Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щей среды




Экономическое регулирование в области охраны окружаю-

Лекция 12. Экология и экономика.

Экологические права и обязанности граждан.

Согласно Конституции Российской Федерации и другим ис­точникам (законам, кодексам и т. п.), каждый гражданин имеет право на:

• благоприятную окружающую среду;

• достоверную информацию о состоянии окружающей сре­ды;

• использование природной среды (природных ресурсов) для удовлетворения своих личных потребностей (эконо­мических, эстетических, культурных, бытовых и т. д.).

Под «благоприятной окружающей средой» понимают та­кое ее состояние, которое соответствует критериям, нормати­вам и стандартам, установленным в экологическом законода­тельстве по показателям чистоты, ресурсоемкости, экологичес­кой безопасности, видовому разнообразию и др. Другими сло­вами, гражданин Российской Федерации имеет право на среду обитания, факторы которой не оказывают на него негативного влияния.

«Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружа­ющую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации, ст. 58).

В соответствии с Конституцией, а также Законами Россий­ской Федерации «Об охране окружающей среды», «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др., гражда­не обязаны:

• соблюдать требования экологического законодательства и установленные нормативы качества окружающей сре­ды;

• сохранять природный ландшафт;

• соблюдать правила пожарной безопасности;

• не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустар­ников, уничтожения или разорения мест обитания жи­вотных и иных организмов;

• иметь необходимую экологическую подготовку (для должностных лиц и специалистов, связанных с деятель­ностью, оказывающей влияние на окружающую среду и здоровье человека);

• платить налоги и сборы, предусмотренные для финан­сирования природоохранных мероприятий.

 

План лекции.

1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

2. Государственный учет природных ресурсов и загрязнителей

3. Лицензии, договоры и лимиты на природо­пользование

4. Плата за использование природных ресур­сов и негативное воздействие на окружаю­щую среду

5. Финансирование природоохранной деятель­ности

6. Понятие о концепции эколого-экономического устойчивого развития.

 

В России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность — ориентация не на пла­новое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирова­ния. Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, ма­териально-техническое обеспечение и др.), так и новые эконо­мические стимулы (плата за пользование природными ресур­сами, экологическое страхование и др.). В качестве обязатель­ных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений.

Согласно Федеральному природоохранному закону (2002) к основным методам экономического регулирования государ­ственных и рыночных отношений в области охраны окружаю­щей среды относятся:

• установление платы за негативное воздействие на окру­жающую среду;

• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ и микроорганизмов, а также лимитов на размещение отходов и на другие виды негативного воз­действия на окружающую среду;

• проведение экономической оценки воздействий хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих техно­логий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей при­родной среды;

• возмещение вреда, причиненного природной среде и здо­ровью человека.

Важнейшая задача нового экономического механизма — сде­лать охрану окружающей среды составной частью производст­венно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, пред­приниматель были заинтересованы в охране окружающей сре­ды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкуренто­способной продукции.

2. Государственный учет природных ресурсов и загрязните­лей

Государственный учет природных ресурсов осуществляет­ся по единой системе органами статистического учета. Эконо­мические, экологические и некоторые другие показатели при­родных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих оп­ределенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде слу­чаев с их социально-экономической оценкой. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Различают кадастр недр, земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биоло­гический, промысловый и другие виды кадастров.

Земельный кадастр включает данные регистрации земле­пользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оцен­ки земель). Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.

Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и ис­пользовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела: 1) поверхностные воды; 2) подземные воды; 3) ис­пользование вод.

Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовле­чения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древеси­ны, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оцени­вают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к этим функции выполняют кадастры и других природных ресурсов. Своеобразным кадастром редких животных и растений явля­ются Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги республик, краев и областей.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загряз­нителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.