Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные[271] экономические отношения




Лекция 33. Мировая экономика и

Часть 5.

 

Таблица 33.1. Сравнительная характеристика отдельных стран.
  ВВП по ППС, $ млрд. Доля ВВП по ППС, % ВВП на душу населения, $ ВВП на душу населения. В США=100%
В мире 54975,7     21,5
Россия 1697,5 3,09   26,5
Австрия 280,8 0,51   81,8
Великобритания 1901,7 3,46   75,8
Германия 2514,8 4,57   73,2
Дания 182,2 0,33   80,7
Ирландия 157,9 0,29   91,3
Испания 1183,5 2,15   65,4
Италия 1626,3 2,96   66,5
Люксембург 32,6 0,06   168,0
Нидерланды 566,6 1,03   83,3
Норвегия 219,8 0,40   114,1
Франция 1862,2 3,39   71,1
Швейцария 266,3 0,48   85,2
Швеция 288,9 0,53   76,8
Эстония 22,4 0,04   40,0
  20,20    
США 12376,1 22,51   100,0
Канада 1133,0 2,06   84,2
Мексика 1175,0 2,14   27,2
  26,71    
Аргентина 419,0 0,76   26,5
Бразилия 1583,2 2,88   20,6
Боливия   0,06   8,7
Венесуэла 262,5 0,48   23,7
Колумбия 263,7 0,48   15,1
Парагвай 23,0 0,04   9,4
Перу 176,0 0,32   15,5
Уругвай 30,6 0,06   22,2
Чили 199,6 0,36   29,4
Эквадор 86,3 0,16   15,7
    5,6    
КНР 5333,2 9,70   3,4
Макао 17,6      
Гонконг 243,1      
Сингапур 180,1      
Тайвань 590,5      
Китай ∑ 6364,5 11,58    
Катар 55,8 0,1   164,8
Кувейт 110,4 0,2   107,9
Йемен 46,2 0,08   5,5
Израиль 156,7 0,28   57,2
Индия 2341,0 4,26   5,1
Индонезия 707,9 1,29   7,8
Иран 734,6 1,34   25,7
Бангладеш 173,8 0,32   3,0
Австралия 671,5 1,22   78,7
Новая Зеландия 100,7 0,18   58,9
Габон 17,8 0,03   30,6
Ботсвана 20,5 0,04   28,9
ЮАР 397,5 0,72   20,3
Нигерия 247,3 0,45   4,5
Танзания 35,9 0,07   2,4
Мозамбик 14,4 0,03   1,8
Малави 8,6 0,02   1,7
Эфиопия 42,5 0,08   1,4
Зимбабве 6,2 0,01   1,3
Бурунди 3,1 0,01   1,0
Либерия 1,2 0,00   0,9
Д.Р.Конго 15,7 0,03   0,6

 

5.1.1. Мировая экономика — это сложная экономическая система. Ее относительно автономными подсистемами являются национальные экономик, взаимно связанные, дополняющие и зависящие друг от друга движением товаров и услуг, труда, капитала, валюты, информации и прав, движением факторов производства[272]. Это движение определяет сущность мирохозяйственных (внешнеэкономических) связей и международных экономических отношений, существующих между странами.

5.1.2. Эволюция. Мировое хозяйство начало складываться очень давно. Первоначально вследствие очень низкой плотности населения на планете оно представляло собой совокупность хозяйств отдельных родов, эпизодически (случайно, либо в силу необходимости разового обмена) контактирующих друг с другом. Жизнь и хозяйственная деятельность родов регулировалась традиционными нормами. Рост численности населения, накопление информации о мире (о среде своего обитания), технический прогресс и определяемое им общественное разделение труда предопределили систематический характер межродовых контактов, развитие меновой торговли между ними, регулируемые межродовыми (межплеменными) обычаями (нормами обычного права).

Переход к оседлости, возникновение редистрибутивных протогосударств (Шумер, Вавилон, Египет, Мохенджо-Даро) и государств-полисов Древней Греции способствовало возникновению между ними сначала - меновой, а затем – товарно-денежной торговли (древесиной, металлами и металлоизделиями, скотом, мехами, шелком, медом, ювелирными изделиями и другими продуктами охоты, ремесла и земледелия). Пространственные масштабы мирового рынка древности были огромны. Так, в Рим доставляли шелк и фарфор из Китая, пряности из Индии и Индонезии. Медные и бронзовые изделия с Кавказа, Южного Урала и Алтая расходились по всей Евразии. Помимо рынка товаров постепенно возникает и расширяется рынок услуг. Финикийские и греческие купцы оказывали услуги, перевозя иноземные грузы и пассажиров.

В Восточном Средиземноморье и Западной Азии формируется центр мирового хозяйства и мирового рынка, постепенно расширяющегося и охватывающего Южную Азию, Западную и Северную Европу, затем Юго-Восточную и Восточную Азию, Россию, Америку, Австралию и Океанию. Развитию мировой торговли товарами и услугами способствовали прогресс техники (появление машин, использование гидро- и ветровой энергии, развитие средств транспорта и связи), повышение товарности национальных экономик и расширение сферы действия товарно-денежных отношений), великие географические открытия XV — XVII вв.

Жажда золота и заморских товаров инициировала экспедиции из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака способствовали расширению мирового рынка, включению в него огромных новых регионов. Стабилизации мирохозяйственных связей, росту из интенсивности, усилению плотности и усложнению конфигурации способствует в XIX в. начало массового производства для внутреннего и внешнего рынков готовых изделий (простых и дешевых потребительских товаров) в Западной Европе, а затем в Северной Америке, России и Японии, появления пароходов, железных дорог, телеграфа. В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг[273], как совокупность национальных рынков[274].

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства — капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, знаний. Их потоки первоначально генерировались в небольшой группе развитых стран, расходясь из них по всему миру. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы вкладывались в предприятия Америки и России. Эмигранты из Европы осуществляли хозяйственное освоение просторов Северной Америки, Южной Африки, Австралии и других регионов планеты. Европейские предприниматели распространяли по всему миру достижения научно-технического прогресса (электричество, двигатель внутреннего сгорания, механические средства передвижения). Колониальные и развивающиеся страны экспортировали рабочую силу. Международное движение факторов производства стало взаимным, но не симметричным.

Мировое хозяйство как целостная экономическая система стало формироваться на рубеже XIX—XX вв. В XX веке оно претерпело значительные метаморфозы. С начала I мировой войны, затем революций и гражданских войн, системного кризиса капитализма (начавшегося в октябре 1929 г. обвалом Нью-йоркской фондовой биржи) мирохозяйственные связи сворачивались (с частичным их восстановлением в 1920 гг.). Их восстановление и стабильное развитие началось только после II мировой войны. Объем мировой торговли 1913 г. был восстановлен только к середине 1950 гг.[275]., а объем движения факторов производства — еще позже.

С 1951 г. стали создаваться региональные экономические объединения (ЕЭС, СЭВ и др.). С 1948 г. в рамках ГАТТ осуществляется глобальная экономическая интеграция, восстанавливается мировой рынок ссудного капитала. В 1980—1990 гг. в развитых странах формировалось новое индустриальное общество, многие отстающие страны активно преодолевали экономическое отставание (новые индустриальные страны, КНР и др.), бывшие социалистические страны восстанавливали рыночную экономику.

5.1.3. Основные причины возникновения и развития международных экономических отношений заключаются в неравномерности распределения по территории планеты природных ресурсов (месторождений полезных ископаемых, пресной воды, пахотных земель, света, тепла и влаги), неравномерности научно-технического прогресса в разных странах и регионах, различной наделенности стран факторами производств. Следствием этого стало международное разделение труда (МРТ), специализация регионов и стран и их кооперирование; перемещение факторов производства между странами.

В результате МРТ отдельные страны специализируются на производстве товаров и услуг, в котором они имеют абсолютные и относительные преимущества. До конца XVIII — первой половины XIX вв. основой МРТ были различия в наделенности стран природными ресурсами (недрами, почвами, климатом, водными и лесными ресурсами и др.). Затем стала усиливаться специализация, определяемая различиями в наделенности стран другими факторами производства (капиталом, трудом, предпринимательскими способностями, знаниями)[276].

Страны используют изобилие одних и скудость других факторов для экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, экспортируют имеющиеся в изобилии и импортируют недостающие факторы производства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа; избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах; государства с развитой наукой вывозят технологию, информацию, права туда, где они в дефиците. Международное движение факторов производства зависит не только от спроса и предложения этих факторов в разных странах, но и от различной мобильности факторов, наличия барьеров для их движения и других обстоятельств. Объем международного движения факторов производства сопоставим с объемом международной торговли товарами и услугами.

На этой основе строятся теории международной торговли и международного движения факторов производства, которые описаны в последующих главах учебника.

5.1.4. Участие страны в МРТ, в мировой экономике характеризуется рядом показателей. Участие страны в мировой торговле оценивается экспортной, импортной и внешнеторговой квотами (kэ, kи, kТв), т.е. отношением экспорта (Э), импорта (И) и объема внешней торговли (Тв) к ВВП страны. Эти показатели не являются долями Э, И, Тв во всем объеме ВВП, потому что Э, И, Тв учитывается по ценам экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, а ВВП — только по добавленной стоимости. Величина kэ характеризует важность экспорта для национальной экономики, часто ее рассчитывают только по экспортируемым товарам[277]. Иногда рассчитывают долю импорта в розничном товарообороте (у России - около 40%), соотношение доли страны в мировом экспорте и ее доли в мировом ВВП по ППС для оценки активности участия страны в мировой торговле (у России - 0,7=2%/3%, у США - 0,7=14%/21%, у Японии - 0,9=8%/9%). Используют и абсолютные показатели, например, объем экспорта товаров и услуг на душу населения (у России - около $700, у США — свыше $3200, у Китая — примерно $150).

5.1.5. Показателями участия страны в международном движении капитала являются объем инвестиций за рубежом, сделанных и накопленных страной, по отношению к ее ВВП; объем накопленных в стране иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП; доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем государственного внешнего долга страны по отношению к ее ВВП и объем платежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг.

Участие страны в международном движении других факторов производства характеризует доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых, численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

Интернационализация[278] национальных экономик развивается, но не прямолинейно. Уровень экспортной квоты, существовавший у США в первые два десятилетия ХХ в., восстановился только в 1970—1980 гг. Не достигнуто то соотношение между вывозом капитала и внутренними инвестициями в развитых странах Европы, которое существовало в начале ХХ в. (например, Великобритания перед I мировой войной экспортировала капитала больше, чем инвестировала в стране). Скорость интернационализации - различна в разных регионах планеты, наиболее высока она в наиболее динамичных регионах — в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Увеличение уровня интернационализации национальных экономик происходило во второй половине ХХ века во многом в результате деятельности ТНК (транснациональных корпораций). Деятельность ТНК способствует завершению глобализации - превращения мирового хозяйства в единый глобальный рынок товаров, услуг, капитала, труда, знаний и прав.

5.1.6. Регионализация - это внешнеэкономическая ориентация страны на свой и соседние регионы мира. Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой во внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону (такие же развивающиеся или постсоциалистические страны, нередко небольшие по величине рынка). Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа (52% африканского экспорта в 1996 г.).

В экспорте товаров из США на другие американские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвестиций — менее .

Валютно-расчетные операции обслуживают, прежде всего, торговлю товарами и услугами, меньше — движение капитала. Поэтому характер регионализации валютно-расчетных отношений определяется, прежде всего, регионализация внешней торговли страны.

В меньшей степени регионализация свойственна международной торговле знаниями. Центры производства и экспорта знаний расположены преимущественно в развитых странах. Поэтому потребители знаний ориентируются на Европу, Северную Америку и Японию.

Преимущественно региональный характер имеют потоки международной миграции рабочей силы. Рабочая сила из Индии, Пакистана, Йемена и Египта мигрирует преимущественно в соседние арабские нефтедобывающие страны; поляки, турки, алжирцы, марокканцы и тунисцы — в соседние европейские страны. Латиноамериканцы мигрируют преимущественно в рамках своего региона, направляются в Северную Америку или в Испанию, мигранты из СНГ - в основном в Россию.

Регионализация является все более важным явлением хозяйственной жизни мира. Международные экономические отношения в последние десятилетия развиваются достаточно быстро, но наиболее динамично они развиваются внутри регионов и между соседними регионами.

Завершается формирование единого глобального рынка товаров, услуг, капитала, труда, знаний и прав. Регионализация это форма движения к этому рынку, - не препятствие для глобализации, а путь к ней. Регионализация – это процесс сращивания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями (в ХХ в. усиливались связи корпораций США, Канады и Мексики, быстро росли взаимосвязи компаний ЕЭС в 1950 – 2000 гг.).

Региональное интеграционное объединение регулирует интеграционные процессы между экономиками стран-участниц. В мире насчитываются десятки интеграционных объединений (ЕС и НАФТА, МЕРКОСУР и АСЕАН, СНГ, АТЭС и др. Они создаются на основе устойчивых связей между фирмами стран-участниц, на основе взаимной дополняемости их национальных экономик. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между фирмами стран-участниц, конкурирующий характер их национальных экономик в большинстве случаев определяет формальное существование этих объединений (в Африке), их неустойчивое развитие (СНГ) или их развал (СЭВ, созданный из политических целей). Юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Соглашение о свободной торговле США и Канады было заключено в 1989 г., в 1992 г. к нему присоединилась Мексика, НАФТА действует с 1994 г.).

Процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами не по итогам, а по ходу этого процесса (ЕЭС).

В интеграционных объединениях могут активно участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9/1,0, между Люксембургом и Грецией - 2,6/1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4/1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше — 2,6/1,0).

Важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.

5.1.7. До 1980 г. участие государства в экономике усиливалось. После 1980 г. наметилась обратная тенденция, стала осуществляться либерализация экономической деятельности. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами стал ослабевать, снижалось субсидирование отдельных отраслей, осуществлялось дерегулирование деятельности ТНК.

В развитых странах внешнеэкономическая либерализация начала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике до 1950—1960 гг. Развитые страны снизили уровень таможенного обложения после II мировой войны в несколько раз. Среднеарифметический уровень ставок таможенного тарифа на импортные товары в десяти ведущих развитых стран составлял 17% в 1913 г., 32% - в 1931 г. и 16% - в 1948 гг. В 1999 г. он составлял для США - 4,3%, Японии - 5,9%, ЕС - 6,6% (средневзвешенный уровень ставок на импортные товары по группе развитых стран - 3,9%).

С 1980 гг. активно либерализируется международное движения капитала. В развитых странах полностью либерализирован и ввоз, и вывоз капитала; практически полностью либерализированы валютно-расчетные отношения. Валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологий регулируется в целях предотвращения бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения. Ограничения сохраняются над международной миграцией рабочей силы. В развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).

Таблица 33.2. Энергия в 2003 г., млн. т.н.э.
  Производство Потребление
США    
КНР    
Россия    
Саудовская Аравия  
Индия    
Япония  

В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей уровень ставок тарифа в этих странах выше, чем в развитых странах (в ряде случаев - до 20 - 30%). В России средневзвешенный уровень ставок тарифа на импортные товары колеблется в пределах 13 - 14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17%, к концу столетия его планировалось снизить до 15%. Больше ограничений в этих странах на ввоз и особенно вывоз капитала. По данным МВФ, ограничения имелись в 126 из 182 стран - членов МВФ, преимущественно в странах развивающихся и с переходной экономикой. Но и в этих странах уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX — начале ХХ вв.

Внешнеэкономическая либерализация, особенно во внешней торговле, компенсируется нетарифными ограничениями. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, стандарты и санитарные нормы являются часто более эффективным барьером для импорта, чем таможенные пошлины. В начале 1990-х гг. под их действие подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям. Во всех странах, в т.ч. - и развитых, для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для приложения отрасли и сферы, особенно это относится к военно-промышленному комплексу, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация де-факто сочетается с протекционизмом, хотя либерализация преобладает.

В открытой экономике иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер. Но в мире почти нет полностью открытых (т.е. полностью либерализированых) экономик, за исключением нескольких небольших государств, есть более или менее открытые экономики.

В закрытой экономике протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности. В мире их осталось немного. Мировой опыт доказал, что существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста. Анализ по 117 странам мира показал, что там, где в последнюю четверть века экономика была закрытой, среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7%, а там, где проводилась политика открытой экономики, ВВП на душу был в пять раз выше.

5.2. Мировая торговля - наиболее распространенная форма МЭО. Это - процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками - резидентами разных стран. Товарооборот - сумма экспорта и импорта товаров, а соотношение между ними — торговый баланс. По методике ООН объем и динамика мировой торговли определяются по сумме экспорта всех стран мира.

Среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составлял в 1950 гг. - 6%; 1960 гг. - 8,2%; 1970—1980 гг. - 9,0% и в 1990-2000 гг. — 6% (среднегодовые темпы роста ВВП за этот период составляли 1,5%). Соответственно возрастал объем мировой торговли. В 1970 г. он составлял $0,3 трлн.; в 1980 г. - $1,9; в 1997 г. - $5,4 трлн. (с учетом экспорта услуг - $6,4 трлн.). Высокие темпы роста мировой торговли во второй половине ХХ в. были следствием повышения степени открытости национальных экономик развитых стран, углублением разделения труда между национальными экономиками, усиления их взаимной зависимости и дополняемости. К 2003 г. объем мировой торговли превысил $7 трлн.

5.2.1. Изменение товарной структуры мировой торговли является результатом НТП и углубления МРТ. В ХХ веке изменилась отраслевая структура мировой торговли. В начале ХХ в. мирового экспорта составляло сырье и продовольствие, в начале XXI в. на долю продукции обрабатывающей промышленности приходилось свыше ¾ мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля наукоемких машин и оборудования, информационно-коммуникационной техники и транспортных средств, химических товаров. Доля продовольствия, сырья и минерального топлива составляет около 20%.

5.2.2. Экспортный потенциал страны определяется объемом ее производства. Объем промышленного производства составлял в 2005 г. ($ млрд.) в США – 2271, Японии – 1308, Китае – 893, Тайване – 90, Сингапуре – 35, Германии – 721, Великобритании – 496, Италии – 417, Франции – 400, Канаде – 285, Испании – 274, Южной Корее – 247, Бразилии – 211, России – 182, Индии – 171, Мексике – 162, Австралии – 124, Индонезии – 113.

Объем продукции обрабатывающей промышленности в 2005 г. составлял ($ млрд.) в США – 1523, Японии – 894, КНР – 889, Германии – 495, Великобритании – 319, России – 138. Объем производства услуг составлял ($ млрд.) в США – 7807, Японии – 2920, Германии – 1729, Франции – 1391, Великобритании – 1371, России – 310.

Доля сельского хозяйства в развитых странах составляла (%): в Гонконге и Сингапуре – по 0,1, Великобритании – 1,0, Германии – 1,1, США – 1,2, Японии – 1,3, Норвегии – 1,6, Тайване – 1,7, Швеции – 1,8, Франции – 2,5, Польше – 3,4, России – 5,0; а в развивающихся странах: в Гвинее-Бисау – 62,6, Эфиопии – 46,9, Танзании – 44,8, Узбекистане – 31,1, Таджикистане – 24,2, Армении – 23,4, Индии – 21,1.

Таблица 33.3. Пшеница в 2005 г., млн. т.
  Произведено Потреблено
ЕС 136,1 117,2
КНР 91,0 104,3
Индия 72,1 71,9
США 58,7 31,9
Россия 45,3 38,0

В 2005 г. злаковых культур было произведено (млн. т) в КНР – 413,2, США – 389,1, Индии – 232,4, России – 76,2, Франции – 70,5, Индонезии – 65,3, Бразилии – 63,8, Канаде – 52,7, Германии – 51,1, Бангладеш – 41,0.

В 2005 г. мяса (млн. т) произведено в КНР – 74,3, США – 38,9, Бразилии – 19,9, Германии – 6,8, Франции – 6,3, Индии – 6,0, Испании – 5,5, Мексике – 5,0, России – 5,0, Канаде – 4,6.

Таблица 33.4. Товарная структура мирового экспорта, %
Основные группы товаров          
Продовольственные (в т.ч. – напитки и табак) 22,8 18,2 12,2 10,7 8,1
Сырье 31,0 16,7 7,5 5,9 7,4
Минеральное топливо 7,6 10,1 19,5 12,5 7,2
Продукция обрабатывающей промышленности, в т.ч.: 38,6 55,0 59,7 70,9 77,3
- оборудование, транспортные средства 10,6 21,2 27,9 35,1 43,5
- химические товары 4,6 6,2 7,2 9,0 9,4
- черные и цветные металлы 10,6 9,0 7,3 5,3 7,2
Текстильные и швейные изделия 8,7 5,4 4,9 6,8 7,1

Во второй половине ХХ в. быстро рос объем международного обмена услугами. Помимо традиционных видов услуг (транспортных, кредитных, страховых, туристических и др.) все большее место в международном обмене занимают новые виды услуг, развивающиеся под воздействием НТП (информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинговые и др.).

Источник: Monthly bulletin of Statistics. May 1960, 1965, 1997

5.2.3. Для мировой торговли характерно преобладание развитых стран. Так, в начале XXI в. на них приходилось около 75% мирового экспорта товаров. В торговле развитых стран преобладает взаимный товарооборот. На рынки развитых стран ориентирована в основном торговля развивающихся стран, их доля в мировом экспорте составляет около 15%. На страны с переходной экономикой приходится около 10% мирового вывоза товаров, причем доля России снижается (1,3%), а Китая вместе с Гонконгом растет (6,3%). Значение в мировой торговле стран — экспортеров нефти в последние годы значительно уменьшилось. Заметнее становится роль новых индустриальных стран, особенно азиатских. На страны с развитой экономикой в 2005 г. приходилось 71,6% мирового экспорта, G-7 – 42,3, ЕС – 31,3, Азию – 11,1, Латинскую Америку – 4,2, Африку – 2,2%. Экспорт составлял (%) в 2005 г. в ВВП Сингапура 84,9, Бельгии – 68,3, Белоруссии – 65,3, Эстонии – 61,9, а в ЕС – 14,1, Бразилии – 13,2, Японии – 10,2, США – 9,8.

5.2.4. Энергоэффективность, измеряемая отношением ВВП на единицу потребляемой энергии, составляла в 2003 г.: наивысшая: в Перу – 11,3, Гонконге – 10,9, Уругвае – 10,5, Бангладеш – 10,4, Марокко – 10,2; низшая: в Узбекистане – 0,8, Нигерии – 1,3, Казахстане – 1,9, России – 1,9, Украине – 1,9. Наибольшее потребление энергии на душу населения (кг.н.э.) в 2003 г. составляло в ОАЭ – 9907, Кувейте – 9566, Канаде – 8240, США – 7843, Финляндии – 7204, а в России – 4424.

5.2.5. В основе мировых цен лежат интернациональные издержки производства, тяготеющие к среднемировым затратам экономических ресурсов на производство данного товара и формирующиеся преимущественно под влиянием стран - основных поставщиков данных товаров на мировой рынок. Значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает определяемое конъюнктурой соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке.

Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

5.2.6. Торговля будет приносить экономический эффект в том случае, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом. Но межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами (т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом). Вполне достаточно, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам. Международная специализация стран на основе сравнительных преимуществ способствует экономии трудовых ресурсов в этих странах при сохранении в прежнем объеме (или даже увеличении) в них потребления товаров.

Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, меньше, чем в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с избыточными трудовыми ресурсами меньше, чем в других странах, где их недостает. Следствием этого являются различию относительных цен на одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда каждая страна стремится специализироваться на производстве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена.

В процессе международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах. Цены на факторы производства выравниваются следующим образом. При отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и ставка процента) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор — относительно выше. Участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (ставка процента) повышается. А спрос на труд – фактор, дефицитный в данной стране, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены — заработной платы. В другой стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что определяет уменьшение его цены — процентной ставки.

Экономика США после II мировой войны была насыщена капиталом и имела относительно высокую (по сравнению с другими странами) оплату труда. В соответствии с теорией США должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары. Но американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт («парадокс Леонтьева»). США раньше других развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.

5.2.7. В экспортное производство происходит перелив факторов производства. Это сопровождается повышением цен на экспортируемые товары относительно остальных. В результате увеличивается объем потребления в изменившемся ассортименте за счет роста импорта, возникает эффект дохода (повышение благосостояния вследствие роста дохода от экспорта) и эффект замещения (рост потребления импортируемых товаров по сравнению с экспортируемыми). Рост цен на экспортируемые товары по отношению к импортируемым ведет к повышению ее благосостояния, а понижение цен - к уменьшению его. Если цены на импортируемые товары растут, то благосостояние страны снижается.

5.2.8. Условие торговли – это показатель, равный частному от деления цены экспортируемого товара (товаров) на цену импортируемого товара (товаров).

Выигрыш от участия страны в международной торговле весьма неравномерно распределяется между различными слоями общества. Развитие торговых отношений выгодно потребителям импортных товаров, так как они получают возможность приобретать их по более низким ценам по сравнению с ценами на аналогичные товары отечественного производства в отсутствии внешней торговли. Кроме того, возрастает объем потребления импортных товаров по сравнению с экспортируемыми. Дополнительные доходы получают производители экспортных товаров в связи с ростом их цен и увеличением объема производства. С развитием внешней торговли проигрывают производители товаров, конкурирующих с импортными. Рост импорта относительно более дешевых товаров вынуждает их отказываться от производства части продукции, создаваемой с высокими предельными издержками. А продукцию, объем производства которой сокращается, они вынуждены реализовать по низким ценам. Неодинаковое воздействие внешней торговли на благосостояние различных слоев населения находит отражение в проводимой государством торговой политике. Его стремление к проведению политики либерализации внешней торговли может сочетаться с элементами протекционизма.

Различие в относительных ценах на товары является главным стимулом развития внешней торговли. Но с развитием внешней торговли они выравниваются. Происходит рост производства в экспортоориентированных отраслях, усиливается перелив в эти отрасли мобильного фактора — труда, расширяется использование специфических для этих отраслей факторов. Перемещение мобильного фактора — труда в экспортоориентированную для данной страны отрасль приводит к оттоку трудовых ресурсов и сокращению выпуска продукции в отраслях, конкурирующих с импортом. Выравнивание относительного уровня цен на экспортируемые обеими странами товары приводит и к выравниванию цен на факторы производства. Повышается цена факторов, используемых в производстве экспортных товаров и снижается цена дефицитных факторов, преимущественно используемых в отраслях, конкурирующих с импортом. Развитие внешней торговли сопровождается ростом цен на факторы, специфические для экспортных отраслей, и увеличением доходов их владельцев, а также снижением цен на факторы, специфические для отраслей, конкурирующих с импортом, и соответственно снижением доходов их владельцев.

5.2.9. Эффект масштаба внешней торговли возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, торговлю технологически однородными товарами, внутриотраслевую торговлю дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.). При экономии на масштабе рост выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара X расширяется в большем объеме, чем сокращается производство товара Y. Происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. Внутренняя экономия на масштабе достигается посредством увеличения размеров отдельных фирм, создания монополий и несовершенной конкуренции. Внешняя экономия на масштабе предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, развития совершенной конкуренции.

5.2.10. Торгуемые и неторгуемые товары и услуги. Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были конкретизированы экономистами на основе использования концепции торгуемых и неторгуемых товаров и услуг. Торгуемые товары и услуги участвуют в международном обмене (вывозятся и ввозятся), а неторгуемые потребляются только там, где они производятся, не являются объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке. Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного товарооборота является результатом больших транспортных расходов на их перемещение через национальные границы и высокого уровня протекционистских (тарифных и нетарифных) ограничений. На практике большая часть продукции сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей промышленности является торгуемыми товаров. А большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием НТП. Объективный характер этого деления определяет структурные сдвиги в экономике, происходящие в результате участия страны в международной торговле. Спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги — также и за счет импорта.

При неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом (теорема Рыбчинского).

5.2.11. В конце 1960 — начале 1970 гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа. Происшедший в результате этого рост доходов имел следствием увеличение спроса на неторгуемые товары и росту их производства, свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности, расширение импорта недостающих товаров. «Голландской болезнью» переболели Норвегия, Великобритания, Мексика и другие страны. Снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.

5.2.12. «Национальный ромб» раскрывает главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (теория конкурентных преимуществ страны Портера М [279] ). Детерминанты, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Параметры факторов - это материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей. Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, можно выделить также ресурс знаний (сумму научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг – научно-технический потенциал) и инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

 

Рис. 29. Национальный ромб. Детерминанты конкурентного преимущества страны.

 

Факторы являются общими (сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), создающими конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированными (персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), применимыми в ограниченном числе отраслей или даже в одной отрасли[280]. Специализированные факторы обеспечивают длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, но требуют значительных и долговременных инвестиций.

В обеспечении национальных конкурентных преимуществ важную роль играет фирменная структура и конкурентная среда в национальной экономике. Если отсутствует конкурентная среда (соперничество между фирмами), если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях конкуренции, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентных преимуществ нет.

Параметры спроса — это, его емкость и динамика развития, дифференциация на виды продукции и требования покупателей к качеству товаров и услуг. На внутреннем рынке в условиях развитого спроса получают апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, является необходимым условием создания и обеспечения конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

Среди конкурентных преимуществ важную роль играют случай и правительство. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны. Влиять на них часто не могут ни фирмы, ни правительство. Наиболее важными событиями такого рода являются изобретения, технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы («нефтяной шок»), мирового или местного спроса, значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, политические решения правительств, войны и другие обстоятельства непреодолимой силы («форс-мажор»). Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.

Правительства оказывают значительное (и положительное, и отрицательное) влияние на все детерминанты «национального ромба». На производство и спрос оно воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Правительство является покупателем товаров и услуг для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, оно воспроизводит конкурентную среду в национальной экономике. Правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

Во многих странах деятельность компаний, успешно выступающих на мировом рынке, охватывают ряд отраслей (кластер), определяя уровень их развития. Кластеры, отражая динамику конкурентных преимуществ страны, формируются, расширяются, но могут и свертываться, и распадаться.

5.2.13. Роль внешней торговли для России. Имея население численностью около 140 миллионов человек, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно квалифицированными трудовыми ресурсами при низкой цене рабочей силы, Россия представляет собой ёмкий рынок товаров, услуг и капиталов.

 

Таблица 33.5. Внешнеторговый оборот России, $ млрд.
         
Внешнеторговый оборот России 145,0 149,9 369,2 578,2
экспорт 82,4 105,0 303,9 355,2
импорт 62,6 44,9 164,7 223,1
сальдо 19,8 60,1 139,2 132,1
экспорт в Европу 63,7 89,3 258,9 299,9
экспорт в США 4,3 4,6 6,2 8,0
импорт из Европы 33,1 22,3 79,7 169,9
импорт из США 2,6 2,7 4,6 9,4
экспорт в СНГ 14,5 13,8 32,6 52,6
импорт из СНГ 13,6 11,6 19,0 29,8

 

Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%, в 2007 г. – 1,7%. Доля России в 2007 г. в мировом экспорте товаров составляла 2,04%, услуг – 0,78%. Но для России значение внешней торговли весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

5.2.14. Структура внешней торговли России и ранее была не характерной для развитой страны. Это в основном - топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие. В товарной структуре российского импорта сократилась доля инвестиционных товаров, выросла доля потребительских товаров, составляя около 40% всего объема импорта.

Таблица 33.6. Структура внешней торговли России по товарным группам
  Экспорт, % Импорт, %
       
Продовольствие и сырье для его производства 3,0   26,2 13,8
Топливно-энергетические товары 41,4 64,7 6,0  
Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные товары 5,1   3,2  
Химические товары 8,4 5,9 15,2 13,8
Машины и оборудование (включая оружие) 11,0 5,6 35,1 51,0
Черные и цветные металлы 22,1 16,1 6,2  
Прочие товары (золото, драгоценные камни и пр.) 9,0   8,1  

5.2.15. Перспективы внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленного основного капитала и универсального обрабатывающего оборудования (что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства); наличие уникальных разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК. Однако их использование сдерживается рядом причин. Это - неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в ВПК и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

Конкурентные преимущества и слабые стороны России определяют следующие среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. В российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне возможно углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли продуктов его переработки. Возможна стабилизация и расширение экспорта энергетического и дорожного оборудования, оборудования для геологоразведки и др. Наличие дешевой рабочей силы определяет возможность создания производств продукции, собираемой из ввозимых в Россию комплектующих изделий, ориентированной на внутренний и внешний рынок. Конверсия и коммерциализация предприятий ВПК позволила бы расширить экспорт наукоемкой продукции (аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, оружия). По мере развития сельского хозяйства и легкой промышленности России в импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

5.3. Мировой рынок капитала и его международное движение. Повышение степени открытости национальных экономик сопровождалось нарастанием объемов международного перемещения не только товаров, но и факторов их производства, в том числе - капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, создания филиалов и дочерних предприятий.

Прямые зарубежные инвестиции - это приобретение длительного интереса резидентом одной страны в предприятии - резиденте другой страны, - это приобретение зарубежным инвестором контрольного пакета акций предприятия, находящегося в другой стране (контрольным может быть пакет от 10% акций в крупных компаниях, до 50% плюс одна акция в небольших компаниях). Прямые инвестиции начала осуществлять Английская Ост—Индская компания еще в XVII в. В 1914 г. 53% английских прямых инвестиций в страны Азии, Африки и Латинской Америки направлялись в добывающие отрасли и 31% - в инфраструктуру. В 1970 г. объем прямых инвестиций составлял $13 млрд. в год (60% приходилось на США и 31% - на Японию, ФРГ, Франция, Италию, Великобританию, Канаду). В 1973 г. развитые страны инвестировали $179,9 млрд., получили инвестиций - $103,2 млрд.; развивающиеся страны инвестировали $8,1 млрд., а получили - $70,1 млрд. В 1995 г. общий объем сделанных ранее зарубежных инвестиций достиг $2,6 трлн.

Портфельные инвестиции – это вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. В период с 1987 г. по 1993 г. доля прямых инвестиций уменьшилась с 42% до 25%, а доля портфельных инвестиций напротив увеличилась с 36% до 66% в общем объеме инвестиций (в 1993 г. вывоз портфельных инвестиций составлял $506,4, а вывоз - $699,1 млрд.).

В 1994 г. иностранные фирмы вложили в экономику США $60 млрд., в 2004 г. $96 млрд. США покрывают за счет импорта капитала (треть) своей потребности в инвестициях. На мировом рынке капиталов крупнейшими кредиторами является ЕС, США, Япония, КНР (с Гонконгом). Формой экспорта капитала являются международные (транс- и многонациональные) корпорации (ТНК)[281].

Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или инвестируя за границей, размещая деньги на банковских счетах, приобретая иностранные ценные бумаги и недвижимость, предприниматель осуществляет вывоз капитала из страны. Капитал вывозит и государство, предоставляя другим странам займы. Любая страна мира вывозит капитал, открывая в зарубежных банках корреспондентские счета своих банков. Каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому международное движение капитала происходит в любой стране. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом). Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.

5.3.1. В зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями, он является частным или государственным капиталом. Вывоз капитала из России в 1998 г. составил около $30 млрд., в т.ч., - в форме государственного капитала $0,2 млрд., а остальное — в форме частного капитала.

Вывоз капитала может осуществляться в денежной и товарной формах. Машины и оборудование, патенты и ноу-хау могут вывозиться за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Товарной формой являются товарные кредиты.

Вывоз капитала может осуществляться на краткосрочный (обычно на срок до одного года) и долгосрочный периоды. В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала. Депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, но традиционно их относят к краткосрочному капиталу.

Вывоз капитала может осуществляться в ссудной и предпринимательской формах. Доходом владельца капитала в ссудной форме (ссудного капитала) является процент по вкладам, займам и кредитам, а капитала в предпринимательской форме (предпринимательского капитала) — прибыль (дивиденды из чистой прибыли).

Предпринимательский капитал включает прямые и портфельные инвестиции. Прямой инвестор владеет контрольным пакетом акций, участвует в управленческом контроле над предприятием, в которое вложен его капитал. Он способен навязать общему собранию акционеров требуемое ему или приемлемое для него решение, подлежащее принятию простым большинством голосов. Для этого достаточно владеть пакетом акций в резмере от 5% уставного капитала в крупных акционерных обществах до 50% плюс одна акция в средних АО. Портфельные инвестиции представлены пакетами акций менее контрольного пакета, а также облигациями и другими ценными бумагами. Владельцы портфельных инвестиций способны заблокировать решения, подлежащие принятию квалифицированным большинством голосов.

Граница между прямыми и портфельными инвестициями, между предпринимательским и ссудным капиталом во многом условна. Так, к прямым инвестициям относят займы головных фирм ТНК зарубежным дочерним компаниям.

5.3.2. Посредством прямых инвестиций учреждаются за рубежом новые фирмы (самостоятельно или с местным партнером); приобретается доля уставного капитала фирмы, действующей за рубежом; полностью покупается (поглощается) фирма - филиал (англ. foreign affiliates) головной компании ТНК. Филиалы подразделяются на отделения, дочерние и ассоциированные компании. Отделение (англ. division, branch) обычно полностью или на паях принадлежит иностранному инвестору и является его представительством или офисом, имеет землю и другую недвижимость, оборудование и транспортные средства. Обычно - это закупочно-сбытовые фирмы со складами и сервисным оборудованием, строительные, транспортные и добывающие предприятия. Дочерняя компания (англ. subsidiary) регистрируется за рубежом как самостоятельная компания (т.е. является юридическим лицом) с собственным балансом, но контроль над ней осуществляет головная фирма, владея контрольным пакетом акций (паев) дочерней компании или ее уставным капиталом. Ассоциированная компания (англ. associated company, associate) отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием головной (родительской) фирмы за счет того, что той принадлежит существенная часть (но не контрольный пакет) акций (паев).

Разновидностью ассоциированной компании является большинство совместных компаний, совместных предприятий (англ. joint ventures), создаваемых на паях несколькими национальными и иностранными фирмами. Узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательное иностранное участие — в этом отличие западного толкования термина «совместное предприятие» от российского (скорее он совпадает с российским термином «хозяйственное общество»).

К зарубежным филиалам иногда относят такие предприятия, в которых родительской компании не принадлежит ни одна акция (пай). Управленческий контроль над подобным подразделением родительская компания осуществляет посредством заключения соглашения, например, контракта на управление этим предприятием (особенно это относится к гостиницам), посредством совместного производства в рамках принадлежащего местному партнеру предприятия (через поставки сырья, технологии и т.д.) и др. При этом определяющим является не владение собственностью (ее частью) этих филиалов, а существование контрактных отношений на основе кооперации, наличие «кооперационных соглашений». Кооперационные соглашения и совместные предприятия обозначаются термином «стратегические союзы» (англ. strategic alliances).

В России отделениям, дочерним и ассоциированным компаниям соответствуют филиал, дочернее и зависимое общества.

5.3.3. Масштабы, динамика и география международного движения капитала. Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна.

 

Таблица 33.7. Сумма прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2004 г., $ млрд.
Страна Экспорт Импорт Накоплено за рубежом Накоплено в стране
США        
ЕС        
Япония        
Бразилия        
Индия        
КНР        
Гонконг        
КНР и Гонконг        

 

Сумма ПИИ ($ млрд.), вложенных в 2005 г. в экономику США, составляла – 95,9, Великобритании – 78,4, КНР – 60,6, Бразилии – 18,2, Мексики – 16,6, России – 11,6, Японии – 7,8, Индии – 5,4, Аргентины – 4,2.

 

Таблица 33.8. ПИИ в мировой экономике, $млрд.
       
Импорт ПИИ      
Накоплено в стране ввезенных ПИИ      
Объем продаж иностранных филиалов ТНК      
Экспорт иностранных филиалов ТНК      

 

ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или маломобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к этим экономическим ресурсам свои собственные (капитал, знания, предпринимательские способности), ТНК получает возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффективность собственную производственную и сбытовую сеть.

ТНК контролируют 1/5¼ часть мирового ВВП. На торговлю между головными компаниями и их зарубежными дочерними предприятиями приходится мировой торговли. ТНК являются важной составной частью мирового хозяйства. Во многих случаях они имеют собственные интересы, которые могут совпадать или не совпадать с интересами национальных экономик, региональных интеграционных объединений, международных организаций. Это может стать причиной конфликтов ТНК как со странами, где размещены дочерние предприятия ТНК, так и странами, где расположены их штаб-квартиры. Ведь производственно-сбытовые сети ТНК не только обеспечивают развитие внешнеэкономической деятельности стран их происхождения и размещения, но они нередко бывают вне их юрисдикции. В настоящее время ТНК являются двигателем интернационализации.

Целью ТНК является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. Ведь конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных, но и с национальных рынков, как это произошло в 1990 гг. со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров поделены ТНК, они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Результатом политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между ТНК, в т.ч. - и на отечественных рынках. Вследствие глобализации международная конкуренция стала обычным явлением национальных рынков.

Прямые инвестиции – это не только инструмент интеграции экономик (как взаимные инвестиции в ЕС), но и способ проникновения на те рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями (высокими пошлинами, сильной конкуренцией и т.д.). Портфельные инвестиции ориентированы не на завоевание (удержание) зарубежных рынков, а на доходность зарубежных ценных бумаг с учетом их рискованности и ликвидности. Лишь ¼ портфельных инвестиций США за рубежом размещена в странах Северной и Южной Америки.

Рыночная капитализация фондовых бирж составляла на 01.01.2006 г. ($ трлн.) в США – 17,0, Японии – 4,7, Великобритании – 3,1, Франции – 1,7, Канаде – 1,5, Германии – 1,2, Гонконге – 1,0, Испании – 0,96, Швейцарии – 0,94, Австралии – 0,80, КНР – 0,78, Индии – 0,55, России – 0,55, Тайване – 0,49, Бразилии – 0,48, Мексике – 0,24, Сингапуре – 0,2.

В современной внешнеэкономической деятельности доминирует не внешняя торговля, а организация производства товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. Объем такого международного производства превышает объем мирового экспорта товаров и услуг (соответственно $9,5 и $6,4 трлн. в 1997 г.). Мировой экспорт все больше становится внутренней торговлей ТНК, взаимной торговлей их различных подразделений. В мире в 1997 г. насчитывалось почти 450 тыс. зарубежных филиалов 54 тыс. ТНК. В 2004 г. в зарубежных филиалах ТНК работало 57 млн. человек. Они производили 10% мирового ВВП. Их доля в мировой торговле составляла 33%. Количество ТНК постоянно растет, преимущественно за счет выхода на мировой рынок компаний среднего и даже небольшого размера. Основу ТНК составляют крупные корпорации с десятками (иногда сотнями) зарубежных филиалов. На 100 крупнейших ТНК приходится 1/6 накопленных в мире иностранных прямых инвестиций. Штаб-квартиры ТНК расположены в развитых странах. Быстро растет число ТНК из стран развивающихся и с переходной экономикой, преимущественно из новых индустриальных стран (Мексики, Бразилии, Малайзии и др.), а также Китая и России.

 

Таблица 33.9. Крупнейшие в мире фирмы в 2005 г.
Фирмы Страна Объем продаж, $ млрд.
Wal-Mart Stores США 288,0
BP Великобритания 285,1
Exxon Mobil США 270,8
Royal Dutch/Shell Group Великобритания/Нидерланды 268,7
General Motors США 193,5
Daimler Chrysler США 176,7
Toyota Motor Япония 176,2
Ford Motor США 172,2
General Electric США 152,9
Total Fina Elf Франция 152,6
Банки   Капитал
Citigroup США 74,4
J.P. Morgan Chase США 68,6
HSBC Holding Великобритания 67,3
Bank of America Corp США 63,3
Royal Bank of Scotland Великобритания 43,8

 

ТНК не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют в них. Их менеджеры считают, что их рынком является весь мир, а для работы на нем уже нельзя ограничиться одной только торговлей, нужно активно инвестировать за рубежом, создавая отделения, дочерние и ассоциированные фирмы, используя их как надежный способ проникновения и расширения присутствия их фирм в странах-реципиентах. Для компаний многих стран производство товаров и услуг за рубежом уже стало важнейшим способом работы на внешнем рынке. ТНК США и Японии реализовали таким способом соответственно ½ и ¼ всей продаваемой ими за рубежом продукции.

 

Таблица 33.10. Международное движение капитала (данные платежных балансов), $ млрд.
  Вывоз Ввоз
           
Международное движение капитала       1067,5    
Развитые страны, в т.ч.:            
США 71,5          
Япония       203,5    
Германия            
Великобритания            
Развивающиеся страны, в т.ч.:            
КНР            
Мексика            
Бразилия 1,5          
Прочие страны и международные организации, в т.ч.       49,5    
Россия -     -    
Польша       - 4,5  
Прямые инвестиции            
Развитые страны, в т.ч.:            
США            
Япония       -1 0,2  
Германия       1,5    
Великобритания            
Развивающиеся страны, в т.ч.:            
КНР            
Мексика - -        
Бразилия -          
Прочие страны и международные организации, в т.ч.            
Россия -       2,5  
Польша - -   - 4,5  
Портфельные инвестиции            
Развитые страны, в т.ч.:            
США            
Япония       -3    
Германия 13,5          
Великобритания -10          
Развивающиеся страны, в т.ч.: -2     0,5    
КНР -          
Мексика 0,5 0,5   -1    
Бразилия -     0,5    
Прочие страны и международные организации, в т.ч.       8,5    
Россия - 0,2   -    
Польша - -0,3   - -  

 

Движение факторов производства определяется разным спросом на них в разных странах. Они движутся оттуда, где выше их доходность (для капитала - ставка процента). На международное движение капитала воздействуют дополнительные моменты: таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков на ввоз капитала для проникновения на рынок), стремление фирм к географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия между странами, риск зарубежных инвестиций и их деление на этой основе на безопасные и рискованные. В стране с быстро растущим экспортом товаров быстро увеличивается спрос на капитал, она его преимущественно импортирует (и наоборот).

Разные виды капитала имеют различную международную мобильность (прежде всего из-за трансакционных издержек перевода капитала). Этим объясняется тот факт, что одна и та же страна может активно вывозить и ввозить капитал. Перевод капитала из страну, где его доходность низка, в страну с более высокой доходностью представляет более эффективную комбинацию факторов производства в обеих странах и увеличение их совокупного национального дохода. Вывоз капитала из страны осуществляется, когда экспорт товаров и услуг превышает их импорт. Чем ниже темпы экономического роста страны, богатой капиталом, тем сильнее тенденция к вывозу капитала из нее. Экспорт капитала в развивающиеся страны стимулирует деловую активность и в странах-экспортерах, и в странах-импортерах. Экспорту мешают сильный риск и другие препятствия во многих развивающихся странах, поэтому правительствам развитых стран необходимо поощрять экспорт капитала, в т.ч. - за счет вывоза государственного капитала.

Вывоз капитала является следствием его избытка в стране-экспортере (избыток - такой капитал, применение которого в стране вело бы к понижению его доходности). Избыточный капитал существует в товарной, производительной (избыточные производственные мощности и рабочая сила) и денежной формах. Через товарный экспорт и экспорт капитала этот избыток (реальный или потенциальный) вывозился за рубеж. Ускорение темпов после II мировой войны в развитых странах увеличило финансовые и организационные возможности ТНК для экспорта капитала из этих стран, несмотря на отсутствие тенденции к снижению доходности в странах-экспортерах.

Главная черта ТНК — это наличие у них зарубежного производства товаров и услуг, т.е. прямых инвестиций. Иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным. Он хуже знает рынок страны, легальные и теневые правила хозяйственной деятельности на нем. У него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные («монополистические») преимущества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это «премия за инвестиционный риск», получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции. Для иностранного инвестора монополистические преимущества возможны за счет использования несовершенной конкуренции на местных товарных рынках (если у него оригинальный продукт) и на рынках ресурсов (при наличии у иностранной фирмы совершенной технологии, легкого доступа к кредиту, большого предпринимательского опыта); преимуществ в масштабах (за счет чего возможно получать большую массу прибыли); благоприятного государственного регулирования иностранных инвестиций (особые льготы иностранному капиталу) и др.

Формой привлечения (импорта) капитала являются свободные экономические зоны (СЭЗ). В середине 1990 гг. в мире имелось более 4 тысяч СЭЗ различного рода, через которые проходит более четверти мирового товарооборота. СЭЗ - это часть национальной территории, в пределах которой действует закрепленная законодательством особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. СЭЗ стимулируют приток инвестиций, промышленный экспорт и получение за счет этого валюты, рост занятости и квалификации рабочей силы, освоение новых технологий и методов организации производства. СЭЗ являются «полюсами» роста национальных экономик.

5.3.4. В модели жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта) утверждается, что новый продукт проходит четыре стадии цикла своей жизни: I - внедрение на рынок; II - рост продаж; III - насыщение рынка; IV - спад продаж (рис. 30). Международный цикл жизни продукта у фирмы, впервые наладившей его производство, несколько иной: I — монопольное производство и экспорт нового продукта; II — появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран); III — выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны-пионера; (IV — выход конкурентов на рынок страны-пионера как возможная стадия). Передовая в технологическом отношении фирма к моменту возникновения конкуренции со стороны новых производителей продукта может начать внедрение другого продукта. Однако существует и иной выход при усилении угрозы экспорту — наладить производство продукта за рубежом, что продлит его жизненный цикл. На стадиях роста и насыщения издержки производства обычно снижаются, приводя к снижению цены продукта и увеличению возможностей для расширения экспорта и налаживания зарубежного производства. По сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных расходов, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т.д.

Рис. 30. Международный цикл жизни продукта.

 

5.3.5. Эффект интернализации. Внутри ТНК между ее подразделениями действует особый внутренний рынок, регулируемый руководством корпорации и ее филиалов (подразделений). Поэтому значительная часть формально «международных» операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями ТНК.

5.3.6. «Эклектическая парадигма» предполагает, что фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом (осуществляет прямые инвестиции) потому, что одновременно возникают три предпосылки: 1) фирма обладает преимуществами по сравнению с другими фирмами в этой зарубежной стране (специфические преимущества собственника); 2) фирма может использовать за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем у себя дома (например, из-за дешевизны местных ресурсов, больших размеров местных рынков, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой - преимущества места размещения прямых инвестиций); 3) фирме выгоднее использовать все эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их там через экспорт товаров или экспорт знаний другим фирмам (преимущества интернационализации).

Портфельных инвесторов интересуют за рубежом, прежде всего: а) уровень доходности иностранных ценных бумаг; б) степень риска по этим вложениям; в) уровень ликвидности этих бумаг; г) желание диверсифицировать свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения. Комбинация этих моментов приводит к тому, что портфельные инвестиции особенно сильно подвержены колебаниям экономической и политической конъюнктуры.

5.3.7. Бегство капитала — это такое движение капитала из страны, которое противоречит ее национальным интересам и происходит из-за неблагоприятного для многих отечественных владельцев капитала инвестиционного климата в стране. Некоторые добавляют, что капитал «бежит» еще и потому, что часто он имеет незаконное происхождение.

Первым и основным мотивом прямых инвестиций за рубежом является стремление к наиболее выгодному вложению капитала, посредством организации производства товаров и услуг в стране-реципиенте. Часть прямых инвестиций направлена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний, торговых компаний и т.д.), иначе говоря, товаро- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта (реже — снабжения). Экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги, необходимость «отмывания» незаконно полученных доходов («грязных денег») и т.п. инициирует «бегство капитала». Особенно активно такой капитал поступает в оффшорные страны и территории с чрезвычайно льготным налогообложением компаний, которые там регистрируются, но совершают свои операции за рубежами (оффшорные компании).

Значительная часть зарегистрированных за рубежом фирм с российским капиталом занимается снабженческо-сбытовой деятельностью, транспортно-экспедиторскими, агентскими, туристическими, финансовыми, страховыми и другими услугами. Инфляция, неуверенность в экономическом и политическом будущем в России, высокий уровень налогообложения, отсутствие развитой системы поддержки частного бизнеса, бюрократические ограничения и коррупция, а также желание «отмыть» за рубежом незаконно нажитые средства определяет огромное бегство капитала из России и других бывших советских республик. Капитал вывозится преимущественно незаконными способами, с нарушением валютного и внешнеторгового законодательства. Подготовка и осуществление прямых инвестиций базируются на проектном анализе[282].

5.3.8. Инвестиционный (предпринимательский) климат - характеристика ситуации в стране – реципиенте, оцениваемая с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику капитал. Он складывается из большого числа элементов (факторов риска), которые можно объединить в группы оценки социально-политической ситуация в стране и ее перспектив; внутриэкономической ситуации и перспектив ее развития; внешнеэкономической деятельности и ее перспектив. Каждый фактор риска имеет свою долю и оценивается в баллах. Поэтому возможно количественно оценить отдельные группы факторов риска и инвестиционной климат в целом.

Риск — это вероятность потери средств, вложенных потенциальным инвестором[283]. Социально-политический риск оценивается исходя из оценки стабильности ситуации в стране с точки зрения социально-политических перемен, которые могут изменить экономическую политику страны настолько, что это приведет к заметной потере средств действующих в стране иностранных компаний. Аналогично определяются внутри- и внешнеэкономический риски.

Ежегодник «Political Risk Year-book» фирмы «International Business Company USA (Publications) INC.» оценивает риски: политический, финансовых трансфертов, экспорта, прямых инвестиций. Риски оцениваются по 12-балльной системе (от «А+» — лучшая оценка, до «D-» — худшая оценка), общая оценка не выводится. Фирмы «Business Environment Risk Intelligence», «International Reports» и «BERI» оценивают отдельный и сводный риски по 100-балльной шкале (100 баллов — лучшая оценка). Выделяют группы политических рисков (включая и некоторые социальные); финансовых рисков, определяющих в основном платежеспособность страны с точки зрения предоставления ей и ее юридическим лицам ссудного капитала; рисков операций (в т.ч. - рисков внешнеторговой деятельности, внешнеторговых рисков; рисков производственной деятельности, производственных рисков.

Таблица 33.11. Индекс коррумпированности в 2005 г.
Min Max
Исландия 9,7 Таджикистан 2,1
Финляндия 9,6 Кения 2,1
Н. Зеландия 9,6 Ангола 2,0
Дания 9,5 Нигерия 1,9
Сингапур 9,4 Туркменистан 1,8
Швеция 9,2 Гаити 1,8
Норвегия 8,9 Чад 1,7
Великобритания 8,6 Бангладеш 1,7
Канада 8,4    
Гонконг 8,3    

Оценка рисков важна для любого инвестора, но особенно для осуществляющего капиталовложения за рубежом, т.к. он попадает в незнакомую среду. Поэтому ему следует отчетливо представлять достоинства и недостатки систем оценки инвестиционного климата. Подбор факторов риска и их доля в любой системе не могут быть полностью объективны. Поэтому целесообразно сравнивать оценки риска, даваемые различными системами. При анализе факторов риска инвестору целесообразно уделять особое внимание тем из них, с которыми он будет сталкиваться чаще. Указанные системы оценки деловых рисков недостаточно конкретны и слабо специализированы по отраслям, в которых фирма намеревается осуществить инвестиции.

Системы оценки рисков нацелены на то, чтобы помочь потенциальному инвестору лишь на начальной стадии инвестиционного проекта: при открытии фирмы за рубежом, когда нужно принимать решения типа «где» (выбор страны размещения капиталовложений), «как» (способ проникновения на рынок) и «когда» (в зависимости от предполагаемого срока жизни проекта); при уже функционирующей за рубежом фирме, когда требуется решать, нужно ли расширять ей свою деятельность на этом рынке, сбыт какой продукции там следует планировать и следует ли ей полностью или частично уйти с этого рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.209 сек.