Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Полезность и ценность товаров




 

Человек, потребляя определенные блага, удовлетворяет свои потребности – насыщается. Степень насыщенности – это уровень удовлетворения потребности. Блага, как средства или способы удовлетворения потребностей, характеризуются для потребителя полезностью и ценностью. Полезно благо, способное удовлетворять потребности людей. Полезность - объективная характеристика блага, возникающая в результате его производства или природных условий происхождения. Она не зависит от потребителя.

Ценность - это относительная характеристика, это субъективная оценка потребителем способности какого-либо блага, принадлежащего ему или предполагаемого быть им купленным, удовлетворять его потребности. Ценность всегда относительна и субъективна[87].

А - объем потребности,

Н - уровень удовлетворения потребности (насыщения),

а - объем дополнительно потребляемого товара,

Цn- предельная ценность дополнительно потребляемого товара.

Таблица 8.1. Варианты степени насыщенности и предельной ценности
  A Н a Цn
        100,00
        50,00
        33,33
        25,00

Сравнительная полезность товаров, заменяющих друг друга, - относительна в силу различного содержания (концентрации) в них полезных компонентов[88]. Понятие предельная полезность относится не к одному и тому же потребляемому товару, а к взаимозаменяемым товарам, отличающимся уровнем потребительских свойств.

2.1.1. Предельная полезность - это всегда сравнительная полезность различных товаров, ранжированных по уровню концентрации в них потребительских свойств.

2.1.2. Предельная ценность измеряется как отношение объема дополнительно потребленного товара к ранее потребленному объему и изменяется от бесконечности при неудовлетворенной потребности до нуля при полном насыщении (рис. 9). Применение научных методов и инструментария позволяет количественно определить потребности (но только экономические, социальные потребности могут быть лишь ранжированы). Следовательно, могут быть оценены количественно и уровень насыщения, и предельная ценность дополнительно потребляемого товара. Однако предельная ценность - двойственна. Она - абсолютна и объективна, поскольку отражает объективное соотношение дополнительно потребляемого товара и уровня насыщения. Но она относительна и субъективна, потому что каждый отдельный потребитель сам, самостоятельно, исходя из своих представлений (субъективно), определяет и свою потребность, и свой уровень насыщения.

Рис. 9. Уровень насыщения и предельная ценность дополнительно потребляемого товара.

2.1.3. Бюджетное ограничение – это сумма средств, которыми располагает потребитель в любой данный момент времени[89].

При полном удовлетворении какой-либо одной потребности и неудовлетворении остальных потребностей ценность потреблявшихся и оказавшихся избыточными благ определяется для потребителя их способностью быть товарным эквивалентом (при обмене на товары, способные удовлетворить иные потребности) или их ликвидностью (при продаже с целью приобретения указанных товаров).

При некотором удовлетворении всех потребностей и лимите денежных средств, определяющих покупательную способность, потребитель может стремиться к последовательному полному удовлетворению всех потребностей в очередности, определяемой их рангом (как следует из гипотезы Маслоу А.), либо к равному уровню удовлетворения всех потребностей (к равнонасыщенности), либо к достижению иной цели. В реальной жизни, по-видимому, имеет место широкий спектр вариантов поведения, включающий в себя (как крайние граничные случаи) стремление к равнонасыщенности и ранжирование потребностей.

 

Рис. 10. Бюджетная линия.

 

2.1.4. Основываясь на представлении о существовании предельной ценности блага, можно определить следующую стратегию поведения потребителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.