Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное мнение и общественное настроение




Понятие, классификации и типы толпы

Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Различают:

1. Разнородная толпа:

1) анонимная толпа (например, уличная);

2) неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).

2. Однородная толпа:

1) секты (политические, религиозные и пр.);

2) касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.);

3) классы (буржуазия, крестьянство и т.п.).

Разнородная толпа собирается из индивидов, имеющих разные профессии, образование, интеллект и пр. Поскольку главный фактор, влияющий на характеристики толпы – раса, то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той же разновидности, но состоящая из представителей разных рас.

Анонимная толпа отличается от неанонимной чувством ответственности, совершенно отсутствующем в первом случае, и несколько развитом во втором (хотя мы помним, что ответственное отношение к делу для толпы, в целом, нехарактерно).

Однородная толпа по степени организации подразделяется на секты и касты. Секта объединяет индивидов различных профессий, воспитания, социального положения на основе общности верований. Например, религиозных и политических верований. Каста – высшая степень организации, доступная толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, которая и определяет характер воспитания и общественного положения. Что касается класса, то он возникает в силу общности социального положения, образа жизни, воспитания и интересов. К классу могут относиться люди разных профессий и верований. Примеры классов: буржуазный, земледельческий.

Типы толпы. По этой классификации, оценивая характер поведения людей, выделяется, прежде всего, пассивные и активные.

Пассивная толпа – стихийное скопление людей с отсутствием стимулов, к какому либо недовольство. Толпа пассивного характера быстро собирается и также быстро рассеивается. Эмоциональный компонент в этой толпе почти не выражен и проявляется в своего рода лишь «заражение» любопытством.

Активная толпа – обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств. Варианты активной толпы. Одним из наиболее опасных вариантов является толпа агрессивная. Этот вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает, чувство гнева и неудовлетворенности на совершенно случайных объектах. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Не следует в этих случаях сваливать все только на «уголовный элемент». Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычно и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в толпу мародеров. Тенденция к «рационализации», т.е. к оправдыванию перед самим собой своих действий (все равно имущество пропало бы; его украл бы кто-нибудь другой; хозяева имущества, видимо, погибли и т.п.), составляет тот психологический механизм, который применяет совесть с чувством ответственности за содеянное преступление.

 

К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение.

Общественное мнение — специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.

В своем развитии общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно.

Основные способы (методы) формирования общественного мнения — внушение, убеждение, подражание и т.п.

Основные средства (каналы) его формирования — средства массовой информации, устная пропаганда и политическая агитация, межличностное общение и т.д.

Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из множества мнений и, наконец, ее объективация, переход от отражательного к преобразующему (практическому) состоянию.

Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер. Это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества.

Складываясь по поводу конкретного социального вопроса, общественное мнение проявляет достаточную подвижность. Однако, будучи сформированным, оно в течение длительного периода может быть стабильным. Более того, общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.

Интенсивность общественного мнения указывает на характер напряженности, возникшей вокруг обсуждаемого вопроса, степень внимания членов общества к данной проблеме, выражает силу их убежденности в своей правоте, в значимости высказываемых суждений.

Наиболее широкой, комплексной характеристикой общественного мнения является его зрелость, которая выражается в его объективности, компетентности, социально значимой направленности, значительной распространенности.

Выделяют следующие функции общественного мнения: регулирование и предписывание определенного поведения; выражение и отражение оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения: оценка, жалобы; советы, пожелания, одобрения; недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест.

Раскрытие природы и сущности общественного мнения показывает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рациональный, эмоциональный и волевой характер.

К массовым социально-психологическим явлениям относится массовое настроение.

 

Массовое настроение — это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов.

Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому.

Чаще всего слухи воздействуют на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики, путем создания невыносимой, экстремальной в психологическом плане обстановки.

В основу типологии слухов положены две характеристики: информационная (объективная степень достоверности сообщения) и экспрессивная (тип эмоциональной реакции, которую вызывает слух при его восприятии).

С точки зрения информационной характеристики слухи условно подразделяются на абсолютно недостоверные; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; достоверные с элементами неправдоподобия.

С учетом экспрессивной характеристики и типов вызываемой эмоциональной реакции слухи можно подразделить на слух-желание, пугающий слух, агрессивный слух.

По происхождению слухи бывают стихийные или умышленно сфабрикованные. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных распространителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами.

Основными причинами возникновения и распространения слухов являются:

-неудовлетворенный интерес аудитории к некоторой теме;

- дефицит надежной информации, который определяется

- отношением двух переменных: количества официальных сообщений по данному предмету на данный момент времени и степени доверия к источнику официальных сообщений.

Интенсивность циркулирования слуха прямо пропорциональна интересу аудитории к теме и обратно пропорциональна количеству официальных сообщений на данный момент и степени доверия к источнику сообщения. Это касается только содержательных условий возникновения и распространения слухов. Относительно функциональных мотивов следует сказать, что циркулирование слухов облегчает межличностные контакты, как бы дает им дополнительный импульс. Устная передача «неофициальных сведений» подчеркивает подчас социально-психологический статус пере­дающего, престижную близость к источнику, поэтому распространению слухов способствует неудовлетворенная потребность индивидов в социально-психологическом самоутверждении.

Циркулирование слухов, в том числе даже пугающих, как оказалось, способно в некоторых случаях снижать эмоциональное напряжение в большой группе (через идентификацию по аналогии «всем плохо»), а значит, эмоциональное напряжение само по себе служит дополнительным фактом возникновения слухов. Также следует отметить, что в эмоционально обедненной обстановке, длительно лишенной значимых событий удовлетворяется потребность во впечатлениях за счет циркулирования слухов.

Итак, мнения и настроения как социально-психологические явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения. Наряду с динамико-статичными явлениями в обществе наблюдаются статичные, т. е. устойчивые, неподвижные, явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей. Примером таких явлений могут быть традиции.

Традиции — способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их называют «социальным клеем». В каждом обществе существует целая система традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют национальные и другие традиции. Традиции проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и кончая национальным рынком.

 

Литература

 

Пособие для подготовки к ЕГЭ 2011: Обществознание, М:2010

Классический пример — скульптурная композиция «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 г до н. э.)

Цит. по: Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. — С. 134.

Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. — С. 133.

Качанов Ю. Л., Шматко Н. А. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования. — 1996. — № 12. — С. 90-105

Social group // Encyclopaedia Britannica.

Раздел V. Социальные процессы. Глава 3. Социальная мобильность. // Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994.

ункции группы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.