жизни в новые отношения с миром, расширяет радиус значимых людей, и более или менее бессознательно [1]делает выбор - разрешает кризисные противоречия данного типа отношений, который и определяет направление развития на каждой возрастной ступени. Это направление может быть продуктивным, и тогда у ребенка развиваются позитивные новообразования, соответствующие данному возрасту, приводящие к усилению самоидентичности. Но это направление может пойти по аномальной линии, и тогда развиваются деструктивные образования, разрушающие чувство самоидентичности (целостности).

Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов (стадий жизненного пути), неизбежно наступающих у каждого человека (Табл.1).При этом стадии З. Фрейда не отвергаются, а включаются в периодизацию на определенных ее этапах.

 

8 психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек в течение жизни.

 
 
 
Цельность 8-й

Старость личности или кризис

отчаяние


Зрелость Творчество или 7-й

застой кризис


Ранняя взрослость Близкие отношения 6-й

или изоляция кризис


Подростковый возраст Идентичность или 5-й

(генитальная стадия) спутанность ролей кризис


Школьный возраст Достижения или чувство 4-й

(латентная стадия) неполноценности кризис


Возраст игры Инициативность или чувство 3-й

(фаллическая стадия) вины кризис


Ранний возраст Автономия или стыд и сомнение 2-й

(анальная стадия) кризис


Младенчество Доверчивость или недоверие ко всему 1-й

(оральная стадия) кризис

1 кризис - ребенок переживает на 1 году жизни. Он связан с удовлетворением основных физиологических потребностей ребенка ухаживающим за ним человеком. Значимый взрослый - мать. При позитивном развитии ребенка формируется доверие к людям.

При слишком раннем отлучении ребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, его эмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения.

2 кризис - связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности. Если значимые взрослые - родители понимают и принимают ребенка, помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии, приобретает самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Наоборот, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль развивает у него стыд и сомнения в себе. Он ощущает свою неприспособленность, боится потерять контроль над собственным организмом, у него формируется сильное желание скрыть от окружающий свою ущербность.

3 кризис - соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, зависть к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4 кризис - происходит в школьном возрасте. Здесь значимыми взрослыми становятся учителя, школа. В зависимости от царящей в школе атмосферы и методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или, наоборот чувство собственной неполноценности. В первом случае формируются трудолюбие, чувство долга, стремление к достижению успеха, развиваются навыки и умения. В случае аномального развития - избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, конформизм, чувство тщетности прилагаемых усилий, обреченность на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью.

5 кризис - соответствует подростничеству и ранней юности. Его переживают дети обоего пола в поисках идентификации - усвоения образцов поведения значимых других людей, коими являются, прежде всего, группы сверстников. Происходит активный поиск себя, жизненное самоопределение, решение вопросов “кем быть?” и экспериментирование в разных ролях. Становление мировоззрения. Четкая половая дифференциация в межличностном поведении. При аномальном развитии - путаница ролей, концентрация душевных сил на самопознании, стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, застенчивость. Снижение трудовой активности. Путаница в мировоззренческих установках, негативизм.

6 кризис - ранняя взрослость (20-40 лет) - связан с поиском близости с любимым человеком, с которым предстоит совершить цикл “работа - рождение детей - отдых” и обеспечить детям надлежащее развитие. Удовлетворенность личной жизнью. Стремление к контактам с людьми. Значимые другие: друзья, сексуальные партнеры, сотрудники, соперники. В случае аномального развития - избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудный характер, непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция. Появление первых симптомов душевных расстройств, возникающих якобы под влиянием враждебных сил.

7 кризис - кризис 40-60 лет - характеризуется развитием генеративности - чувства сохранения рода, выражающимся в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Чувство гордости за своих детей. Это период высокой продуктивности, творчества в самых разных областях. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь. При аномальном развитии - застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Исключительная забота о самом себе. Оскудение межличностных отношений в семье.

8 кризис - старение - это завершение жизненного пути, и его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Подведение итогов, спокойная, взвешенная оценка прошлого, осознание цельности прожитой жизни, ее полноты и полезности, способность примириться с неизбежным, понимание того, что смерть не страшна. Значимые другие - “мой род” - все человечество. При аномальном развитии - отчаяние. Ощущение зря прожитой жизни, бессмысленности существования, потеря веры в себя и других. Страх перед смертью и невозможностью начать жизнь заново.

Итак, Э. Эриксон создал, безусловно психоаналитическую концепцию об отношениях “Я” и общества, однако она позволяет оценить важное значение периода детства во всем процессе личностного развития и дает ключ к пониманию этого процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.