Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория знаковой природы языка. Петербург I-ой половины XIX века

Лекция

Юхнина О.Ю.

Петербург I-ой половины XIX века. Пушкинский Петербург.

I. Предпосылки формирования особенностей культуры Пушкинского Петербурга.

  1. Обстоятельства прихода к власти Александра I и ожидание либеральных реформ
  2. Война 1812 года
  3. 14 декабря 1825 год - Восстание декабристов.

II. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского Просвещения в культуре Пушкинского Петербурга.

  1. Политика правительства в области Просвещения
  2. Издательство, книжная торговля и периодическая печать в Петербурге.

III. Типологические особенности культуры Пушкинского Петербурга.

 

I. Предпосылки формирования особенностей
культуры Пушкинского Петербурга.

 

1. Обстоятельства прихода к власти Александра I
и ожидание либеральных реформ.

 

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым поворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр I. Пятилетние правление Павла I было не простым периодом в жизни города. После его вступления на престол в городе воцарилась растерянность и тревога. Его недолюбливали, а во время правления он вызвал такую ненависть русской аристократии, что именовался деспотом и тираном. Павлу было 8 лет, когда Екатерина II стала императрицей, и он на всю жизнь сохранил преклонение перед убитым отцом.

При вступлении Павла на престол произошли значительные перемены в жизни Петербурга. Сразу последовал указ, как следует одеваться дворянам, который запрещал носить круглые шляпы и высокие сапоги. В 1798 году последовал указ, запрещающий носить фраки и жилеты (вместо фрака - немецкое платье, вместо жилета - немецкий камзол). Также было запрещено носить сюртук с разноцветными воротниками, иметь бакенбарды и т. д. В 1800 году вышел запрет привозить из-за границы книги, "на каком бы языке они не были". Были закрыты почти все модные магазины, торговавшие предметами роскоши и нарядами. В городе установилось нечто вроде комендантского часа: император вставал в 6 часов утра, в 22 часа он ложился, и городская жизнь замирала. Ночами по улицам города дозволено было ходить лишь военным, повивальным бабкам и священникам. Время царствования Павла I было недолгим, в ночь на 12 марта 1801 года в результате заговора он был убит. Уже на следующее утро известие о смерти Павла I и воцарении Александра I облетело столицу. Из воспоминаний современника известно, что на улице даже незнакомые люди обнимались и поздравляли друг друга с новой свободной жизнью. Город украсился иллюминацией, ликование было всеобщим, имена заговорщиков произносили как имена спасителей отечества. На перекрестки выставили бочонки вина, а к вечеру в столице не осталось шампанского. Г. Р. Державин сочинил оду "На всерадостное восшествие на престол императора Александра…", где были такие строки:

 

Умолк рев Норда сиповатый
Закрылся грозный, страшный взгляд…

 

Вступив на престол Александр I начал с того, что отменил многие Павловские указы: освободил дворян и духовенство от телесных наказаний, введенных Павлом, упразднил тайную экспедицию, возвратил из ссылки 12 тысяч репрессированных Павлом, отменил запреты на ввоз иностранных журналов и газет и т. д. Эти действия нового императора оказали огромное влияние на умы современников и породили надежды на дальнейшие перемены. От Александра I ждали "нового правления", где "на место произвола и насилия явились бы, наконец, законы и справедливость". В серьезность реформаторских намерений императора верили не только в России, но и за ее пределами.

Несмотря на то, что Александр I подчеркивал преемственность в отношении Екатерины II, его правление не было полным отказом от политики, проводимой Павлом - к дальнейшей бюрократизации и централизации управления как меры укрепления самодержавной власти монарха.

Однако император не мог не считаться в первую очередь с влиянием Великой Французской революции на умы людей, он искал такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы "духу времени".

Сразу же он провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов, следовательно, населению были обещаны правовые гарантии. Все эти заявления Александра I имели большой общественный резонанс, ибо они отвечали главной идее представителей всех направлений общественной мысли того времени.

Задуманную в первые годы царствования императора программу либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, да и эти преобразования, особенно в социальной сфере носили непоследовательный и противоречивый характер.

· В крестьянском вопросе все сводилось к частностям: 1803 год - принят указ о "вольных хлебопашцах", согласно которому, помещик мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп.

· В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Александр I хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников, которые считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.

· В административной системе император надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 году вместо прежних 12 коллегий (введенных еще Петром I) было создано 8 министерств: военное, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. Эта мера укрепила центральное управление, но становилось очевидно, что одними перестановками а бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая содействовала бы развитию производительных сил страны, а не расходовала ее ресурсы.

· Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал М. М. Сперанский. В 1809 году по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства М. Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. По проекту М. Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Но единственное, что удалось воплотить в жизнь - это учреждение в 1810 году Государственного совета. Против этого видного государственного деятеля сплотились все консерваторы, и в результате в марте 1812 года он был арестован и сослан в Нижний Новгород.

Следствием этих, даже не столь значительных, преобразований было возросшее недовольство дворян. Они говорили, что укрепление самодержавия тесно связано с охраной прав и привилегий дворянства как важнейшей опоры самодержавия. Н. М. Карамзиным в 1811 году была составлена "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", где он говорит, что крепостное право зло, но он решительный противник его отмены. (Т. к. земля - собственность дворян, следовательно, освободить с землей невозможно, а без земли лишено смысла, и опасно, так как помещики лишаться средств к существованию. Отмена крепостного права лишит царя поддержки со стороны дворян, а без этого самодержавие ослабеет).

Так можно сделать вывод, что в 1801-1805 общество живет с ощущением свободы, в состоянии надежды и ожидания к изменений к лучшему во всех областях жизни, правительство и общество живут в согласии. Однако из-за нерешительности Александра наблюдается отказ от демократических реформ, откат назад к реакции.

 

2. Война 1812 года.

Победа в Отечественной войне 1812 года оказала огромное воздействие на все стороны социальной политической и культурной жизни страны; способствовала росту национального самосознания, дала мощный толчок развитию передовой общественной мысли в России. Россия оказалась единственной страной в Европе, способной не только противостоять наполеоновской агрессии, но и нанести ей сокрушительный удар. Секрет победы заключался в том, что это была национально-освободительная, поистине Отечественная война. Знаменитая французская писательница Жермена де Сталь писала в 1812 году: "В продолжение этой войны можно было заметить, какие добродетели выказали люди даже из круга придворных. В бытность мою в Петербурге в обществе почти не видно было молодых людей - все ушли в армию: женатые, единственные сыновья, господа, владельцы огромного состояния служили простыми добровольцами".

Но эта победа досталась народу дорогой ценой: двенадцать губерний были разорены, сожжены и разрушены древние русские города Смоленск, Полоцк, Витебск, Москва. Военные потери составили более 300 тысяч солдат и офицеров, еще большие потери были среди гражданского населения. В 1814 году победоносная армия возвратилась в Петербург. Молодежь, вернувшаяся с войны, была воодушевлена победой и гордостью за свой народ, а в России все осталось по-прежнему. Современник тех лет И. Д. Якушкин писал: "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь невыносимо было смотреть на пустую петербургскую жизнь…".

Лучшие люди того поколения, к которому принадлежал Пушкин, ощущали свою кровную причастность к истории, прошлому и будущему отечества, и те, кто воевал, и те, кто как Пушкин, росли в это время. Все чувствовали себя в долгу перед Родиной. Убеждение, что они вправе и обязаны принять участие в переустройстве русской жизни, руководило поступками множества молодых людей, дворянских юношей, служивших в основном в гвардии.

Сразу после победы начали возникать политические кружки, например: "Орден русских рыцарей"; кружок молодых офицеров "Священная артель" (занимались самообразованием, ввели республиканские обычаи, например, вечевой колокол в общей комнате. Его посещали юные лицеисты - Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер. Они приглашали на квартиры профессоров и слушали их лекции. Декабрист Андрей Розен писал: " … заметно было, что между офицерами стали выказываться личности, занимавшиеся не одними только учениями, картами и уставом воинским, но чтением научных книг). В 1816 Сергей Трубецкой, братья Муравьевы, Якушкин, Муравьевы-Апостолы создали общество "Союз спасения или Общество истинных и верных сынов отечества". Цель общества - переменить порядки в стране. В 1818 было создано общество "Союз благоденствия" целью которого было возбудить и направить общественное мнение, объединить здравомыслящих и честных, призвать их к действию. В 1821 возникают Северное и Южное общества декабристов. Их деятельность отразилась почти на всех сторонах жизни Петербурга. Например, декабристы пытались влиять на дела городского управления (Федор Глинка, доверенное лицо губернатора Милорадовича), гуманное обращение с солдатами сказывалось на положении дел в гвардии, в судах декабристы боролись с беззаконием, они преподавали в учебных заведениях, участвовали в кружках. "Вольные" разговоры велись тогда почти в открытую, что не могло не влиять на самосознание масс.

3. 14 декабря 1825 год - Восстание декабристов.

Девятнадцатого ноября 1825 года в Таганроге от простуды скончался император Александр I. Через пять дней об этом узнали в Петербурге. 27 ноября войска были приведены к присяге новому императору - Константину I, брату Александра.

В Петербурге все были уверены, что Константин, живший в Варшаве в качестве российского наместника Царства Польского, с удовольствием променяет благодатные берега Вислы на болотистые невские низины. Но Константин не захотел принять корону и даже не пожелал приехать в Петербург, чтобы подтвердить права на престол своего младшего брата - Николая.

До тех пор никто из русских царей добровольно от власти не отказывался. И от Константина такого поступка тоже не ждали. Его отречение застало врасплох и тайное Северное общество. Однако нельзя было найти более подходящего момента для вооруженного переворота, чем затянувшееся междуцарствие. И руководители Северного общества решили действовать. Выступление назначили на 14 декабря. В этот день войска должны были присягать Николаю.

Для подготовки восстания оставались считанные дни. Вся неделя накануне 14 декабря прошла в непрерывных совещаниях. Собирались на квартире у Рылеева, обсуждали план действий. Решили поднять те гвардейские полки, где служили офицерами члены тайного общества, захватить Зимний дворец, арестовать царскую семью, овладеть Петропавловской крепостью и Арсеналом и принудить Сенат "объявить престол упраздненным".

Военным руководителем восстания избрали полковника Трубецкого. В помощь ему назначили капитана Якубовича и полковника Булатова.

Вечером 13 декабря члены тайного общества собрались на последнее совещание у Рылеева. В ночь с 13 на 14 декабря в квартире Рылеева - этом штабе восстания - ярко горели свечи. Никто здесь не спал.

К девяти часам утра квартира Рылеева опустела. Заговорщики вышли на улицы Петербурга.

В это время они уже знали, что их планы нарушены, что о заговоре стало известно Николаю, что Якубович отказался вести гвардейских матросов на Зимний дворец, что Сенат два часа назад спешно присягнул новому императору. Несмотря на это, решено было действовать.

Около одиннадцати часов утра пустынная заснеженная Сенатская площадь наполнилась грохотом барабанов, лязгом оружия, мерным звуком сотен солдатских шагов. Это вышел на площадь с развевающимися знаменами мятежный Московский полк. Его привели братья Бестужевы - Александр и Михаил и князь Щепин-Ростовский.

А тем временем Николай, узнавший о начале восстания, собирал присягнувшие ему войска.

Весть о том, что войска взбунтовались, что мятежники двинулись к Сенату, разнеслась по Петербургу с невероятной быстротой. На Сенатскую площадь хлынул народ. Мятежное каре окружила толпа. Она все прибывала. Когда Николай сам привел к площади первый батальон Преображенского полка, он увидел, что площадь заполнена народом. И хотя подходили и подходили вызванные им полки, царь далеко не был уверен, что справится с возмущением. Он знал: почти все полки ненадежны, солдаты его не любят. И еще эта огромная, враждебная, буйная толпа.

А толпа уже заполнила не только Сенатскую площадь, но и прилегающий к ней Адмиралтейский бульвар, Дворцовую площадь, набережную Невы и соседние улицы. Узнав от офицеров-декабристов в чем причина бунта, толпа с большой готовностью предлагала им помочь:

Но революционеры-дворяне боялись вооруженного народа. И толпа действовала самочинно.

К четырем часам дня на Сенатской площади собралось около трех тысяч восставших и около двенадцати тысяч правительственных войск.

А в это время кавалерия по приказу царя не раз ходила в атаку. И ничего не добилась. Николай раздумывал: пустить в дело пехоту? Да и она ненадежна. Пушки, картечь - вот что сломит бунтовщиков. Над головами восставших засвистела картечь... На первый выстрел мятежники ответили дружным ура!" и ружейными залпами. Но картечь, посылаемая почти в упор, косила всех без пощады.

Восстание было разгромлено. На Сенатской площади и на льду Невы остались сотни убитых Живых ловили. Эскадроны кавалерии прочесывали улицу за улицей. По приказу полиции ворота и двери домов заперли, городские заставы перекрыли. Семьсот солдат, захваченных на улицах, под усиленным конвоем отправили в Петропавловскую крепость. Охота за мятежниками продолжалась до поздней ночи.

Николай боялся продолжения восстания, но продолжать было некому. Уже вечером 14 декабря в Зимний дворец, из которого, по выражению Николая Бестужева, устроили съезжую, стали приводить первых арестованных. Среди них были Рылеев, офицер Московского полка Щепин-Ростовский, моряк Михаил Кюхельбекер. По своей воле явился Александр Бестужев. В доме австрийского посланника Лебцельтерна на Фонтанке арестован скрывавшийся там "диктатор" Трубецкой.

Так трагически закончился этот самый славный день в истории пушкинского Петербурга, первый день русской свободы.

Четырнадцатого декабря на Сенатской площади противостояли друг другу те же силы, что на протяжении предыдущего десятилетия вели между собою нескончаемый спор - в гостиных и в салонах, в канцелярии петербургского генерал-губернатора и в казармах Семеновского полка, в Большом театре и в Вольном обществе любителей российской словесности.

Восставших ждала расправа. Пятерых членов тайного общества казнили на кронверке Петропавловской крепости, другим уготованы были тюремные казематы, сибирская каторга, солдатчина на Кавказе.

Известно, что на прямой вопрос Николая I, где бы он был, если бы 14 декабря оказался в столице, Пушкин ответил, что был бы там, где все его друзья, - на Сенатской площади среди восставших.

 

II. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского
Просвещения в культуре Пушкинского Петербурга.

1. Политика правительства в области Просвещения.

К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Развиваются буржуазные отношения в различных областях экономики, оживилась деятельность внутреннего рынка, растут и крепнут международные торговые отношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.

Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей. В связи со всеми этими явлениями все острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование. В то же время, по данным 1797 г., процент грамотного сельского населения равнялся 2,7; городского - 9,2. При этом следует учитывать, что основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.

Идеи просвещения еще во 2-ой половине XVIII века привлекают внимание представителей передового дворянства. И. И. Бецким и Н. И. Новиковым высказываются мысли об образовании и воспитании "новых людей" и "полезных граждан". Просветительские идеи получают дальнейшее и более демократическое осмысление в сочинениях А. Н. Радищева, И. П. Пнина, А. Ф. Бестужева на страницах "Санкт-Петербургского журнала", "Периодического издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств".

Государственный переворот, который возвел на родительский престол Александра I, не обеспечил ему прочной власти. Молодой монарх для укрепления своего положения вынужден был искать новые общественные силы, которые он мог бы противопоставить и деятелям павловского времени и сановной оппозиции екатерининских вельмож. К подготовке целого ряда либеральных реформ были привлечены "молодые друзья" императора - кн. А. Чарторижский, гр. П. А. Строганов, гр. В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев - младшее поколение богатейших и знатнейших дворянских семей. В 1801 г. они составили неофициальное совещание, так называемый Негласный комитет, который, как предполагалось, должен был изучить состояние государства и разработать ряд реформ по важнейшим вопросам экономической, социальной и культурной жизни. Наряду с крестьянским вопросом и реорганизацией государственного аппарата большое внимание Негласного комитета было уделено народному просвещению. Культурная отсталость России столь явно препятствовала поступательному развитию промышленности, торговли, финансов страны, что правительство вынуждено было подумать о создании новой системы народного просвещения.

В августе 1802 г. было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные и обсуждаемые "Предварительные правила народного просвещения" были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 г. в виде двух уставов - "Устава университетов Российской империи" и "Устава учебных заведений, подведомственным университетам".

Согласно уставу 1804 г. создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между, собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский (1755), Дерптский (1802), Виленский (1579), а также Петербургский (1819), Казанский (1805) и Харьковский (1805). Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета. Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ - за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 г., определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.

1.Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища, которые были предназначены дать в течение 1 года детям "низших слоев" религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

2.Следующей ступенью образования стали уездные училища с 2-годичным сроком обучения, создавались они в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян, дабы "сообщить детям свободных непривилегированных сословий необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности". Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.

3.Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них был 4-летним. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.

4.Наконец, завершали систему обучения университеты. Согласно "Уставу университетов Российской империи" управление ими, разработка учебных планов и т. п. производилась выборными учеными советами во главе с ректором, профессора и деканы факультетов также выбирались ученым советом. Ректор университета выбирался с последующим утверждением.

Университеты получали право создавать научные общества, библиотеки, заводить свои типографии и печатать научные труды. Таким образом, по "Уставу" 1804 г. они получали автономию.

Реформа учебных заведений 1804 г. безусловно отличалась рядом Прогрессивных черт, отражала влияние идеи русских просветителей XVIII в. и передовой общественности начала XIX в. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Все это создавало видимость буржуазной реформы школы, доступности образования для всех сословий Российской империи. Несмотря на формальную бессословность учебных заведений приходские училища были задуманы и осуществлены как низшие школы для народа. Показательно, что правительство устранилось от их содержания, возложив это в казенных деревнях на самих крестьян, в помещичьих - на "благоусмотрение" владельца. Передача дела народного образования в руки помещиков по существу сводила на нет организацию училищ для крепостных крестьян. Так же отрицательно был решен вопрос о приеме крепостных в гимназию, хотя в уставе о гимназиях значилось, что принимаются в них ученики всякого звания, обладающие знаниями в объеме уездного училища. Однако позднее последовало разъяснение министра просвещения - лица крепостного состояния могут быть допущены в гимназию при условии предоставления им помещиками "вольной", другими словами, тогда, когда перейдут в другое сословие.

Усиление сословных тенденций выразилось и в создании благородных (т. е. предназначенных исключительно для детей дворян) пансионов. Часть из них была преобразована из воспитательных учреждений в самостоятельные учебные заведения, как, например, благородные пансионы при Московском и Петербургском университетах, другие были созданы подобно Царскосельскому лицею.

События, последовавшие за окончанием войны 1812 года, вызвали изменения не только во внешней, но и во внутренней политике России. Опасение перед нарождающимися антиправительственными настроениями в среде дворянства и растущими крестьянскими волнениями - все это обусловило реакционное направление правительственной политики. Новый правительственный курс ознаменовался усилением бюрократического произвола, совершенствованием органов политического сыска, созданием печально знаменитых военных поселений.

Вместе с тем, растущие религиозно-мистические увлечения Александра I и его окружения выражаются в создании библейского общества, усилении цензурных преследований и, главным образом, в отношении правительства к делу народного просвещения.

Усиление реакционного курса тяжело сказалось на положении русской школы.

Первым признаком наступающей реакции было преобразование в 1817 г. министерства народного просвещения в министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе его был поставлен президент Российского библейского общества, бывший обер-прокурор Синода кн. А. Н. Голицын. Деятельность преобразованного министерства развивалась в полном соответствии с его названием. Одной из первоочередных задач министерства стала ревизия учебного процесса. На следующий же год начался пересмотр учебных планов. При этом было признано необходимым направить народное воспитание "к водворению в составе общества в России постоянного и спасительного согласия между верой, ведением и властию…".

В 1819 г. в связи с принятыми изменениями учебных планов во всех низших школах кроме уроков "закона божия" были введены "Чтения из Священного писания". В низшей школе было запрещено преподавание естествознания. Сильнее всего пострадали учебные планы гимназии. Из гимназического курса исключались философские науки, начальные основания политэкономии, теория коммерции и технология. Особое опасение министерства вызывали университеты, которые признавались очагами революционной заразы. Искоренению ее должны были послужить решительные меры, предпринятые сначала в отношении Казанского университета и распространенные позднее на другие высшие учебные заведения - в Петербургском и Харьковском университетах, гимназии высших наук в Нежине и т. д. Ужесточившаяся политика в отношении просвещения, усиление цензурных репрессий, все возрастающая полицейская слежка явственно обозначили реакционность правительственного курса.

События 14 декабря 1825 года, завершившие 1-ю четверть XIX века, наложили неизгладимый отпечаток на последующий период. Уже весной 1826 г. министерство просвещения получило указание кардинально пересмотреть всю систему народного образования. Этим занялся специально созданный комитет устройства учебных заведений, деятельность которого так определялась министром просвещения Шишковым: "все вредное в преподавании и воспитании "остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству".

Назначение нового министра просвещения С. С. Уварова знаменовало лишь укрепление реакционного курса. Воззрения Уварова были достаточно характерны для определенной части русского дворянства в 1-й половине XIX в. Он выступает как один из наиболее рьяных идеологов реакции, один из авторов так называемой теории официальной народности. Став министром Уваров призван был воплощать в жизнь идеологию николаевской России, прививать юношеству "истинно русские охранительные начала - православие, самодержавие и народность, составляющие последний якорь нашего спасения и залог силы и величия нашего отечества". Искоренение революционных идей, насаждение религиозного и верноподданнического мировоззрения, восстановление и укрепление сословного начала в обучении стало первоочередной задачей министерства просвещения.

Плодом деятельности комитета, просуществовавшего до 1835 г. явились: 1) Устав гимназии и училищ уездных и приходских 1828 г. и 2) университетский устав 1835 г. Сохраняя типы учебных заведений, созданные еще в 1804 г., устав 1828 г. устанавливал их сословную принадлежность: в приходских училищах должны по преимуществу обучаться дети крестьян и мещан; в уездных - дети купцов, в гимназиях - дети дворян. В соответствии с этим определялся и учебных план заведений.

Перестройка системы образования была завершена "Положением об учебных округах", изданным в 1835 г. и "Общим уставом императорских российских университетов". "Положение" окончательно ломало ту структуру учебных заведений, которая была создана в 1804 г. Университеты лишались научно-методических и учебно-административных функций по отношению к низшим и средним школам возглавляемых ими округов. Отныне все учебные заведения округа находились под надзором и контролем попечителя, назначаемого министром просвещения.

 

2. Издательская деятельность и периодическая печать.

Обращаясь к вопросу о распространении знаний в 1-й половине прошлого века, закономерно в первую очередь говорить о книге и книгопечатании. Печатное слово, книга были главным, а иногда и единственным источником информации, научных знаний. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Однако развитие "книжного дела" было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего, уровнем грамотности населения и политикой правительства. Как уже отмечалось, количество грамотных людей в России того времени было ничтожно малым. Кроме того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения, по словам А. И. Герцена, тогда "высшее общество ничего не читало по-русски, низшее - вообще ничего не читало". Многие провинциальные помещики, жившие в своих имениях более или менее постоянно, в качестве единственных книг имели календари или "Гадательную книгу" толкователя снов Мартына Задеки. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники в то время редко пользовались печатной продукцией еще и по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшее на книжную торговлю - это переписка книг или отдельных сочинений, большей частью небольших по объему и представляющих интерес. Некоторые любители даже заводили альбомы или специальные тетради, куда переписывали понравившиеся произведения. Особенно часто это происходило с запрещенными изданиями. По рукам ходили списки "Горе от ума", многих стихотворений Пушкина, различные "подпольные издания" в период цензурных притеснений 30 -40-х годов.

Кроме того, развитие издательской деятельности определяла и правительственная политика.

Однако первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 г. был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 г. последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение "вольных" типографий способствовало увеличению печатной продукции.

В 1813 г., по данным известного библиографа Сопикова, в Петербурге насчитывалось 18 типографий, в 1825 г. их число увеличилось до 22.

Одним из наиболее ранних и значительных петербургских издательств в начале XIX в. была книжная торговля В. Плавильщикова, магазин которого, первоначально помещавшийся на Садовой улице позднее переведен был на набережную р. Мойки (у Исаакиевской площади). Василий Плавильщиков, образованный, не чуждый литературе человек, брат актера и писателя Павла Плавильщикова, преследовал в своей деятельности не только коммерческие, но и просветительские цели. Вскоре при лавке им была открыта библиотека, где за плату желающие могли получить произведения классиков русской литературы XVIII и начала XIX в.

В 20-х годах XIX в. на Невском проспекте открылась Книжная лавка И. В. Оленина, человека прогрессивных воззрений, активного члена "Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения, сопричастного "Союзу Благоденствия". Декабристские связи Оленина отразились и на его издательской и торговой деятельности. В его магазине продавались "Думы" К. Ф. Рылеева, книги Ф. П. Глинки, политэкономический трактат Н. И. Тургенева "Опыт теории налогов". Магазин Оленина посещали А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг. Оленин был издателем декабристского альманаха "Полярная звезда".

Видное место в столичной книжной торговле занимала династия Глазуновых, просуществовавшая более 100 лет (1783 - 1917). 100-летний юбилей фирмы совпал с первым публичным выступлением будущего знаменитого композитора, директора петербургской консерватории Александра Константиновича Глазунова, правнука основателя фирмы.

Представители старинной купеческой семьи Глазуновы начали книжную торговлю в Москве, но в конце XVIII в. перебрались в Петербург и к 1811 г. братья Глазуновы владели уже 10 лавками в столице. Магазины их располагались в центре Петербурга - на Невском проспекте, в Гостином дворе, на Садовой улице - и пользовались популярностью. Наряду с магазинами ими было приобретена и типография. Глазуновы печатали главным образом научную литературу - труды членов Академии наук и преподавателей московского университета, книги по истории, географии, сельскому хозяйству, медицине, различные учебники. С середины 20-х годов они начали издавать и произведения русских писателей - Державина, Батюшкова, Марлинского, Пушкина, Лермонтова. В начале 40-х гг. Глазуновыми было осуществлено издание трех посмертных томов (IX, X, XI) сочинений А. С. Пушкина, редакторами которых были В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и П. А. Плетнев. В 1840 г. ими же был впервые издан "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова.

Пожалуй, самой значительной и популярной в Петербурге в 1-ю половину XIX в. была книжная торговля А. Ф. Смирдина.

Александр Филиппович Смирдин вошел в историю русского книгоиздательства как основатель нового периода в издательском деле, периода, позднее названного его именем. И действительно, несмотря на коммерческий характер деятельности Смирдина, ее с полным основанием надо назвать просветительской. Он значительно расширил издательское дело, установив его на коммерческих началах, намного увеличив тиражи и удешевив стоимость книги. Например, если раньше цена одного экземпляра хорошего издания стоила от 10 до 25 р., то у Смирдина том басней Крылова стоил 4 р., а цена одного тома выпущенного им в 40-х годах "Полного собрания русских авторов" упала до 1 р. Значение этого удешевления книги для распространения отечественной литературы становится особенно явственным, если учесть, что жалование среднего чиновника в этот период составляло 35 - 40 р. в месяц. Поэтому совершенно прав был В. Г. Белинский, заметив, что Смирдин сделал произведения русских писателей доступными "и для небогатых людей".

Кроме того, Смирдин первым ввел оплату (гонорар) писателям за издание их сочинений, тем самым, способствуя тому, чтобы труд писателей стал профессиональным. И более того, высокими гонорарами Смирдин стремился поощрить русских писателей и способствовать развитию литературы.

Смирдин много помогал писателям, в том числе А. С. Пушкину, к которому он относился с благоговением и любовью, высоко оценивал все, что выходило из-под пера великого поэта. Так, в начале 1830-х годов, когда расходы Пушкина резко возросли в связи с женитьбой, Смирдин взял на себя распродажу всех ранее вышедших, но не раскупленных его произведений, за что ежемесячно выплачивал поэту по 600 рублей. Помимо сочинений Пушкина Смирдин издавал И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, осуществлял переиздание произведений М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Помимо Петербурга и Москвы книжная торговля во 2-й четверти XIX века начинает успешно развиваться и в провинциальных городах - Дерпте, Риге, а также Казани, Харькове и др. В 1833 г. вышло в 2 раза больше книг на русском языке, чем в 1825 г., а за период с 1833 1840 годы вышло в 8 раз больше книг, чем за 1801 - 1805 г.

Главными потребителями книги были в то время в основном дворянские семьи, в которых считалось модой иметь свои библиотеки.

Наряду с книгой значительное место в общественной и культурной жизни Петербурга 1-й половины XIX в. заняла периодическая печать. Если в XVIII в. степень ее развития была невелика, то уже в последующее десятилетие XIX в. количество периодических изданий быстро возрастает.

Большинство журналов начала XIX в. издавалось кружками или обществами, примыкавшими к прогрессивному или реакционному литературному лагерю. Так, ряд изданий был связан с "Вольным обществом любителей российской словесности наук и художеств" (1801 - 1812). Это журналы "Северный вестник" (1804 - 1805), "Цветник" (1809 - 1810), "Свисток муз" (1802 1803), кружок "Беседа любителей русского слова" издавал "Чтения "Беседы любителей русского слова"", связан с ним был и другой журнал "Друг просвещения" (1804 - 1806). Наряду с частными появляются правительственные ведомственные журналы, это - орган министерства внутренних дел "Санкт-Петербургский журнал" (1804 - 1809) и журнал министерства просвещения "Периодическое сочинение об успехах народного просвещения" (1803 - 1819).

Журналы первого десятилетия XIX в. отличались недолговечностью, просуществовав один-два года, большинство изданий прекращалось. Журнальные номера выходили нерегулярно, часто с большим опозданием.

В следующее десятилетие количество журналов увеличивается почти вдвое. Стремление к общественной деятельности передовых кругов русского общества находит выражение в журналистской деятельности. Журнальные статьи становятся содержательнее, интереснее, затрагивают и политические вопросы. Огромное влияние на журналистику, как и в целом на культуру Петербурга, оказала Отечественная война 1812 г. Патриотический подъем, охвативший русское общество, частично отразился в создании ряда печатных органов, наиболее известным из которых стал журнал "Сын отечества" (1812 - 1839). С 1815 - 1825 г. он был самым влиятельным передовым журналом, близким деятелям декабристских обществ. В это же время оформляются органы декабристского направления - альманахи "Полярная звезда" (1823 - 1825) и "Мнемозина" (1824 - 1825).

Что касается газет, то первые годы XIX в. выходили лишь "Санкт-Петербургские ведомости". Через несколько лет к ней прибавляется "Северная почта" или "Новая санктпетербургская газета" - орган департамента почт и "Сенатские ведомости". В интересах петербургского купечества начинают издаваться "Санктпетербургские коммерческие ведомости" (1802 - 1810).

Содержание газет, расположение публикуемого материала значительно отличались от современных. В газетах не было передовиц, подвалов, газетная полоса заполнялась разного рода небольшими текстами, преимущественно информативного характера. Например, газета "Санктпетербургские ведомости" публиковала после правительственных сообщений и всякого рода административной информации, известия о жизни Петербурга и провинций, заграничные новости, а также в большом количестве объявления - о вызове кредиторов, наследников, прибытии иностранных судов, о новых книгах, издаваемых Академией наук и т. п. В газете "Северная почта" наряду с придворной хроникой, сообщениями о внешнеполитических событиях, печатались сведения о производстве в чины и назначениях по службе. Политические новости в газетах трактовались в строго монархическом духе, причем на первое место ставились династические новости и события. Затем шли сообщения о погоде, быте европейских народов, примечательных происшествиях.

Вторая четверть XIX в. отмечена бурным развитием периодической печати и отличительной особенностью развития периодической печати этого периода является специализация издания. Нужды промышленности, сельского хозяйства и торговли вызывают к жизни ряд изданий экономического и информационного характера, таких как "Промышленный листок", "Посредник", "Земледельческая газета", "Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик", "Купец".

Затем, наряду с изданиями общего характера, появляются литературные журналы и газеты. В Петербурге выходят "Литературная газета", "Новости литературы".

Во 2-й четверти XIX в. несколько изменяется и вид изданий, особенно столичной прессы. Увеличились размеры газет, стали указываться авторы наиболее интересных и серьезных статей. Вводились новые рубрики: "Смесь", "Нравы". Последнее нововведение было произведено издателем Ф. В. Булгариным на страницах его газеты "Северная пчела". Возрастали и тиражи популярных изданий. Так, например, уже упомянутая "Северная пчела" в 1829 г. имела 2000 подписчиков. Однако стиль изложения в основном сохранялся. По-прежнему сообщения, касавшиеся внутренней или внешней политики выдерживались в строго правительственном духе, политическую информацию газеты получали исключительно из министерства внутренних или иностранных дел, поэтому, естественно, подбор материала был тенденциозным. Наряду с официальными сведениями в печать попадало много непроверенных, а иногда и ложных сообщений. Достоверность информации не считалась обязательной, многие статьи начинались словами: "Говорят...", "Сказывают...", "Нам передавали..." и т. п. Так же, как в предыдущий период, большое место в газетах отводится описаниям разного рода необычайных фактов (о человеческих уродствах, редких явлениях природы, неведомых животных и т. п.), анекдотических происшествиях.

Журналы 30 - 40-х годов XIX в. имели определенную программу, у них была своя аудитория, свой читатель. Они стали популярнее книги, сжато и последовательно излагая сущность различных литературных и общественных событий.

 

III. Типологические особенности культуры Пушкинского Петербурга.

Все перечисленные выше обстоятельства: ожидание либеральных реформ, отношения России с Западом, логика развития самого Просвещения, последствия войны 1812 года, деятельность декабристов породили мощный культурный подъем, который нашел выражение в науке, в образовании, в книгоиздательстве и периодической печати, в живописи и музыке, в литературе и архитектуре. Но при всем разнообразии этих проявлений в столичной культуре ее суть точнее всего обозначается одним понятием - "пушкинская эпоха", "пушкинский Петербург". А. С. Пушкин воссоздал в своем творчестве и Петербург и его творца. В поэтическом романе Пушкина "Евгений Онегин" воссоздан, впервые в русской литературе, образ Петербурга. А строки из поэмы "Медный всадник" звучат как гимн городу:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

 

Пушкинский Петербург - первый большой итог процесса воплощения замысла Петра I, это мечта Петра, ставшая завершенной реальностью. Какие факторы свидетельствуют об этом:

1. Пластический образ Петербурга:

· Над обликом города трудятся не только иностранные, но и русские зодчие: Захаров (Адмиралтейство), Воронихин (Казанский собор, Горный институт), Стасов (Конюшенная церковь)

· Город-порт, задуманный Петром в начале XIX века, окончательно оформляется (стрелка Васильевского острова: биржа, ростральные колонны - маяки, судостроительные верфи). Вся Нева покрыта кораблями разных флагов.

· В гранит оделись набережные - более 130 км.

2. "Окно в Европу" - получило мощный импульс после войны 1812 года и заграничных походов, армия в ходе Наполеоновских войн побывала в Европе, своими глазами могла убедиться в особенностях Европейской жизни, принесла в Россию европейское посещение.

3. Идея Петра - возвеличение государства - достигает в это время своего апогея в противоборстве государства и личности: личность впервые обособляется от государства, противостоит государству.

4. Отношение к религии такое же, как при Петре I, какое сложилось в XVIII веке - от прямой критики религии и церкви (Белинский), до атеизма и веротерпимости в народе. Традиции русского храмостроительства не соблюдаются, нет пятиглавия. Часто церкви становятся не культовыми, а мемориально-патриотическими памятниками (н-р, Казанский собор).

5. Сохранение и укрепление идеи равенства всех наций. В 1818 году в городе насчитывается 23 тыс. немцев, 4 тыс. французов, 4 тыс. финнов, 2 тыс. шведов, 600 грузин, 600 татар, 900 англичан и др. В Петербург по-прежнему приглашают архитекторов, музыкантов, педагогов, ученых.

6. Внутренняя противоречивость культуры, двойственность, двусторонность города. Пушкинский Петербург - это и носитель высших достижений русской культуры, и грозный оплот самодержавия; архитектурный шедевр, окруженный убогими окраинами; место столкновения сил прогресса и реакции, свободомыслия и гнета цензуры, света знаний и мракобесия.

7. Для этого периода характерно обращение к национальным истокам, корням. Необычайный интерес к истории (Н. Карамзин - его труд "История государства Российского"), начинается изучение русской культуры, искусства, собирание и охрана памятников русской старины.

8. Особое место искусства, художественного творчества в культуре Петербурга. Первая причина этого - гармоничность культуры - цель которой - связать воедино "истину, добро и красоту":

· Литературные салоны становятся важным местом времяпрепровождения петербуржцев, их называли "петербургские салоны", здесь собиралось разностороннее интеллигентное общество, читались стихи и поэмы, исполнялась музыка. Новый талант, к какой бы области искусства он ни принадлежал, находил здесь свое первое поощрение. Причем, важна была не роскошь приема, а остроумие, хорошее настроение, изящная обстановка дома, образованные интеллигентные хозяева.

· Особая роль искусства связана с гонениями государства в отношении любых проявлений свободомыслия в столице, жесткая цензура, трудное положение гуманитарных наук. Поэтому только через искусство могли быть осмысленны противоречия, имевшие место в духовной жизни столицы;

· Характерно взаимопроникновение, взаимосвязь разных видов искусства. (Например, Глинка пишет романсы на стихи Жуковского или оперы по произведениям Пушкина, Кипренский и Тропинин рисуют портреты Пушкина).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Параграф 3.2.1 Наличие нулевого провода | Суждение и предложение. Логические и грамматические категории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.