Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика загрязняющих веществ




Лекция 7. Антропогенные воздействия на атмосферу и гидросферу.

Гигиена и здоровье человека.

Сохранение здоровья или возникновение болезней – это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешней среды. Познание этих сложных взаимодействий явилось основой для возникновения профилактической медицины и ее научной дисциплины – гигиены.

Гигиена – наука о здоровом образе жизни. Интенсивно начала развиваться более 100 лет назад благодаря работам Л. Пастера, И. Мечникова. Гигиенисты первыми увидели связь между средой и здоровьем человека, и за последние десятилетия эта наука получила мощное развитие, заложив основы современной науки об охране окружающей среды.

Гигиена изучает влияние разнообразных факторов среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. Это природные факторы, бытовые условия и общественно-производственные отношения. Ее основная задача – разработка научных основ санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населенных пунктов, охрана здоровья детей и подростков, разработка санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Важнейшей задачей этой науки является разработка гигиенических нормативов для воздуха населенных мест и промпредприятий, воды, продуктов питания и материалов для одежды и обуви человека с целью сохранения его здоровья и предупреждения заболеваний.

Главным стратегическим направлением и научно-практической деятельности гигиенистов является научное обоснование того экологического оптимума, которому должна соответствовать среда жизни человека. Этот оптимум должен обеспечить человеку хорошее здоровье, высокую трудоспособность и долголетие. От того, насколько верен этот «оптимум» в конкретном районе, городе, зависит очень многое и прежде всего правильность принимаемых решений.

 

РАЗДЕЛ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

План лекции.

1. Характеристика загрязняющих веществ.

2. Классификация основных видов антропо­генных воздействий

3. Загрязнения атмосферного воздуха

4. Главнейшие источники загрязнения атмосферы

5. Экологические последствия загрязнения атмосферы

6. Загрязнение гидросферы.

7.Экологические последствия загрязнения гидросферы.

 

Загрязняющие вещества в окружающей среде могут вести себя следующими способами: мигрировать, изменять свой состав и накапливаться.

В воздухе ЗВ рассеиваются, переносятся ветром, пары конденсируются, а аэрозоли осаждаются на поверхность почвы и водоёмов. В воде ЗВ переносятся течением, растворяются, оседают на дно водоёма. В почве миграция осуществляется в результате диффузии и массопереноса.

При поступлении ЗВ в окружающую среду они могут разрушаться фотохимически,, окисляться, восстанавливаться, гидролизоваться, менять состав при взаимодействии с водой, образуя, например кислоты.

При поступлении ЗВ в растительные или животные организмы, они могут накапливаться – биоаккумулировать и переходить по трофическим цепям – цепям питания.

Мерой накопления (аккумуляции) ЗВ в организме служит коэффициент накопления, равный отношению концентрации загрязняющего вещества в организме к концентрации его в окружающей среде. Коэффициент накопления зависит от различных факторов, аккумуляция радионуклидов организмами приводит к их облучению, что вызывает генетические последствия и гибель организмов.

Токсичным называется вещество, которое при контакте с организмом человека может вызвать травмы, заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе контакта с ним, так и в отдалённые сроки жизни. Все токсичные вещества являются загрязняющими.

По степени воздействия на организм человека токсичные вещества подразделяются на 4 класса опасности:

1. Чрезвычайно опасные: ртуть и её соединения, тяжёлые металлы кобальт, никель, свинец и их соли, хлор и хлорорганические соединения – диоксины, бензапирен.

2. Высокоопасные: оксиды серы, азота, соли железа, кадмия, йод, соединения фтора, бензол, фенол, дихлорэтан.

3. Умеренноопасные: хлорид олова, борная кислота, органические кислоты, соль, сажа, органические спирты, этиленгликоль (антифриз), этилен.

4. Малоопасные: оксид углерода(II)-СО, аммиак, эфиры, бензин, нафталин, скипидар, ацетон.

По характеру воздействия на организм человека ЗВ классифицируются согласно ГОСТ 12.0.003 – 74 следующим образом:

1 – токсические, вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы (ЦНС, кроветворения), вызывающие патологические изменения печени, почек;

2 – раздражающие, вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, лёгких, кожных покровов (оксиды S, N);

3 – сенсибилизирующие, действующие как аллергены (формальдегид, растворители, лаки);

4 – мутагенные, приводящие к нарушению генетической системы, изменению наследственности (свинец, марганец, радиоактивные изотопы);

5 – канцерогенные, вызывающие злокачественные новообразования (циклические амины, ароматические углеводороды, соединения хрома, никеля, асбест);

6 – влияющие на репродуктивную функцию (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные вещества).

Вещества 4,5,6 групп ускоряют процесс старения, оказывают влияние на сердечно-сосудистую систему и их относят к отдаленным последствиям влияния химических веществ (10 и более лет). Это вещество специфического действия.

 

2. Классификация основных видов антропогенных воздей­ствий

Под антропогенными воздействиями понимают деятель­ность, связанную с реализацией экономических, военных, рек­реационных, культурных и других интересов человека, внося­щую физические, химические, биологические и другие изме­нения в природную среду. По своей природе, глубине и площа­ди распространения, времени действия и характеру приложе­ния они могут быть различными: целенаправленными и сти­хийными, прямыми и косвенными, длительными и кратковре­менными, точечными и площадными.

Подавляющая часть антропогенных воздействий носит це­ленаправленный характер, т. е. осуществляется человеком со­знательно во имя достижений конкретных целей. Антропогенные воздействия на биосферу по их экологичес­ким последствиям разделяют на положительные и отрицатель­ные (негативные).

К положительным воздействиям относят воспроизводство природных ресурсов, восстановление запасов подземных вод, полезащитное лесоразведение, рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и др.

К отрицательным (негативным) воздействиям на биосфе­ру относят все виды воздействий, создаваемых человеком и угнетающих природу. Небывалые по мощности и разнообра­зию негативные антропогенные воздействия особенно резко стали проявляться во второй половине XX в. Под их влиянием естественная биота экосистем перестала служить гарантом ус­тойчивости биосферы, как это было ранее — в течение милли­ардов лет.

Отрицательное (негативное) воздействие проявляется в са­мых разнообразных и масштабных акциях: исчерпании природ­ных ресурсов, вырубке леса на больших площадях, засолении и опустынивании земель, сокращении численности и видов жи­вотных и растений и т.д. К числу основных глобальных факто­ров дестабилизации природной среды относятся согласно экологичес­кой доктрине Российской Федерации, 2002г.:

• рост потребления природных ресурсов при их сокраще­нии;

• рост населения планеты при сокращении пригодных для обитания территорий;

• деградация основных компонентов биосферы, снижение способности природы к самоподдержанию;

• возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;

• сокращение биологического разнообразия;

• возрастание экологического ущерба от стихийных бед­ствий и техногенных катастроф;

• недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем.

Главнейшим и наиболее распространенным видом отрица­тельного воздействия человека на биосферу является загрязне­ние. Большинство острейших экологических ситуаций так или иначе связаны с загрязнением окружающей природной среды (Чернобыль, кислотные дожди, опасные отходы и т.д.).

Загрязнением называют поступление в окружающую при­родную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излуче­ний) в количествах, вредных для здоровья человека, живот­ных, состояния растений и экосистем. По объектам загрязне­ния различают загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение почв и т.д. В последние годы актуальными стали и проблемы, связанные с загрязнением околоземного космического пространства. Ис­точники загрязнения могут быть природные (пыльные бури, вулканическая деятельность, сели и др.) и антропогенные.

Источниками антропогенного загрязнения, наиболее опас­ного для популяций любых организмов, являются промышлен­ные предприятия (химические, металлургические, целлюлоз­но-бумажные, строительных материалов и др.), теплоэнерге­тика, транспорт, сельскохозяйственное производство и другие технологии. Выделяют следующие виды загрязнения:

физиче­ские (тепловые, шумовые, вибрационные, радиоактивные, элек­тромагнитные);

химические (тяжелыми металлами, отдельны­ми химическими веществами, пестицидами, СПАВ, пластмас­сами);

биологические (биогенные элементы, микробиологи­ческие, генная инженерия).

Количество загрязнителей (поллютантов), т.е. веществ, ухудшающих качество окружающей среды, в мире огромно и число их постоянно растет по мере развития новых технологи­ческих процессов. Считают, что как в локальном, так и в гло­бальном масштабах «приоритетны» следующие загрязнители:

диоксид серы, образующий серную кислоту и сульфаты, попадающие на растительность, почву и в водоемы;

• некоторые канцерогенные вещества, в частности бенз(а)пирен;

нефть и нефтепродукты в морях и океанах;

• хлорорганические пестициды (в сельских районах);

К особо опасным загрязнителям относят радиоактивные элементы (стронций-90, цезий-137, Йод-131, углерод-14), ди­оксины — опаснейшие токсиканты из класса хлоруглеводородов, тяжелые металлы (ртуть, свинец и др.), способные на­капливаться в трофических цепях и оказывать высокотоксич­ное действие на организм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.