Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория спроса, предложения, равновесной рыночной цены




Варианта бизнеса

1) Спекулятивный, т.е. это скупка товаров по заниженным ценам и их перепродажа по завышенным ценам с целью нажива.

2) Криминальный, способ обогащения, основанный на мошенничестве и др. преступных действиях.

3)Процесс производства новой стоимости

Д – Т … П … Т I- Д I

Эргономика – путь повышения производительности труда, - это наука, которая находит пути и методы для того, чтобы приспособить производственную среду.

К особенностям и возможностям человеческого организма она облегчает его адаптацию к усложняющимся условиям современной технологии, оптимизирует все компоненты системы, при этом учитывается, как воздействуют на физиологию и психику людей физические условия труда. Например: t, освещение, шум, вибрация, вентиляция и др.

Изучается влияние режима рабочего времени на биологические ритмы организма.

Эргономика анализирует темп, тяжесть, формирование и содержание индивидуальной и групповой деятельности, организацию рабочего места и систему контроля над трудом.

 

Основные элементы рынка: товар, стоимость, цена, спрос, предложение, равновесие.

Товар как экономическая категория является благом, произведённым для обмена.

Свойства товаров:

1) способность удовлетворять потребность;

2) пригодность к обмену;

3) обращения на рынке;

4) формирование товара в результате индивидуальных затрат труда.

Потребительская стоимость – 1

Меновая стоимость – 2

Рыночная стоимость – 3

Общественная стоимость – 4

Стоимость товара возникает в том случае, если товар не пользуется спросом, остаётся невостребованным на складах.

Рыночная стоимость, выражается в деньгах, является ценой.

Товарноденежные отношения развивались в три этапа:

1) непосредственный обмен различных продуктов труда (Т - Т1)

2) из массы производимых товаров выделяют товары эквиваленты (посредники), на которые обменивались другие товары. (Т – Тэ (п) – Т1)

3) в роли товара эквивалента стали появляться драгоценные металлы (золото, серебро), которые далее превратились в деньги (Т – Д – Т 1)

Деньги – это всеобщий товарный эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и является посредником в их обмене.

Полноценные – это деньги, в роли которых выступал денежный товар, имеющий собственную стоимость.

1) Собственная стоимость (С) определяется затратами на производство

2) Номинальная (нарицательная) (Н) то что на них обозначено.

У полноценных денег С = Н.

Неполноценные – заменители полноценных денег, у которых С≠Н

Виды неполноценных денег:

- бумажные денежные знаки;

- биллоны (металлические денежные знаки в виде монет);

- кредитные деньги (векселя, чеки, кредитные карты).

В зависимости от того, какие деньги используются в обращении в государстве, различают два типа денежных систем:

1) монетарная система.

2) система обращения денежных знаков.

Функции денег:

1. Мера стоимости;

2. Средства обращения проявляются, когда деньги выступают как посредник в обмене;

3. Средства платежа, проявляются тогда, когда деньги не предполагаются для обмена, а используются для различных выплат (оплата труда, налоги, долги, услуги);

4. Средства накопления.

Вывод: из функций денег, как средства обращения и платежа следует, что в экономике необходимо соблюдение равенства между товарной и денежной массой и денежное обращение подчинено закону.

«Закон денежного обращения»:

«Количество денежной массы в обращении необходимое в данный момент для обеспечения товарного обращения в стране М прямо пропорционально произведению цены Р товаров, реализуемых в стране на объём Q валового (внутреннего), национального продукта (ВНП) и обратно пропорциональна скорости V обращения денег ». M=PQ/V На основании данного закона И. Фишер вывел уравнение MV=PQ

Нарушение этого закона отрицательно для экономики страны, т.к. избыток денег вызывает инфляцию.

Полезность товара.

Объективные и субъективные споры полезности материального блага.

Теория «предельной полезности».

Согласно теории трудовой стоимости только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда, т.е. стоимость создаётся в производстве, а проявляется на рынке.

Без рыночных оценок покупателю не возможно выявить полезный эффект признанной продукции, т.к. рынок определят «ценность» товара.

В создании ценности товара принимает участие три равноправных фактора производства: земля, труд, капитал. Поэтому теория трудовой стоимости имеет расхождение с теорией предельной полезности, которая связана с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей или полезностей.

Вывод: без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и духовных благ при принятии хозяйственного решения никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

Полезность – это мера, степень удовлетворения потребностей, исполнения запросов достигаемых в результате использования продуктов, товаров и услуг.

Два вида полезностей:

1) Абстрактная – это способность блага удовлетворять какую – либо потребность.

2) Конкретная – означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага.

Субъективная оценка зависит от двух факторов:

- от имеющегося запаса данного блага

- от степени насыщения потребности в нём.

 

При этом возникают три закономерности самого процента потребления:

1) Большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.к. постепенно удовлетворяется.

2) Переход от неполного удовлетворения потребностей к полному происходит не внезапно, а через многочисленные ступени.

3) Напряжённость потребности убывает, полезность блага для потребителя так же убывает по мере роста количества этого блага.

Существует понятие:

Маржинальная (предельная) полезность MU это дополнительная полезность от потребления каждой последующей единицы блага.

Общая TU – это совокупная полезность от потребления всех единиц блага.

n

ТU=∑МU

i=1

Увеличивая потребление блага, повышается общая полезность, а предельная будет убывать, при этом рост общей полезности будет возрастать во всё более замедляющемся темпе.

Немецкий экономист Гессен 1854г. впервые сформулировал закон «убывающей предельной полезности», который гласит:

«Чем больше количество потребляемых благ, тем меньше предельная полезность, получаемая в результате потребления каждой новой единицы благ».

Изменения общей и предельной полезности в зависимости от объёма потребления.

Количество потребляемого товара Q Общая полезность Т.И Предельная полезность М.И
     
   
   
   
   
   

Построить график маржинальной и общей полезности.

Вывод: общая полезность с увеличением объёма потребления растёт (прямая зависимость) но темпы её роста постепенно понижаются, это вызвано уменьшением предельной полезности.

Основным механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.

С помощью рыночной системы общество решает, как распределить ресурсы и производимую из них продукцию.

Спрос отражает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течении определённого периода.

Спрос – это обобщающее понятие, характеризующее поведение фактических и потенциальных покупателей.

«Закон спроса» состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведёт к увеличению спроса, а рост цены сокращает спрос, т.е. между спросом и ценой устанавливается обратная зависимость.

 

Шкала спроса на условный товар.

 

цена (Р) за товар у.е. величина спроса (Q) у.е. точки на графике
    С1
    С2
    С 3
    С4
    С5

Вывод: при снижении цены увеличивается спрос и (наоборот), но изменение спроса может происходить не только при изменении цены.

 

Основные неценовые факторы изменения спроса.

1. Изменения вкусов потребителя.

Пример: здоровый образ жизни (пропаганда) ведёт к увеличению спроса на спортивные товары и снижению спроса на табачные и алкогольные изделия. 2. Изменение числа покупателей.

Пример: сокращения рождаемости в стране снижает спрос на детские товары.

3. Изменение доходов потребителя.

Пример: при достижении высшего уровня доходов потребители могут заменить дешёвые товары более дорогими деликатесами.

4. Изменение цен на сопряжённые товары это: а) взаимозаменяемые, удовлетворяющие примерно одну и туже потребность:

Пример: снижение цен на говядину снижает спрос на свинину;

б)взаимодополняющие товары которые не могут существовать друг без друга.

Пример: машина и бензин, фотоаппарат и батарейки. Если цена на магнитофон снизится, то спрос на кассеты возрастёт.

5. Изменения в ожиданиях потребителей: а) ожидания повышения цены или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки; б) ожидания снижения цены или доходов сокращает текущий спрос.

6. Степень удовлетворения потребностей. На основании закона «убывающей предельной полезности», полезность каждой следующей единицы продукта уменьшается.

 

 

Задание: построить график спроса в условиях действий неценовых факторов

 

 


Вывод: при увеличении спроса кривая (К2) смещается вверх и вправо. При снижении спроса (К3) смещается вниз и влево.

Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных в течении определённого периода времени.

 

Объём предложения – это количество товаров, которое продавец желает продать в единицу времени.

«Закон предложения» состоит в том, что с повышение цены при прочих равных условиях соответственно возрастает и объём предложения, т.е. между ценой и объёмом предприятия существует прямая зависимость, т.к. растущие цены на товар заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи товаров.

 

Неценовые факторы изменения предложения.

1. Изменения цен на ресурсы (снижение цен на ресурсы снижает затраты на производство и делает его более выгодным, следовательно предложение возрастает и наоборот).

2. Изменение технологии направлено на снижение издержек и себестоимости, соответственно предложение увеличивается.

3. Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка), (снижение налогов – увеличение и наоборот) – в обратной зависимости, а субсидии и инвестиции находятся в прямой зависимости с объёмом предложения.

4. Изменения цен на другие товары (снижение цен на гречневую крупу может увеличить производство кукурузы).

5.Погодные условия только для сельского хозяйства.

6.Изменение числа производителей (открытие новых производств увеличивает предложения и наоборот).

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются спрос и предложения товаров.

Задание: показать на графике влияние неценовых факторов на предложения:

Цена за товар (Р) у.е. Величина спроса (Q) у.е. Величина предложения Точки на графике
      С1 П1
      С2 П2
      С3 П3
      С4 П4
      С5 П5

 

График влияние неценовых факторов на предложение.

 

Эластичность спроса и предложения.

Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.

Эластичность спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %.

Ed = Q/Q: Р/Р

P, Q – изменение спроса и предложения.

P, Q – прежняя цена и спрос.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.