Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №3

1. В истории отношений государства и церкви немало драматических страниц. Соперничества и открытого противоборства, стремления Церкви подчинить государственную власть и борьба государства за выход из под влияния и контроля церкви. В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющие определенные атрибуты. В широком смысле «церковь» — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Признаки церкви:

1. Наличие более или менее разработанной религиозной системы;

2. Иерархический характер, централизация управления;

3. Разделение принадлежащих церкви служащих на духовенство и мирян.

Существуют два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

1. Наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви в равных областях общественной жизни (в дореволюционной России - Русская Православная Церковь, в Великобритании - Англиканская Церковь, главой которой выступает монарх, в большинстве мусульманских стран – Ислам). Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности:

· за Церковью признается право собственности на широкий круг объектов: здания, сооружения и т.д.;

· Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, в том числе освобождение или льготы по налогообложению;

· Церковь наделяется радом юридических полномочий. Она вправе регистрировать брак, рождения, смерть и в ряде случаев регулировать брачно-семейные отношения.

· Церковь имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

Это клерикальные и теократические государства.

2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Этот режим существует в таких странах, как Россия, Франция, Германия, Португалия и т.д., и также имеет свои особенности:

· государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутрецерковную деятельность.

· Государство не оказывает Церкви материальной (финансовой) поддержки.

· Церковь не выполняет государственных функций и не вмешивается в дела государства, а занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

· отношения между государством и Церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания.

Это светские государства.

В XX веке универсальным принципом организации политической жизни стала секуляризация — освобождение от влияния религии, и в настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти.

В зависимости от взаимоотношений с Церковью различают государства:

1. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности, религиозные организации не входят в систему государственной власти (РФ, Германия, Франция).

2. Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит Церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. В таких государствах религиозные нормы составляют основной источник права (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ватикан).

3. Промежуточный вариант между светским и теократическим государством — это клерикальное государство, которое с Церковью не слито, однако Церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. В таких государствах какая-либо религия имеет статус государственной (Англия, Греция).

2. В обществе существует множество различных отношений - экономических, политических, юридических, моральных, духовных, культурных и др. Все они являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными. Юридическую науку интересуют прежде всего юридические или правовые отношения, органически связанные с правом.

Право - официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, желаемую направленность. Право указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

Правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения не утрачивают своего фактического содержания (экономического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое свойство. Правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, а существует вместе с ним.

Право - не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Оно само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно они по форме и содержанию представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, "творит" общественные отношения.

Правоотношения - следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права, а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение. Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние (материальный источник) и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом (формальный источник).

Право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные отношения между ее членами, не затрагиваемые правом).

Любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

Признаки правоотношений:

1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь.

2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может появиться и функционировать без волеизъявления хотя бы одно из его участников.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений), но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то".

Правоотношения - урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений:

1. Материальные (общие) - совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений

а) не менее двух субъектов;

б) интересы, потребности людей (материальные, духовные, физиологические), под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения;

в) объект (ценность, благо).

2. Юридические (специальные)

а) норма права;

б) праводееспособность субъектов;

в) юридический факт.

Норма права и правоотношение соотносятся как причина и следствие - первое предшествует второму, а не наоборот. Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер:

1. Правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение.

2. Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Правоотношение - это норма права в действии.

3. Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем, помимо собственных, некоторые общие функции.

4. Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения; в диспозиции - на права и обязанности его субъектов; в санкции - на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

В литературе сложились две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения. Согласно первой из них, разделяемой большинством теоретиков, правовое отношение есть результат регулирующего воздействия правовой нормы на общественное отношение. Последовательность здесь такая: норма права - фактическое отношение - правоотношение. Согласно второй концепции, правоотношения есть не результат, а средство регулирования общественных отношений. Последовательность в этом случае уже иная: норма права - правоотношение - общественное отношение. Сначала на основе той или иной нормы права складывается правоотношение и только затем оно направляется на регулирование соответствующего отношения.

3. Право может регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием. В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это - субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые подразделяются на две большие группы: правовые стимулы, (призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному для личности и общества) и правовые ограничения (призваны сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но вредно для других граждан, общества в целом).

  Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать.
Признаки: связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите
сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.
обозначают собой положительную правовую мотивацию обозначают собой отрицательную правовую мотивацию
предполагают повышение позитивной активности предполагают снижение негативной активности
направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Классификация:
По элемен. структуры нормы права юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льгота (диспозиция), поощрение (санкция) юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция)
По предмету правового регул-я конституционные, гражданские, экологические и т.п. конституционные, гражданские, экологические и т.п.;
По объему основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет)
По времени действия постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении)
По содерж-ю материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность) материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор)
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет №2 | Билет №4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.