КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание
В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития предприятия. Поэтому на многих предприятиях к этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана. Но на большинстве предприятий план экономического и социального развития состоит из следующих разделов: план производства и реализации продукции (услуг); этот раздел еще называется производственной программой; план научно-технического прогресса; план инвестиций; план материально-технического обеспечения; план по труду и кадрам; план по издержкам производства и реализации продукции; финансовый план; план социального развития коллектива предприятия; план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Более детально остановимся на производственной программе предприятия. Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом. Производственная программасостоит из следующих разделов: I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции. II. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции. III. План по специализации и кооперированию. При разработке производственной программынеобходимо соблюдать следующие принципы: научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
сисГлаватическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества; согласованность производственной программы предприятия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования; наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии; непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос. Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии. Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные. Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной, валовой и чистой продукции. Объем реализуемой продукции по плану (Vp) можно определить по формуле Vp = Vт + Vнп1 – Vнп2
где Vт - объем товарной продукции по плану; Vнп1,Vнп2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода. Товарная продукция — это готовая продукция, предназначенная для реализации на сторону, а также для удовлетворения собственных нужд как производственного, так и непроизводственного характера. Объем валовой продукции (Vв) включает в себя объем товарной продукции и разницу незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода. Объем чистой продукции (Vчп) может быть определен из выражения Vчп = Vт - M3 - A, где МЗ -материальные затраты; А -амортизация.
Качественные показатели: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортной продукции, важнейшие технические параметры выпускаемой продукции.
Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск продукции. В производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в погонных метрах, м3, штуках, кг, т, секциях и других единицах, а также в условных. Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода. Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой инвалюте с последующим пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оценка необходима не только для планирования производственной программы, но и для анализа ее выполнения. Финансовый план является, по сути, заключительным разделом плана экономического и социального развития предприятия, так как в нем отражаются конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Финансовый план состоит из двух разделов: I. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления средств. Раздел I содержит такие показатели: 1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг. 2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов). 3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе: доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий; доходы, полученные по ценным бумагам; доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду. 4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам. 5. Поступление средств от других предприятий, в том числе: в порядке долевого участия в строительстве; по хоздоговорам на научно-исследовательские работы. 6. Поступления из внебюджетных фондов. 7. Прочие доходы. Раздел II содержит показатели: 1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов). 2. Распределение чистой прибыли, в том числе: на накопление (по направлениям использования); на потребление (по направлениям использования). 3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет других источников финансирования (по видам источников).
4. Прочие расходы. В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям и облигациям.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему возрастает роль прогнозирования и планирования на предприятии в условиях рыночных отношений? 2. Какова сущность основных принципов планирования? 3. Какие вы знаете методы планирования и в чем заключается их сущность? 4. Из каких разделов состоит план экономического и социального развития предприятия и каково их примерное содержание? 5. Что такое бизнес-план и в каких случаях он разрабатывается на предприятии? 6. Каковы сущность производственной программы предприятия и основные принципы ее разработки? 7. Что собой представляет финансовый план предприятия?
Глава 9 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем. так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций: • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; • база для сформирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности; • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия: • определение оптимальных размеров предприятия; • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты па единицу продукции но отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможное! и не только в простом, но и расширенном воспроизводстве; •в появлении большей возможности для материально! о стимулирования pa6oiпиков и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; • в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства; • в возможности снижения продажной цепы па свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; • в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |