Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Социальное страхование




 

2.2.11. Страхование от производственного травматизма. Согласно критериям Бюро трудовой статистики несчастные случаи на производстве делятся на три категории: случаи, которые не связаны с потерей нормальной трудовой активности; случаи, связанные с ограничением обычной трудовой способности; случаи, которые приводят к утрате трудоспособности на один рабочий день или более. В 1999 г. зарегистрировано 5,7 млн. зафиксированных несчастных случаев в США. До утверждения программ государственного страхования по производственному травматизму единственным способом получения денежной помощи как для пострадавших рабочих, так и для семей, потерявших кормильца, было возбуждение иска против предпринимателя, допустившего небрежность и нанесшего ущерб.

Первыми законами о страховании от производственного травматизма стали принятый в 1908 г. Национальный закон об ответственности работодателей (National Employer's Liability Act), закон о компенсации федеральным служащим (Federal Employees Compensation Act) 1916 г[120]. В соответствии с законом о безопасности труда на производстве (Occupational Safety and Health Act) 1970 г. было учреждено независимое федеральное агентство — Управление охраны труда на производстве, обеспечивающее соблюдение норм закона на территории США. В каждом штате действуют свои законы и исполнительные органы в сфере безопасности труда, дополняющие федеральное законодательство. Для помощи пострадавшим создана государственная система страхования от производственного травматизма (Workers Compensation), предусматривающая выплату денежных пособий и оказание медицинской помощи пострадавшим и их семьям.

Система страхования от производственного травматизма состоит из независимых программ штатов и специальных федеральных программ. В 1999 г. страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было охвачено 124 млн. человек. Основные принципы штатных программ страхования производственного травматизма идентичны, но они имеют значительные различия в определении суммы пособий, методах административного регулирования, условиях реализации программ. На федеральном уровне страховые программы охватывают гражданских работников федерального правительства, грузчиков и портовиков, находящихся вне юрисдикции отдельных штатов, шахтеров, ставших инвалидами вследствие заболеваний легких, а также иждивенцев, оставшихся после их смерти. Федеральные программы находятся в ведении Министерства труда США. Программами штатов обычно руководят комиссии по страхованию от производственного травматизма или специальные подразделения департаментов труда. Страховые взносы во всех штатах взимаются с предпринимателей. Страхование основано на принципе предоставления денежных выплат и медицинского обслуживания без выяснения какой-либо степени вины как предпринимателя, так и рабочего с целью социальной защиты рабочих. Предприниматели, участвующие в страховании, несут бремя оплаты производственного травматизма. Страховые выплаты предоставляются также в связи со смертью, наступившей в результате несчастного случая на производстве.

Страхование во всех штатах предусматривает оплату медицинских услуг и денежные пособия пострадавшим[121]. Расходы на выплаты пострадавшим на производстве в США в течение 1990 гг. оставались примерно на уровне 40-43 млрд долл. в год[122].

Если человек признан полностью и окончательно утратившим трудоспособность, то он после пятимесячного периода ожидания подпадает под другую программу социального страхования, которая обеспечивает выплаты пенсионерам, утратившим кормильца, инвалидам и членам их семей, а также предоставляет медицинскую помощь.

В России 24.07.1998 г. принят федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ, вступивший в силу в 2000 г. Обеспечение по страхованию осуществляет страховщик – Фонд социального страхования РФ. Страховой тариф – ставка страхового взноса, рассчитываемого по отношению к сумме заработной платы застрахованного лица. Страховые тарифы в РФ дифференцируются в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится отрасль[123]. Страховые тарифы являются не только источником средств для обеспечения социальной защиты, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного работника. Страховые тарифы создают также экономическую заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

2.2.12. Система пенсионного обеспечения. Пожилые люди могут быть материально обеспечены, за счет семьи, за счет ранее сделанных сбережений, продолжая работу, получая пенсии от государства. Система пенсионного обеспечения — одна из главных гарантий социальной защиты граждан. Она выполняет социальную и стимулирующую функции. Так, пенсия способствует обеспечению нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность. Пенсионная система, увязывая результаты трудовой деятельности с размером будущей пенсии, стимулирует активность трудоспособной части населения. Пенсионное обеспечение играет серьезную роль только в развитых странах и в части стран со средним уровнем развития. В остальной части мира по традиции дети содержат пожилых родителей, пытающихся трудиться по мере сил.

Основными принципами пенсионного обеспечения являются всеобщая солидарность поколений, обеспечение адекватного размера пенсий, государственные гарантии пенсионного обеспечения, равенство прав и единство норм пенсионного обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий, обязательность и всеобщность страховых взносов. На основании этих принципов в каждой стране создана собственная пенсионная система. Пенсионные системы различаются методами их финансирования. Применяются следующие основные способы. Распределительный (нефондируемый) способ основан на принципе солидарности поколений, когда покрытие расходов на выплату пенсий производится из текущих поступлений, в основном из взносов работодателей и работающего населения. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you-go) — «плати, пока ходишь». Он был впервые законодательно закреплен по инициативе канцлера Германии Бисмарка в конце XIX в. При использовании накопительного (фондируемого) способа за счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем. В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе[124], пенсионные системы имеют три уровня[125]. В России системы пенсионного обеспечения на принципах социального страхования были созданы в конце XIX в[126].

В 1990 гг. в России был создан внебюджетный Пенсионный фонд РФ, обособленный от государственного бюджета, аккумулирующий страховые взносы, предназначенные для выплаты пенсий. Пенсионная система РФ построена по «распределительному принципу» на принципе солидарности поколений, при котором молодое трудоспособное поколение поддерживает старшее поколение, которое уже не способно трудиться. Пенсионеры получают пенсии за счет работающих. Поэтому необходимо поддерживать баланс примерного равенства всех взносов и всех выплат.

Распределительные пенсионные системы преобладают в современном мире, являются прозрачными и относительно простыми в управлении. Но они находятся в кризисной ситуации в результате старения населения, уменьшения соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Кроме того, рост среднего уровня жизни требует увеличения размеров пенсий. Как следствие, увеличиваются обязательства государства перед пенсионерами, возникает необходимость увеличения обязательных пенсионных отчислений, растут расходы на финансирование распределительной пенсионной системы (даже в самых благополучных странах они достигают 10% ВВП). Образуется порочный круг, который в рамках этой системы разорвать невозможно. Решением проблемы является переход к системе, основанной на взносах предприятий, на инвестировании накопленных активов, а также использование добровольных пенсионных накоплений граждан. Реформы в каждой стране проводятся по-своему — с учетом демографических, культурных, социальных, политических, финансовых особенностей и возможностей. В ЕС предполагается, что за период с 1998 по 2020 г. доля в пенсионных выплатах PAYG снизится с 84 до 64%, а сумма частных пенсионных активов возрастет с €2 млрд. до €11,8 млрд. в 2020 г.

В 2002 г. в России были приняты законы «О трудовых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании»[127]. Согласно их положениям из взносов в ПФР (28%) 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты «базовой» государственной пенсии, 8%-14% от оплаты труда подлежит уплате на «страховую часть трудовой пенсии» в зависимости от возраста (для молодых людей он меньше, а чем человек старше — тем он больше). Из этих денег выплачиваются пенсии, размер которых определяется в зависимости от стажа работы и размера заработной платы. Причем эти активы не инвестируются, а подлежат выплате сегодняшним пенсионерам. Третья часть взноса в ПФР откладываются для формирования «накопительной части трудовой пенсии» (чем старше человек, тем меньшая часть страхового взноса идет на накопление). Эти средства должны накапливаться, инвестироваться и далее использоваться на выплату «накопительной пенсии», размер которой строго зависит от величины, накопленной на счету каждого конкретного гражданина.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей — базовой и страховой. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Все составные части пенсии — базовая, страховая и накопительная — подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальные предприниматели, адвокаты. Застрахованными лицами являются граждане России, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Пенсионное обеспечение населения находится под влиянием идеологических, политических, экономических, общественных факторов. Их изменение определяет необходимость адекватных изменений в пенсионном обеспечении. По мере развития рыночной экономики контингент лиц, не имеющих трудового (страхового) стажа, будет расширяться, а роль социальных пенсий возрастать. Государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.

Негосударственная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, экономических, социальных институтов и норм, цель которых — дополнительное материальное обеспечение нетрудоспособного населения на основе добровольных договорных отношений, которые оформляются в период трудоспособного возраста человека. НПФ — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение.

Система негосударственного пенсионного обеспечения должна содействовать созданию сбережений для выравнивания колебаний доходов в различные периоды для каждого участника и страхованию от риска неудачных инвестиций и от инфляции в случае долгожития.

Негосударственные пенсии финансируются в рамках накопительной системы, размер взносов определяется договорными соглашениями. Накопительная система строится на резервировании денежных средств работника в период его трудоспособного возраста на именных пенсионных счетах.

Финансирование негосударственных пенсий в рамках накопительной системы позволяет обеспечить создание сбережений для выравнивания колебаний доходов в нетрудоспособном периоде для каждого участника фонда. С точки зрения этой социальный функции четко прослеживается функциональное единство негосударственного пенсионного обеспечения и государственного в части законодательства о трудовых пенсиях — выравнивание доходов в различные периоды жизни человека (трудоспособный и нетрудоспособный периоды).

Негосударственное пенсионное обеспечение не является альтернативой государственной пенсионной системе. Государственная накопительная пенсионная система является обязательной для трудоспособного населения и все охватывающей. Она гарантирована государством и должна обеспечить возможность удовлетворять основные потребности человека в нетрудоспособном возрасте. Негосударственное пенсионное обеспечение является добровольным, оно удовлетворяет дополнительные потребности, которые не могут быть реализованы через государственную накопительную пенсионную систему.

Таблица 12.1. Пенсионная система России
     
Численность пенсионеров, млн. чел. 35,2 38,5
Среднедушевые денежные доходы, руб./мес    
Средняя пенсия, руб.    
Соотношение пенсии и доходов 0,40 0,25

Необходимость и возможность негосударственного пенсионного обеспечения определяется низким уровнем государственной пенсии; дифференциацией населения по доходам; возможностью коммерческих организаций самостоятельно планировать уровень социальной защиты своих работников.

Расчетный размер трудовой пенсии для лиц с трудовым стажем (мужчины — 25 лет, женщины — 20 лет) имеет установленный законодательством «потолок». Размер компенсации за утрату трудоспособности по возрасту в государственном пенсионном законодательстве определяется на основе среднемесячной заработной платы по РФ (соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в размере не более 1,2) (п. 2 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях»). Среднемесячная заработная плата по стране в несколько раз меньше дохода работника предпенсионного возраста. Дифференциация населения по доходам приводит к тому, что часть населения может откладывать денежные средства в НПФ, тем самым самостоятельно формируя величину своей дополнительной пенсии.

Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному. Оно может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики, либо территорий, и в форме личного пенсионного страхования граждан, накапливающих средства на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Она должна удовлетворять ряду требований. Прежде всего, она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм. Она должна быть увязана с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения. Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть учреждена с установленными выплатами, или с установленными взносами. Она может быть солидарной, либо накопительной, или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. Все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (должен быть обеспечен актуарный баланс).

В случае, если такая система удовлетворяет установленным требованиям, ей должны быть предоставлены определенные налоговые льготы. В частности, для организаций, имеющих такие пенсионные системы, мог бы быть установлен предел заработка для взимания взносов на государственное пенсионное обеспечение. Взносы, отчисляемые организациями на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их налогооблагаемой базы. В целях обеспечения справедливой распределительной политики необходимо установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы. Общий предел взносов, взимаемых на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение, мог бы быть установлен на уровне тарифа взносов, взимаемых на государственное пенсионное обеспечение.

Большая часть активов профессиональных пенсионных систем будет использоваться на накопление и инвестироваться в развитие экономики, поэтому целесообразно освободить от прямого налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов. Необходимо облагать налогом пенсии, выплачиваемые по дополнительным профессиональным пенсионным системам. Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под государственным контролем. Пенсионное законодательство не должно определять конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Их должны устанавливать учредители негосударственных пенсионных систем. Но законодательство об этих системах должно установить определенные ограничения в отношении характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения.

Корпоративные накопительные фонды могли бы учреждаться отдельными работодателями или объединениями работодателей, в том числе на профессиональной или региональной основе исключительно для финансирования льготных досрочных пенсий сотрудникам с тяжелыми (вредными) условиями труда.

Государство должно нести определенную ответственность за инвестиционную доходность вложений активов пенсионных фондов в виде некоторой минимальной ставки доходности, гарантированной государством. Дальнейшее вовлечение частных финансовых институтов (частных управляющих компаний, корпоративных и частных накопительных фондов) в систему пенсионного обеспечения позволит сократить участие государства в гарантировании минимальной доходности. Гарантии частного сектора, включая учредителей, выразятся в том, что за счет доходных и надежных инвестиционных схем негосударственные накопительные фонды смогут обеспечить участникам доход, превышающий минимальную гарантированную доходность государственного фонда. Обеспечивать доходности частных фондов должны компании по управлению пенсионными активами.

С целью повышения привлекательности для населения накопительной части пенсионных систем необходимо решить вопросы наследования и завещания. Это еще более актуально в свете проблемы собираемости взносов: перераспределение ставок обязательных пенсионных взносов с увеличением доли прямых выплат непосредственно из заработной платы остается во многом формальностью без введения наследования в.

Законодательством РФ коммерческим организациям предоставляются льготы по налогообложению при заключении пенсионных договоров с НПФ в пользу своих работников. Предприятия, заключившие с НПФ пенсионные договоры, имеют право в пределах 12% от затрат на оплату труда расходовать на эти цели и включать в себестоимость продукции или услуг. Учредителями большинства НПФ являются коммерческие организации. Как учредители фонда они во многом определяют внутренний контроль над деятельностью фондов[128].

Жесткий контроль над деятельностью фондов НПФ и в то же время отсутствие государственных гарантий по защите пенсионных накоплений в НПФ создает дополнительные риски в функционировании этой структуры. Деятельность НПФ - некоммерческая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и/или физических лиц, передачи этих средств компаниям по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также другие действия по выполнению обязательств перед гражданами. На НПФ - финансовый институт, участник инвестиционного процесса в качестве, влияют различного рода риски, связанные с обеспечением сохранности и доходности пенсионных накоплений.

В зависимости от контингента участников НПФ фонды подразделяются на корпоративные, открытые, смешанные. В корпоративных фондах более чем 75% участников формируются из числа работников организаций — учредителей фонда. В открытом фонде численность участников из числа работников организаций-учредителей - менее 25%. В смешанном фонде доля участников из числа работников предприятий-учредителей - более 25%, но менее 75%. В настоящее время функционирует примерно 50% корпоративных, 34% смешанных, 16% открытых фондов.

В финансовых потоках НПФ основными элементами являются пенсионные резервы, их размещение и выплаты негосударственных пенсий согласно выбранной пенсионной схеме.

Пенсионные резервы — совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Пенсионный договор — соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию. В практике работы НПФ в зависимости от того, является вкладчик юридическим лицом или физическим, по-разному формируются пенсионные резервы.

В корпоративных фондах используется двухканальная схема для формирования пенсионных резервов участника. Наряду с ежемесячными поступлениями взносов от участника (источник взносов — заработная плата участника) предприятие перечисляет на его именной пенсионный счет взносы от предприятия. Вкладчик (юридическое лицо) ежемесячно дает распоряжение о сумме взносов, зачисляемых на именные пенсионные счета. В открытых фондах, как правило, существует один канал формирования пенсионных резервов за счет отчислений с заработной платы участника. Особенность этой схемы состоит в том, что на начальной стадии накопления пенсионные резервы персонифицируются по конкретным участникам, обязательства фонда формируются перед каждым участником фонда, которому открыт именной пенсионный счет. Пенсионные резервы по данной схеме на этапе накопления наследуются по закону, участник может расторгнуть пенсионный договор, и ему выплачивается выкупная сумма согласно правилам фонда.

Вкладчик (юридическое лицо) имеет право заключать пенсионные договоры по солидарной схеме, когда отсутствует персонификация взносов на стадии накопления. Обязательства фонда на накопительной стадии формируются перед вкладчиком (вкладчику открывается солидарный пенсионный счет), солидарный счет предусматривает правопреемственность и на стадии выплат пенсий участникам часть солидарного счета может трансформироваться в именные пенсионные счета участников по распоряжению вкладчика.

Размещение пенсионных резервов характеризует инвестиционный потенциал НПФ. Наличие временного промежутка между поступлением взносов и пенсионными выплатами позволяет НПФ до завершения всех выплат использовать его для финансирования инвестиционных программ фонда. Поскольку НПФ являются некоммерческими организациями, то весь доход от размещения пенсионных резервов (законодательно фондам разрешено не более 15% дохода от размещения пенсионных резервов использовать на покрытие расходов фонда) распределяется на именные и солидарные пенсионные счета в основном с учетом величины пенсионных резервов на конкретном счете и срока их накопления. Порядок распределения дохода определяется правилами конкретного фонда.

Инвестиционный ресурс НПФ находится в зависимости от способа образования пенсионных резервов. Теоретически могут быть выделены три основных метода финансирования деятельности НПФ: безрезервный (метод покрытия текущих расходов); полного резервирования; последовательного создания пенсионного резерва.

Безрезервный метод не предполагает образования полномасштабного пенсионного резерва за счет поступающих в фонд пенсионных взносов. Основная часть этих взносов используется для покрытия текущих пенсионных выплат, поступающих, как правило, физическим лицам, достигшим пенсионного возраста и не вносящим на данный момент пенсионные взносы. По сути дела в этом случае используется финансирование пенсионного обеспечения по принципу «договора поколений». Небольшой резерв, образуемый фондами, использующими данный метод, предназначается, как правило, не для выплаты будущих пенсий участникам, а для покрытия возрастающих в будущем издержек пенсионной системы. Поэтому в качестве инвестиционного ресурса данный резерв или не используется вообще, или используется в течение очень ограниченного срока. Этот метод характерен в основном для сложившейся в советское время государственной системы пенсионного обеспечения, в НПФ практически не используется. Он может быть эффективен при неустойчивом экономическом развитии с большой инфляцией и возможными экономическими кризисами.

При использовании метода полного резервирования все пенсионные взносы участников и вкладчиков фонда (за вычетом установленной нагрузки на покрытие издержек фонда по ведению дела) поступают в резерв. Он используется для финансирования инвестиционных программ фонда, а полученный инвестиционный доход (в заранее определенном в пенсионном договоре размере) автоматически направляется в пенсионный резерв каждого участника (начисляется на персональные счета участников). После наступления пенсионного основания все накопленные средства поступают участникам в порядке, предусмотренном договором. Определяемый в договоре размер инвестиционного дохода регулируется ожидаемой процентной ставкой. Предполагается, что все вкладчики и участники фонда полностью оплачивают свои будущие пенсии, поскольку рыночная процентная ставка по существу является платой за время отсрочки текущего потребления. Получая инвестиционный доход в виде разницы между денежной суммой выплаченных фондом пенсий и номинальной стоимостью взносов, участники фонда тем самым только возмещают свои альтернативные издержки, т.е. компенсируют упущенные возможности получения дохода от иного использования денежных ресурсов. В целом за весь срок участия в фонде по каждому участнику в отдельности соблюдается принцип эквивалентности обязательств. Однако в каждый данный момент времени (до завершения участия в фонде) между современной дисконтированной стоимостью выплат и современной стоимостью взносов существует различие, которое определяет величину резерва по каждому участнику фонда. Суммарный объем пенсионного резерва по всем участникам фонда на какой-либо момент времени характеризует имеющийся на данный момент времени общий инвестиционный потенциал фонда, образуемый за счет привлеченных средств.

Основным при заключении индивидуальных пенсионных договоров является метод полного резервирования, предлагающий перечисление пенсионных взносов вкладчиков и участников на именные пенсионные счета участников. Он применяется преимущественно в НПФ открытого типа. На первой стадии роста НПФ происходит очень быстрое увеличение резерва за счет накопления взносов и образованием инвестиционного дохода. После прекращения поступления взносов ситуация может складываться по-разному. Если выплаты осуществляются быстро, то пенсионный резерв исчерпывается. При выплате в течение ряда лет после прекращения поступления взносов происходит постепенное снижение объема резерва. Если пенсионным договором предусмотрена отсрочка выплат, то резерв в период отсрочки продолжает расти за счет прироста инвестиционного дохода, а потом снижается. Но к моменту завершения срока выплат этот уровень по каждому из контрактов сводится к нулю. Динамика суммарного объема всех пенсионных резервов участников НПФ, определяющая изменение его общего инвестиционного потенциала, в каждом НПФ может складываться специфическим образом в зависимости от особенностей сочетания индивидуальных договоров с разным порядком поступления взносов и осуществления выплат, от сроков заключения и действия договоров, возраста участников и т. д. Но общей закономерностью динамики является снижение инвестиционного потенциала НПФ на стадии зрелости, когда начинается массовая выплата пенсии участникам фонда. Преодолеть эту закономерность и стабилизировать инвестиционный потенциал фонды могут только за счет привлечения новых вкладчиков и участников или продления уже имеющихся договоров.

Метод последовательного создания пенсионного резерва применяется подавляющим большинством НПФ корпоративного типа. При этом для всех участников фонда или для какой-либо их группы образуется единый солидарный счет. НПФ несет обязательства выплачивать из этого счета пенсии, эквивалентные дисконтированной стоимости взносов всех участников и вкладчиков фонда, но размеры выплат отдельным участникам не равны дисконтированной стоимости их взносов. Помимо взносов они определяются другими факторами: стажем работы на предприятии, размерами заработной платы и т.п. Поэтому полученный инвестиционный доход не перечисляется автоматически на именные пенсионные счета участников (они - лишь средство учета индивидуальных взносов участников), а существует как особая часть солидарного пенсионного счета НПФ, дополняющая взносы участников и вкладчиков фонда. Пенсионные выплаты каждому участнику поступают из общей суммы взносов, аккумулируемых НПФ, и лишь при превышении суммарной стоимости текущих выплат над взносами дополняются поступлениями из инвестиционного дохода. При использовании метода последовательного создания резерва, как и в случае полного резервирования, величина инвестиционного потенциала НПФ, образуемого за счет привлеченных средств, претерпевает значительные изменения на разных стадиях функционирования фонда.

Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, определяются Правительством РФ. Они должны определять:

- порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда, их размеры, периодичность и продолжительность внесения;

- порядок получения участниками фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность, продолжительность выплат;

- методику актуарных расчетов обязательств фонда перед его вкладчиками (участниками);

- методику расчета размеров выкупных сумм;

- порядок ведения именных и солидарных пенсионных счетов;

- возможность или невозможность наследования накоплений участников фонда.

Обязательным условием применения пенсионной схемы фонда является получение участником фонда пенсии в размере 0,5 минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством РФ на момент заключения пенсионного договора.

2.2.13. Косвенными методами регулирования рынка труда являются налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. (в США приняты в 1930 гг.). Являясь одновременно мерами общеэкономического регулирования, они воздействуют на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

2.2.14. Одним из важнейших элементов экономической инфраструктуры рынка являются биржи труда (службы занятости, трудоустройства, содействия найму). Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. Биржи труда в России возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах (Москве, Петербурге, Риге, Одессе). До 1917 г. в России имелось много платных частных посреднических контор. В настоящее время функции бирж труда выполняют государственные бюро занятости, подчиненные министерствам труда. В их задачу входит оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу; изучение спроса и предложения рабочей силы; предоставление информации о требующихся профессиях; профориентация молодежи. Во Франции, Великобритании, Италии они ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Во Франции службой, ответственной за положение дел в области занятости, является Национальное агентство по занятости, созданное в Министерством труда, занятости и профессионального обучения1967 г. Оно оказывает помощь лицам, ищущим работу, нуждающимся в образовании или в профессиональном совете, и работодателям, заинтересованным в найме или перераспределении рабочей силы; участвует в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы; занимается разработкой контрактов по подготовке кадров, обучению ремеслу и возвращению на работу, договоров на переподготовку, целенаправленную стажировку, приобщение к профессиональной жизни, смену профессии или повышение квалификации; проводит семинары по методике поиска работы, по углубленной профориентации, по оценке уровня профессиональной компетентности.

Существуют платные частные («рекрутинговые») агентства по найму рабочей силы, имеющие различную специализацию (в США - около 15 тыс.), а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодежных организациях. Биржи труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Их направления не являются обязательными. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий.

В середине 1980 гг. в регулировании рынка труда произошли изменения, связанные с практическим воплощением в жизнь во многих развитых странах теоретических концепций неоконсерватизма. Они исходили из предположения о том, что рынок труда вследствие зарегулированности потерял гибкость и по существу перестал быть рынком. Ему было присуще состояние хронического неравновесия в результате масштабного вмешательства регулирующих субъектов в механизм функционирования рынка. В результате в экономике слабо росла эффективность производства и существовала устойчивая и массовая безработица. Ускорение НТП, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках требуют от совокупной рабочей силы повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильности. Но такая мобильность немыслима в условиях перерегулирования рынка государством и профсоюзами.

2.2.15. Выходом из положения, по мнению неоклассиков, является дерегулирование и флексибилизация рынка труда (повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям) с существенным усилением механизма конкуренции. Флексибилизация предполагает применение гибкой системы оплаты труда, основанной на принципе индивидуализации ставок заработной платы с возрастанием роли единовременных выплат. Ставки должны быть увязаны не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Должно быть обеспечено участие работников в прибылях компании с несением ими рисков убытков предприятия. Возрастала роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получали распространение такие виды занятости, как надомничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.

В рамках дерегулирования возникло требование о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления конкуренции на рынке труда; возникло представление о том, что важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальные трудовые соглашения. Флексибилизация направлена не на демонтаж системы регулирования рынка труда и ликвидацию социальных гарантий трудящихся (следствием этого стало бы серьезное обострение социальных отношений), а на поиск такого механизма его функционирования, который позволил бы оптимально сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом.

2.2.16. Законодательство большинства стран закрепляет основные условия получения пособия по безработице[129]. В России регулирование занятости и безработицы осуществляется на основании закона «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г., а также Положения о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятого правительством РФ 17.11.1992 г[130]. Законодательством РФ установлено, что безработным, желающим осуществлять предпринимательскую деятельность, оказывается финансовая помощь (предоставляется субсидия) в сумме, не превышающей 12-кратного размера средней заработной платы, сложившейся в субъекте федерации на момент заключения договора между органом по вопросам занятости и гражданином.

2.2.17. Элементом рынка труда является кадровая работа на фирме. Она включает найм работников, управление персоналом, мотивацию и формы оплаты труда, профессиональную подготовку и переподготовку. При этом используется теория человеческого капитала [131]. Масштабы и методы найма рабочей силы в фирме определяются факторами внутреннего характера (стратегией развития фирмы и результатами ее деятельности, возможностями подготовки кадров) и положением на национальном рынке рабочей силы[132].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.